Странная тема
«Автомобильные» работы художницы Ю. Задворной
Несколько лет назад мы с Никасом Сафроновым готовили серию статей о художниках, избравших героями своих произведений автомобили. Тогда я и услышал от Никаса слова: «Интересная девушка, талантливая, и манера письма необычная». Они относились к Юле Задворной.
В разных городах России и Украины группа молодых художников маслом, акварелью или гуашью рисует автомобили, реально существующие и фантастические, плавающие и летающие, казалось бы, чем можно выделиться и запомниться. Оказывается, можно! Едва ли не половина работ Юли посвящена грузовым автомобилям. Образы полуторки, «захара» или «газона» никак не соответствовали образу хрупкого и миниатюрного автора и его основной работе. Тема, мягко говоря, не совсем обычная для выпускницы Государственного университета технологии лёгкой промышленности, дизайнера интерьеров, модельера одежды. Естественно, мой первый вопрос во время нашей недавней встречи:
– Откуда такой странный выбор темы?
– Рисовать я любила всегда, и однажды решила своими руками сделать своему дедушке подарок ко дню рождения. Полистала старые книги, посмотрела фронтовые фотографии деда и нарисовала сценку из его фронтовой жизни, где он был изображён рядом с легендарной «трёхтонкой» ЗИС-5 (1). Не знаю, кто был больше рад подарку – дедушка, которому рисунок напомнил боевую молодость, или я, потому что дед смог определить марку грузовика.
С войной связана одна из лучших, на мой взгляд, работ Юли – иллюстрация к книге фронтовых воспоминаний деда. В юбилейном году многие молодые художники обращались к теме памяти, победы, войны, но по силе передачи своего отношения к ней работу Юли можно отнести к лучшим. Портрет танкиста рядом с самоходкой у поверженных Бранденбургских ворот проступает сквозь строки фронтовых писем. Его лицо как бы скрыто от нас то ли старыми письмами, то ли облаками забвения, но мы ясно осознаём, что перед нами человек, закончивший тяжёлую изнурительную работу солдата. Он заслужил отдых, и сейчас его мысли далеко от Берлина – они там, дома, где его заждались (2).
Рисовать Юля начала с четырёх лет, рисовала всегда много и с удовольствием, несколько лет занималась в детской студии при ГМИИ им. Пушкина, а потом поступила в университет, который закончила художником по ткани. Работая в такой непростой сфере, как дизайн, она не бросает увлечения автомобильной живописью, работая в своеобразной и необычной манере. Очень интересны её московские пейзажи. Кто сейчас помнит, как выглядела площадь Маяковского без самого Маяковского, со зданием перед рестораном «Пекин», где находился когда-то театр «Ромэн», потом Театр эстрады? Во всяком случае не девушка, родившаяся в конце прошлого века! Но взгляните на картину Ю. Задворной. И здание стоит целёхонькое, и движение явно пятидесятых годов, ещё не построен первый в Москве транспортный туннель под площадью. Да и раскраска троллейбуса, марку которого несложно определить (МТБ-82), сохранилась только в памяти московских старожилов (3).
– Я люблю писать ушедшую Москву, по сути, ту, которую я не видела. В нашей семье часто вспоминают, как выглядели её улицы и площади много лет назад. Работу начинаю с изучения старых открыток, журнальных иллюстраций, выезжаю на место. Можно, например, на открытке увидеть площадь с одного угла, а на самом деле с противоположного угла она могла выглядеть намного интереснее. Мне не интересно простое воспроизведение чужой фотографии или рисунка, я передаю своё видение улицы, площади, переулка.
Обратимся к ещё одному московскому пейзажу. Это Пушкинская площадь сороковых годов. Что так точно указывает на время? Левый поворот в сторону Кремля, который запретили полвека назад, более чем скромное движение и марки автомобилей – одни «Эмки» ГАЗ-М1 и «полуторка» ГАЗ-АА (4).
Автомобили в работах Юли – точный атрибут времени и места события. Смотришь на сценку свидания молодого паренька и девушки около ГАЗ-51 и становится ясно, когда и где оно имело место. Почему? Ну, во-первых, пшеничное поле, во-вторых, машина новенькая, незаезженная. Характерная деталь – цельнометаллическая кабина, их стали применять в самом начале пятидесятых годов. Значит, ребята встретились на целине именно в 1956 году, когда собрали первый урожай! (5)
А вот ещё одна картина с грузовиком в главной роли. ЗИЛ-164 везёт с поля бригаду колхозниц. Это уже и место, и время другое. Белая мазанка говорит о том, что либо юг России, либо Украина, а модель указывает на начало шестидесятых годов (6). А где больше всего работало женщин в сельском хозяйстве? Либо на фермах, либо в полеводстве.
Пройдём по «автомобильной» галерее Ю. Задворной дальше. Просёлок, слякоть, сумерки и ГАЗ-63А на переднем плане (7). Светлый номерной знак говорит о том, что это гражданский автомобиль, модификация с лебёдкой шла в те годы только в армию. В народное хозяйство они шли обычно после расконсервации, и начался это процесс в конце шестидесятых годов ХХ века. Обратите внимание на мальчика, который рассматривает непривычный автомобиль. Значит, он недавно появился в этих краях. И дело происходит на сельской дороге.
Две следующие работы Юли переносят нас в город. Пожарная лестница на шасси ГАЗ-51 была обязательным атрибутом небольших городков в российской глубинке (8). В одноэтажной России без них просто нельзя было обойтись, в больших городах 12-метровая «спасительница» была бесполезна, а на узеньких улочках райцентра громоздкой лестнице на шасси ЗИС-151 не развернуться! По такой улочке спешит «козлик» ГАЗ-69 (9), и почему-то складывается впечатление, что едет на очередную «разборку» участковый милиционер, коллега незабвенного Анискина.
– В своих работах я не стремилась передать стопроцентно точно конструктивные особенности тех или иных автомобилей, просто не ставила перед собой такой задачи. Этим пусть занимаются дизайнеры и заводские конструкторы. Я рисую грузовик таким, каким я его вижу, если хотите, это мои ощущения мощной машины. Кстати, многие из них я даже и не видела в жизни до того, как нарисовала. Перенося автомобиль в конкретные условия моих картин, я конечно же присматривалась к его изображениям на открытках, в книгах, но никогда не ставила целью скопировать или повторить его на картине один в один.
По большому счёту настоящий художник никогда себе этого и не позволит. Для него количество гаек в ступице левого заднего колеса – не главное. Куда важнее передать образ, ощущение, чувства. Вот, например, московская Тверская улица, простите, на картине это конечно же улица Горького (10). Широкая, свободная, с организованным потоком – разве может она ассоциироваться с пасмурной серой погодой? Кому-нибудь сейчас придёт в голову изобразить эту вечную восьмирядную пробку, состоящую из лимузинов и чемоданоподобных псевдовнедорожников в лучах солнца? Даже если оно пробьётся сюда, всё равно не раскрасит эту чёрную массу ни в какие цвета! А на картине Ю. Задворной много яркого солнца и светлых облаков. И узнаваемые детали автомобилей не забыты. Разве можно не узнать стоящий в первом ряду универсал Škoda 1201? И сразу же становится понятно, какие годы изображены на картине. Машины эти не долго бороздили московские просторы в середине шестидесятых годов.
Я бы взял на себя смелость назвать работы Юли настроенческими, чем-то близкими полотнам импрессионистов. Если те использовали непривычную технику живописи, чтобы подчеркнуть свою сопричастность происходящему, Юля использует непривычный материал. Большинство работ выполнено на упаковочном картоне.
– Картон и в самом деле необычный материал. Благодаря рельефу он создаёт иллюзию объёмного изображения, подчёркивая его глубину. К тому же использование картона воспринимается как зарисовка свидетеля происходящего на первом материале, подвернувшемся под руку. Это как журналистский репортаж, записанный на тетрадных листах, или слова будущего хита на полях ресторанного меню. Кстати, и в автомобильном мире есть подобные примеры – эскиз «Жука» на столовой салфетке.
«Автомобильные» работы Ю. Задворной не раз экспонировались на различных выставках, высоко оценены московскими галеристами, являются частью экспозиции московского музея ретроавтомобилей на Рогожском валу. А как в жизни складываются отношения Юли с её «героями»? Ответ был предельно кратким и откровенным:
– Я ни разу не сидела за рулём грузовика и мечтаю о том, чтобы хоть раз попробовать. Наверное, это интересно ощущать в руках мощь огромной машины!