Кузница огнеборцев
Сборка пожарного автомобиля АЦ 3,2-40/4 на ПО «Спецтехника пожаротушения»
Как авиация – это больше, чем машиностроение, так и автомобили для пожарных и спасателей – есть нечто большее, чем просто специальная техника. В силу особой специфики их конструкция значительно сложнее большинства надстроек на грузовых шасси, а требования к ним на две головы выше. Тем интереснее увидеть, как строятся пожарные автомобили, на примере производства московского ПО «Спецтехника пожаротушения».
Последние централизованные закупки пожарных автомобилей в России происходили ещё на рубеже распада Советского Союза, поэтому потребность в пожарных автомобилях в нашей стране сформировалась колоссальная, а там, где есть спрос, и возникает предложение. ПО «Спецтехника пожаротушения» было образовано в 2008 году в одном из пустовавших цехов ЗИЛа как совместное предприятие с австрийской компанией Rosenbauer International AG, одним из лидеров отрасли в Европе. Rosenbauer предоставляет московскому предприятию комплектующие и технологии, а в Москве сложилось не просто сборочное производство, но и назрели свои собственные разработки. Уже в 2009 году новое предприятие дало первую продукцию и представило свои первые спецмашины: пожарные автомобили на шасси КАМАЗ и ЗИЛ. И если с зиловскими шасси дело дальше не продвинулось, то пожарные автомобили на шасси КАМАЗ стали для «Спецтехники пожаротушения» основной продукцией, тираж которой давно перешёл тысячный рубеж.
Как и на многих прогрессивных предприятиях здесь есть свои ноу-хау и особые технологии. Особенность производства в Москве в том, что здесь первыми в РФ освоили надстройки, построенные по «клеевой» технологии из алюминиевых и композитных панелей, соединённых между собой швейцарским клеем Sikaflex. На производстве у «Спецтехники пожаротушения» вообще не применяется сварка, а все элементы надстроек соединяются клеевыми или резьбовыми соединениями. Такая технология небыстрая: за смену можно подготовить один кузов, что годится только для небольшого производства со скромным тиражом. Зато для эксплуатантов её плюсы очевидны: кузов, построенный по этому принципу, прочен и лёгок, устойчив к коррозии, меньше страдает от вибрации и тряски, а испытания соединений «на разрыв» показали, что первым сдаётся вовсе не клеевое соединение, а металл.
«Благодаря» подорожавшей валюте (а также политике нынешних госзакупок – государство как приоритетный потребитель пожарных автомобилей требует высокого уровня локализации) – производитель постоянно ищет пути импортозамещения. Если раньше львиная доля комплектующих поступала от австрийских партнёров и пугала ценой как при закупке на производство, так и при эксплуатации «на местах», то теперь импортными остались главным образом незаменимые и «жизненно важные» части: такие как насос и система управления им, лафетный ствол и ряд других деталей, поставляемых из Австрии. С другой стороны, в погоне за локализацией качество не страдает: приоритет даётся только тем отечественным поставщикам комплектующих, которые демонстрируют высокий уровень качества продукции и культуры производства.
Основной продукт «Спецтехники пожаротушения» на сегодня – это автоцистерна АЦ 3,2-40 / 4 на полноприводном шасси КАМАЗ-5387. Такая же надстройка монтируется на шасси MAN TGM 13.290, но с ростом курса валют «перевес» в сторону отечественного шасси стал почти стопроцентным.
Производство, расположенное на территории крупнейшего промышленного гиганта Москвы – Завода имени Лихачёва, достаточно компактно и разместилось всего в одном цехе. Тихо, с расстановкой здесь ежегодно строят сотни новых пожарных автомобилей, которые расходятся как по всей России, так и на экспорт, в том числе и в дальнее зарубежье. Тем интереснее пройти весь «конвейерный путь» самой массовой пожарной автоцистерны московско-австрийского производителя: от шасси до готовой спецмашины.