<<< Назад

Оперативный топливозаправщик
«Приоритет 5881N8F» АТЗ-10 – настоящий внедорожник с колёсной формулой 6х6

Даниил Минаев, фото автора

Впервые с предсерийной новинкой «Урал NEXT» автозавода из Миасса мы познакомили читателей прошлой осенью, а в конце ноября прошлого года заработал конвейер. Зимой же 2016-го у дилеров появились в продаже товарные автомобили, и среди них в московском регионе я обнаружил топливозаправщик ёмкостью 10 кубометров.

Этот автомобиль предназначен для транспортировки, кратковременного хранения и заправки светлыми нефтепродуктами плотностью до 0,83 т / м3. Надстройку изготовило предприятие из родного для грузовика города Миасса ООО «Приоритет». Когда этот материал пойдёт в печать, яркая оранжевая «бочка» уже вовсю будет трудиться в Забайкалье на доставке топлива для карьерных и шарнирно-сочленённых самосвалов, которым закрыт выход на дороги общего пользования.

Двигатель и трансмиссия для специфики автоцистерны

Под пластиковым капотом двигатель ЯМЗ нового семейства 536

На сегодняшний день основной силовой агрегат всех миасских грузовиков – двигатель нового 536-го семейства из Ярославля, которое было разработано несколько лет назад при помощи австрийских специалистов из компании AVL List GmbH. Важное достоинство нового мотора – его масса: ЯМЗ-536 весит всего 640 кг против своего «дедушки» V-образного дизеля ЯМЗ-236, масса которого чуть переваливает за тонну.

Такой агрегат значительно упрощает конструкторам проектирование надстроек из-за меньших проблем с развесовкой. К тому же не следует забывать, что этот грузовик – настоящий вездеход! Порожний автомобиль с тяжёлым дизелем может зарываться передним мостом на слабых грунтах. На топливозаправщике установлена рядная «шестёрка» со «срединной» настройкой мощности в 285 л.с., но самая мощная версия 536-го мотора развивает 312 л.с.

Конструкция двигателя характерна для сегодняшнего дня в этом сегменте: блок и общая ГБЦ с четырьмя клапанами на цилиндр из чугуна, расположение привода ГРМ со стороны маховика. Система питания – Common Rail, давление в рампе – 1800 бар для версии четвёртого экологического класса, большего для внедорожника у нас в стране пока и не надо.

На рабочем месте стало намного комфортнее по сравнению с предыдущими миасскими грузовиками, но огромный капот за ветровым стеклом напоминает о том, что управляешь не маленькой автомашиной!

Важный конструкционный момент этого двигателя – стандартизированный картер маховика SAE1, что даёт возможность установить различные варианты КП. Поскольку работа по доставке топлива в карьер не требует высоких скоростей движения и большого плеча маршрута (база – терминал – карьер – база), на нашем «бочонке» применили самый бюджетный вариант коробки передач – допотопную ярославскую «пятиступку», которую специально оставили в гамме предлагаемых комплектаций для новой модели. Это решение специально адресовано надстройщикам, где от базового шасси требуется лишь прибыть к месту эксплуатации оборудования надстройки. Но при желании клиент всегда может заказать современную КП ZF Ecomid 9S1310TO, серийно производимую в Набережных Челнах.

Вызов бездорожью и надстройке

Узел выдачи топлива Узел выдачи топлива Дополнительная защита топливного бака при перевозке опасных грузов ТСУ европейского образца, максимальная допустимая масса автопоезда – 32 800 кг

Только не надо забывать при общении с «Уралом», что это настоящий внедорожник с колёсной формулой 6х6! Этому здесь и подчинён весь конструктив. Совершенно неуместно роптать, залезая в высоко расположенную кабину по верёвочной лестнице нижней подножки, вызвавшей немало нареканий при тестировании предсерийных образцов и подобным мелким неурядицам. При проектировании новой модели конструкторы немного изменили геометрическую компоновку рамы, сместив двигатель назад на 150 мм и на 200 мм раздатку. Предусмотрено три варианта колёсной базы под разные надстройки, расстояние между осями задней тележки постоянное – 1400 мм.

Эти решения дались заводчанам нелегко: штат конструкторов колдовал над улучшением и без того неплохой проходимости, а маркетологи отстаивали права бодибилдеров, для которых принципиально важны базовые параметры шасси, чтобы избежать осложнений при монтаже стандартных ранее сертифицированных надстроек на новую модель. В конечном итоге победила дружба, но решили не осложнять жизнь и производителям кузовов и спецтехники.

Эта трансмиссия для настоящего вездехода! Эта трансмиссия для настоящего вездехода! Эта трансмиссия для настоящего вездехода!
Эта трансмиссия для настоящего вездехода!
Высокое расположение тормозных камер и энергоаккумуляторов делает их малоуязвимыми на бездорожье

Решение по подвескам осталось традиционным, но не без обновлений: как и прежде, здесь продольные полуэллиптические рессоры и балансиры, предусмотрена межосевая блокировка, но теперь можно заблокировать межколёсные дифференциалы среднего и заднего мостов. Грузоподъёмность переднего моста – 5800 кг, задние оси рассчитаны на нагрузку по 8000 кг на ось.

Тормозные механизмы всех колёс по традиции барабанные, но пневматические компоненты тормозной системы фирмы Wabco. Заявленный ресурс ведущих мостов – 350 000 км при номинальном крутящем моменте до 4120 Н∙м. У новой модели появились цельные усилители рамы, детали получили катафорезное грунтование и порошковую окраску.

Не только новая кабина

Притягивает взгляд к новому миасскому грузовику конечно же новая кабина. Но, как часто бывает в российском автопроме, под современной личиной может укрываться весьма серенькое устаревшее нутро с дискретными всполохами в виде некоторых импортных или лицензионных узлов и агрегатов. Поэтому хочется выступить в роли адвоката нового российского грузовика, приведя доводы в пользу того, что это обновление комплексное, системное, меняющее отношение к постройке таких машин в целом.

Компоновка выпускной системы для перевозки опасных грузов Нижняя «мягкая» подножка на серийных образцах приблизилась по ширине к основной ступеньке Новая передняя оптика с линзами нравится не всем

Итак, основной задачей миасских конструкторов стало устранение давно устаревших и ненадёжных технических решений при сохранении основной концепции и архитектуры базовых автомобилей «Урал». В первую очередь грузовики получили современную пневматическую тормозную систему взамен пневмогидравлической и новые силовые агрегаты. В процессе модернизации появился новый импортный рулевой механизм RBL интегрального типа, а трансмиссию и ходовую часть подвергли ревизии на предмет увеличения прочности, надёжности и долговечности основных узлов, повысив заявленный ресурс до 350 000 км. Теперь же, по прошествии финального этапа модернизации, грузовик получил новую кабину с унифицированным обитаемым модулем и новым пластиковым оперением.

Палочка-выручалочка для тяжёлых карьеристов

Автотопливозаправщик АТЗ-10 с цистерной АЦ-10 и узлом выдачи топлива (УВТ) предназначен для транспортировки, кратковременного хранения и заправки светлыми нефтепродуктами. Для этого машина дополнительно оборудована комплектом общей и индивидуальной защиты в соответствии с требованиями ДОПОГ.

Топливозаправщик дополнительно оборудован комплектом общей и индивидуальной защиты в соответствии с требованиями ДОПОГ Топливозаправщик дополнительно оборудован комплектом общей и индивидуальной защиты в соответствии с требованиями ДОПОГ
Топливозаправщик дополнительно оборудован комплектом общей и индивидуальной защиты в соответствии с требованиями ДОПОГ
Топливозаправщик дополнительно оборудован комплектом общей и индивидуальной защиты в соответствии с требованиями ДОПОГ

Надстройка произведена предприятием ООО «Приоритет», базирующемся в Миассе, цистерна односекционная, калиброванная, трапециевидного сечения изготовлена из стали 09Г2С. Интересно, что эта компания прежде всего известна своими пожарными автомобилями («ГП» №1, 2016 г.). Номинальная вместимость цистерны – 10 000 л. Насосная установка СЦЛ (П) – 00Г производительностью 6 л / сек обеспечивает заполнение ёмкости за 30 минут. Время опорожнения цистерны собственным насосом – 25 минут, самотёком – 45 минут. Несмотря на то, что для базового шасси «Урал-5557-6151-72» полная масса конструктивно допустимая – 21,3 т, гружёный АТЗ-10 весит не более 18,5 т. Что это? Недовес?

Учитывая паспортную полную массу автопоезда в 32,8 т, получается, что тягач может буксировать прицеп-цистерну полной массой 14,3 т с аналогичной вместимостью в 10 м3. Так что аппетиты карьерной техники – самосвалов, грейдеров, бульдозеров, погрузчиков и экскаваторов – будут удовлетворены.

По данным завода-изготовителя

Заводская гарантия на «Урал NEXT»: 2 года или 100 000 км, интервал планового ТО – 15 000 км. Усреднённый показатель стоимости владения, по предварительным данным, будет равен примерно 20,5 руб. / км (расчётные данные производителя техники), средний эксплуатационный расход топлива – около 38 л / 100 км. На переднюю ось шасси приходится 25 % массы автомобиля, на заднюю тележку соответственно – 75 %. Заявленный ресурс ведущих мостов составляет 350 000 км при номинальном крутящем моменте до 4120 Н∙м. Новый двигатель ЯМЗ-536 должен работать до капремонта или замены 800 000 км. Цены на бортовые автомобили – от 2 794 000 руб.

Техническая характеристика
«Приоритет 5881N8F» АТЗ-10 на шасси «Урал NEXT 5557-6151-72»
Параметр Значение
Колёсная формула 6х6
Снаряжённая масса, кг 10 060
Допустимая полная масса, кг 18 360
Грузоподъёмность, кг 8300
Двигатель:
  • рабочий объём, cм3
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Н∙м
ЯМЗ-53642-10, турбодизель, I-6, Euro 4
6650
285 при 2300 мин-1
1200 при 1300–1600 мин-1
Коробка передач:
  • количество ступеней вперёд/назад
  • передаточное число главной передачи
ЯМЗ-183-76
5/1
7,49
Сцепление Сухое, однодисковое, с диафрагменной пружиной
Тормозная система Пневматическая
Подвеска спереди На полуэллиптических рессорах
Подвеска сзади Рессорно-балансирная
Номинальная вместимость цистерны АЦ-10, л 10 000
Испытательное давление котла цистерны, атм 0,35
Производительность насосной установки СЦЛ (П)-00Г, л/мин 360
Шины Tyrex CRG Power 156J «Омскшина O-184», 425/85 R21
Максимальная скорость, км/ч 80
Комментировать ... >>
Loading...