Этапы создания ЛиАЗов «от и до»
Я и предположить не мог, что линия жизни приведёт меня на главный конвейер Ликинского автобусного завода. А ведь это маленькая мечта из далёкого детства – увидеть, как выпускают большие автобусы. В моём небольшом провинциальном городе тогда ещё преобладали классические «677-е» ЛиАЗы, и для меня, ребёнка, именно слово «ЛиАЗ» тогда стало синонимом слова «автобус».
Ликинский автобусный завод уже долгие десятилетия остаётся признанным лидером среди производителей больших и особо больших автобусов во всей России. Автобусное производство, переехавшее туда ещё в пятидесятые из Москвы вместе с моделью ЗИЛ-158, быстро выросло до масштабов, когда ликинские автобусы стали не только широко распространены в большинстве городов СССР и даже поставлялись на экспорт. В наши дни это предприятие выпускает тысячи больших автобусов в год, а в советские годы годовой тираж ликинских автобусов доходил и до десяти тысяч – таковы были потребности огромной страны. Мало кто в мире строил большие автобусы такими тиражами, и это делает ЛиАЗ во многом уникальным. В Ликино-Дулёво автобусы «от и до» выпускаются конвейерным способом (у конкурентов это, как правило, делается на стапелях). Сваренные автобусные кузова на ЛиАЗе с 2002 года последовательно обрабатывают катафорезным грунтом в специальных ваннах, что крайне редко встречается во всём мире, а в России – делается только здесь.
В среднем сейчас завод выпускает по восемь автобусов за смену, т. е. примерно по одной машине в час. Когда возникают крупные и срочные заказы, темпы производства растут – резервы производственных мощностей позволяют значительно увеличивать объёмы выпускаемой продукции.
На конвейере Ликинского автобусного ныне преобладают автобусы семейства 5292. Сейчас завод исполняет трёхлетний «суперзаказ» подмосковного ГУП «Мострансавто», в рамках которого предприятия Московской области получат более 1500 ЛиАЗов разных моделей, в основном – «лоукостеры» 5292.60 с двигателем ЯМЗ-536 и с внешностью прежнего образца. Интересно, что сотрудники областного ГУП проводят приёмку новых автобусов на заводе самостоятельно, ещё до отправки в филиалы, широкой сетью раскиданные по всему Подмосковью.
Другой исполняемый на момент визита на конвейер заказ – от Москвы. Так как на предприятиях «Мосгортранса» уже эксплуатируется более трёх с половиной тысяч низкопольных ЛиАЗов с двигателем MAN, столица себе не изменяет и продолжает закупки зарекомендовавших себя, но обновлённых ЛиАЗ-5292.22-77 с новым обликом и двигателем MAN.
На фоне современных низкопольников практически затерялись ветераны конвейера – автобусы прежнего семейства 5256, производство которых ещё продолжается. Такие машины за время визита на завод попадались буквально единично: лишь на сборочном участке встретилось несколько высокопольных ЛиАЗ-5256.60 с двигателем ЯМЗ-536.
Интересно, что в нынешней экономической ситуации выпуск автобусов с импортными ДВС едва ли не сошёл на нет; они заметно прибавили в цене после валютных скачков, и потребители стали делать выбор в пользу ЛиАЗов с отечественными агрегатами. Именно поэтому помимо московских автобусов с дизелями MAN да газовых машин подавляющее большинство новых ЛиАЗов с конвейера выходят с моторами ЯМЗ нового поколения. Автобусы с двигателями Cummins ныне строят разве что под заказ: теперь они в первую очередь интересны тем, чей парк состоит из машин с аналогичными двигателями, и спрос на них ограничен.
Как выглядит процесс постройки автобуса? Для этого можно пройтись по заводскому конвейеру с самого начала.