<<< Назад
Автомобиль «Чайка-Сервис 2784LW» с надстройками «Чайка-Amco Veba 111 2s» с оптимизированными характеристиками установлены на шасси внедорожного КАМАЗ-43118-46 с 300-сильным турбодизелем (слева) и «Чайка-Сервис 2784LV» изготовлена на шасси магистрального грузовика КАМАЗ-65117, на который установлена 6,8-метровая бортовая платформа и кран-манипулятор «Чайка-Amco Veba 115 3s» (справа)

Для многофункциональных задач
Бортовые автомобили на шасси КамАЗ с крано-манипуляторными установками (КМУ)

Сергей Ухов, фото автора

Потребители из гражданского сектора уже давно и по достоинству оценили бортовые автомобили с крано-манипуляторными установками (КМУ). Довольно широко распространены эти машины и в силовых структурах. Но если обычные перевозчики ценят такую технику за повышенную рентабельность, то в войсковой логистике доходность отходит на второй план. На первом месте огромное значение имеет многофункциональность.

Без ущерба для дела

Такие автомобили выполняют сразу две незаменимые функции: перевозят грузы на бортовой платформе и самостоятельно выполняют погрузку и разгрузку при помощи КМУ. Причём разгрузка осуществляется не банальным способом, как у самосвала, а может быть выполнена в любую сторону и на любую доступную высоту. Таким образом, один бортовой автомобиль с КМУ заменяет собой как минимум два: грузовик с бортовой платформой и автокран. Но эту функциональность всегда можно расширить, установив на кран-манипулятор гибкую крюковую подвеску для палеты или ящика, грейферный захват, спредер, гидромолот, экскаваторный ковш, гидроножницы и прочее сменное оборудование.

Силовики ценят бортовые авто с КМУ за многофункциональность, но беспрепятственно использовать такие машины они смогли, лишь когда краны-манипуляторы стали массово выпускаться в РФ

Для выполнения многофункциональных задач достаточно всего одного автомобиля, что позволяет сэкономить не только на стоимости покупки спецтехники (грузовика, крана, экскаватора и др.), но и экономить средства в процессе эксплуатации, ведь тратиться придётся лишь на одного водителя, да и заправлять топливом, обслуживать и ремонтировать нужно всего одно ТС. Отсюда у бортовых авто с КМУ такая популярность среди частных предпринимателей и артелей.

С крупными транспортными компаниями всё не так однозначно – они работают по логистически выверенным маршрутам, между крупными узлами, где часто исключается т. н. «самопогрузка». В аналогичный бортовой грузовик без КМУ вместится больше груза, и если исключить массу манипулятора, то и грузоподъёмность будет больше. Следовательно, повысится эффективность каждого рейса. Однако если взять муниципалитеты, дорожные организации, строительные концерны и агрохолдинги, то выясняется, что они всё чаще прибегают к использованию большегрузных автомобилей с КМУ.

Объясняется это тем, что наличие гидроманипулятора критично для мало- и среднетоннажных грузовиков: кран-манипулятор съедает треть, а то и половину его грузоподъёмности.

Доработав КМУ и платформу, функциональность спецмашины можно удвоить за счёт экскаваторной оснастки на манипулятор и самосвальной гидравлики

В случае же с тяжёлыми грузовиками КМУ отнимает лишь несущественную часть грузоподъёмности (от 5 до 20 %) и скрадывает сравнительно малое полезное пространство от габаритной длины – в пределах 10–20 %. Таким образом, машины с КМУ не в ущерб своей основной функции при транспортировке больших объёмов грузов приобретают возможность крана и даже подачи груза на высоту. И это расширяет спектр применения машины.

В госcтруктурах тоже умеют считать деньги. И когда появляется возможность сэкономить на покупке подвижного состава и спецтехники, то такими возможностями пользуются. За примерами далеко ходить не надо: герои нашего рассказа появились как раз благодаря необходимости в них государственных силовых ведомств.

Похожие, но не одинаковые

При беглом взгляде может показаться что автомобильный завод «Чайка-Сервис» сделал буквально братьев-близнецов, но при детальном рассмотрении отличия бортовых автомобилей КАМАЗ существенные.

«Чайка-Сервис 2784LW» с КМУ «Чайка-Amco Veba 111 2s» <br/>на шасси КАМАЗ-43118-46
«Чайка-Сервис 2784LV» с КМУ «Чайка-Amco Veba 115 3s» <br/>на шасси КАМАЗ-65117

Главное заключается в применённых шасси: это противоположные друг другу грузовик КАМАЗ-65117 для среднемагистральных перевозок и внедорожный «лапотник» КАМАЗ-43118-46. Соответственно и области применения этих шасси ощутимо разнятся: стихия 10-метрового «Чайка-Сервис 2784LV» – ухоженные городские трассы и гладкие междугородные автомагистрали, а внедорожного «Чайка-Сервис 2784LW» – дремучие загородные грунтовки и глухое бездорожье.

При более детальном рассмотрении можно обнаружить отличия и в моделях кранов-манипуляторов. И в том и в другом случае это надстройки Amco Veba российского производства, которые у нас известны под маркой «Чайка-Amco Veba».

Обе КМУ Amco Veba серии «100». Но на шоссейном грузовике это более грузоподъёмная и мощная модель «Чайка-Amco Veba 115 3s», а на внедорожнике – её младшая сестра «Чайка-Amco Veba 111 2s». Обе КМУ коленного типа, имеющие четыре и три телескопических секции соответственно.

Базовые шасси отличаются своим назначением, причём шоссейную сущность модели 65117 подчёркивает удлинённая кабина со спальным местом

При складывании КМУ образуют А-образную конструкцию, которая разворачивается поперёк грузовика и полностью умещается в дорожный габарит по ширине и высоте. Благодаря широкому опорному контуру, КМУ могут работать на максимальном вылете 9,18 и 7,3 м соответственно. Причём даже на столь значительном отдалении от спецмашины грузоподъёмность кранов сохраняется на уровне 1,4 и 1,25 т. Данная особенность позволяет не только загружать / разгружать автомобили, но и подавать грузы значительной массы на указанную высоту. В режиме погрузочных работ в непосредственной близости от грузовика (т. е. на минимальном вылете стрелы) грузоподъёмность крана «Чайка-Amco Veba 115 3s» составляет 3,2 т, а младшей модели «Чайка-Amco Veba 111 2s» – 2,35 т. Максимальный грузовой момент составляет 13,9 и 9,6 т∙м соответственно.

Что в кузов попало?

Примечательно, что помимо кранов-манипуляторов, изготовленных АЗ «Чайка-Сервис», установлены и бортовые платформы, сделанные специалистами этой нижегородской компании. Стальные кузова с откидными боковыми и задним бортами позволяют перевозить и насыпные грузы. При изготовлении бортов используется профиль Fuhrmann. Он создаётся из стального листа с помощью проката через роликовый профилировочный станок и на заключительном этапе сваривается лазером. Данная технология повышает коррозионную стойкость платформы и увеличивает её прочность. Технология изготовления идентична для обоих грузовиков, но длина может отличаться. В данном случае на шоссейном КАМАЗ-65117 длина платформы лишь немного недотягивает до 7 м, тогда как на внедорожнике КАМАЗ-43118 она равна 5,5 м.

Управление КМУ и выдвижными опорами осуществляется со встроенных в основание крана пультов, продублированных с обеих сторон установки

Подтверждением того, что на тяжёлых грузовиках КМУ отнимают незначительную часть грузоподъёмности, служат следующие цифры: у КАМАЗ-65117 с КМУ «Чайка-Amco Veba 115 3s» полезная грузоподъёмность составляет без малого 13 т, а у КАМАЗ-43118 с КМУ «Чайка-Amco Veba 111 2s» – всего 11 т. Данные показатели вполне соответствуют самосвалам с их тяжёлыми кузовами.

Получается, что машины с КМУ практически не потеряли свой транспортный потенциал и даже приобрели дополнительную функциональность благодаря кранам-манипуляторам.

Комментировать ... >>
Loading...