Разговор о неоригинальном
Рынок альтернативных автозапчастей в России
Прописная истина – использование оригинальных запасных частей и расходных материалов, рекомендованных производителем автомобиля, существенно влияет на потребительские свойства, ресурс, надёжность и долговечность техники. Однако рынок альтернативных компонентов в России активно развивается год от года – до’рог нынче «оригинал»! Тем более, если речь идёт о коммерческой эксплуатации, сегодня транспортники вынуждены экономить каждую копейку.
Давайте попробуем вместе разобраться, в каком случае действительно (без зомбированного влияния навязчивой рекламы) уход в сторону альтернативы потенциально опасен, а в каком не навредит вашему автомобилю и бизнесу да ещё и сэкономить поможет…
О чём речь
Для начала несколько вводных постулатов. Все автомобили, даже конструктивно похожие, тем не менее очень разнятся в мелких деталях. Только сервис, накопивший определённую статистику, точно подскажет, какого альтернативного производителя выбрать при замене, например, поршневых колец и вкладышей коленвала, ступичного подшипника, корзины сцепления, сальника КП или пальца рессорной серьги, а некоторые электрические и электронные компоненты вообще не бывают «неоригинальными». Поэтому речь в данном материале пойдёт о «расходниках»: маслах, фильтрах, тормозных колодках, и немного коснёмся некоторых типовых деталей ходовой части, таких как рулевые наконечники, пыльники и т. п. И ещё, поскольку основная тематика нашего журнала касается грузовых автомобилей, мы всё же не обойдём вниманием и некоторые компоненты легковушек, ведь лёгкий коммерческий транспорт строится на их базовых моделях.
Масло в двигатель...
В эпоху даунсайзинговых бензиновых турбомоторов и экологичных турбодизелей требования к моторному маслу высоки, и разобраться в изобилии классификаций и «внутримарочных» стандартов многим просто не хватает времени. Но многие производители большегрузов даже в базовых инструкциях по эксплуатации допускают использование таких всем известных монстров рынка, как Mobil Delvac или Shell Rimula.
Сложнее с малотоннажным и легковым сегментом. Но здесь недавно проявилась интересная особенность российского внутреннего рынка смазочных материалов. Многие моторные масла в оригинальной фасовке производителя автомобиля сто’ят значительно дешевле, чем аналоги масляного бренда. Такая ситуация, например, у GM, Mitsubishi, Isuzu, Renault. В таком случае без всяких сомнений выгоднее купить оригинал.
Если же всё наоборот, как, например, у «народного» VW и статусного Mercedes-Benz, – внимательно изучаем допуски и требования, в первую очередь не по внутренним холдинговым, а по общепринятым стандартам типа SAE и API, и подбираем качественный аналог. Иногда о том, кто разливает масло в фирменную канистру с эмблемой вашего авто, можно догадаться …изучив пресс-релизы на официальном сайте производителя автомобиля. Факт подписания соглашений о поставке масел на конвейер и в сервисную сеть обычно широко освещается.
…и масляные фильтры
В целом масляный фильтр – достаточно недорогая деталь, чтобы экономить с помощью альтернативы. Но нужного фильтра может не быть в наличии в регионе, а заказ слишком долгий, или если для автопредприятия счёт идёт на тысячи, то экономия может быть вполне серьёзной. При грамотном подходе к вопросу можно сэкономить рублей так 600 с каждого фильтра, важно только, чтобы потом не пришлось раньше времени капитально ремонтировать мотор(ы).
Многие ориентируются только на цену масляного фильтра и совместимость установочных резьб. Такой подход неприемлем, так как каждая модель двигателя эффективно работает только с определённой конструкцией фильтра, для которой просчитаны давление масла на входе, максимальные перепады давлений (для включения перепускного клапана), допустимая тонкость отсева.
Первое, на что обращаем внимание, – конструкция фильтра. Для фильтров, изготовленных в отдельном корпусе, особых проблем нет, тем более если его устанавливают на моторе «головой вниз», так как обратный клапан в этом случае не требуется – масло и так никуда не денется из фильтра. Затем обращаем внимание на качество уплотнений на стыке корпуса и аккуратность укладки шторы. В итоге у фильтра в отдельном корпусе помимо всего прочего должны быть правильно настроенные клапаны.
Теперь о фильтровальном элементе картриджного типа, вопросов к конструкции клапанов которого не возникает, так как здесь они расположены в корпусе двигателя. Такое решение, например, встречается на популярных в России машинах MB Sprinter с двигателем семейства OM646. Фильтровальный элемент съёмного типа конструктивно проще (просто штора с крышками), но к нему предъявляются очень высокие требования к геометрии и прочности детали, иначе неочищенное масло потечёт в обход внутри корпуса. В связи с этим строжайший контроль при установке и требования к соблюдению момента затяжки резьбовой крышки корпуса фильтра. К тому же картридж может отличаться технологией изготовления, применённой без учёта специфики модели двигателя. Вывод: если разница в цене по отношению к оригинальной детали выглядит заманчиво, запаситесь отработавшим своё оригинальным фильтром в качестве эталона.
Внимательно сравнивайте альтернативный элемент, на особый контроль – соответствие всех размеров с образцом, и если есть сомнения – не экономьте. Как выбрать производителя альтернативного компонента? Самое простое: в большинстве случаев на оригинале помимо клейма производителя машины стоит и логотип производителя фильтра – это надёжный ориентир, по сути, вы купите ту же самую деталь, но в коробочке другого цвета и процентов на 30 дешевле.
Кстати, этот метод применим не только для масляных, но и любых других фильтров. На немецких автомобилях марку фильтра очистки масла часто штампуют на крышке корпуса (это всегда делает концерн «Hengst», но не только он), если речь идёт о конструкции со сменным элементом (картриджем). Есть ещё один вариант сотрудничества, когда речь идёт об оптовых закупках. Для снабженцев автохозяйств есть смысл выбрать прямого поставщика фильтров при посещении многочисленных отраслевых выставок, там иногда можно найти очень выгодные предложения и быстро подписать договор с учётом индивидуальной скидки, запастись прямой гарантией на качество запчастей и при этом не опасаться подделок.
Клеймо, которое затёрли
Среди таких компонентов чаще всего встречаются детали и узлы ходовой части, тормозной системы и рулевого управления: рессоры, пневмобаллоны, рычаги подвески, шаровые опоры, тормозные цилиндры, рулевые тяги и наконечники. Оригинальные запасные части должны быть упакованными в фирменную тару, а на самих деталях всегда стоит клеймо марки автомобиля или концерна-производителя.
Но часто бывает так, что, выполняя заказ автозавода, производитель запчастей изготовляет значительно бо’льшее количество продукции, чем оговорено в договоре поставки, но это никак не связано с соцсоревнованием, перевыполнением плана или недотёпством. Дело в рынке сбыта, логистике и отладке технологических процессов. Иногда бывает так, что миллион деталей выгоднее изготовить, чем тысячу. Таким образом, «лишние» детали выходят в розничную торговую сеть уже не под маркой автопроизводителя, а несут флаг компании-упаковщика или производителя компонентов (и сто’ят значительно дешевле, так как не несут прямой гарантии автопроизводителя), каталожные номера им присваивают согласно каталогам поставщиков. Это называется заменой артикула производителем, а логотип автозавода может быть уничтожен (затёрт, изменён, удалён) согласно договорённостям по аналогии с «авторским правом».
Ходят слухи о том, что затёртое клеймо свидетельствует о выкраденных на производстве некондиционных запчастях из изоляторов брака. Это не верно, но верно другое. Наряду с вполне годными, даже хорошими деталями с затёртым клеймом могут быть откровенные подделки под изложенную легенду. Их легко определит на вид опытный слесарь официальной СТОА, так как настоящие оригинальные запчасти он держит в руках ежедневно.
Воздух, которым мы дышим
Пожалуй, единственный автомобильный фильтр, который никак принципиально не влияет на работу всех систем автомобиля, – элемент воздухоочистителя кабины или салона. О том, что он себя исчерпал и пришла пора его заменить, свидетельствует повышенное запотевание стёкол и необходимость включать вентилятор отопителя/ кондиционера на более высокие обороты. В сладком и приятном дыму Отечества этот фильтрующий элемент редко выдерживает больше полугода, вне зависимости от пробега.
А вот ценник на этот кусочек картона с гофрами фильтровальной бумаги может отличаться более чем в десять раз. От 120 «целковых» за нашу альтернативу российского производства (например, «TSN» – бывший «Цитрон») до пары, а то и трёх тысяч «деревянных» за оригинальную заморскую штуковину с активированным углём (MANN & HUMMEL).
Сто’ит ли она того? Да, сто’ит, если мы 100% времени дышим фильтрованным воздухом: никогда не открываем окна, покидаем кабину исключительно в противогазе, в котором установлен точно такой же фильтр, ну и так далее: дома и в офисе. Возможно ли это? Нет. Значит, выбираем альтернативу по душе и кошельку, но обращаем внимание на геометрию и обработку аналога, всё-таки благодаря этому фильтру водителю и пассажирам легче дышать, ведь непосредственно на автодороге концентрация всякой вредной всячины существенно выше (помимо выхлопа, это и продукты износа шин и тормозных колодок, сажа, пыль).
Ещё иногда некачественные кабинные фильтры плохо переносят мойку аппаратами высокого давления, но потом привести их в чувство не составляет труда. Из практики скажу, что неплохое соотношение цена/ качество у салонных фильтров из Польши марки «Filtron».
«Воздухан»!
Нетрудно догадаться, что теперь речь пойдёт о воздухоочистителе двигателя. Начнём с главного – опять геометрия и материал уплотнений, они должны сохранять эластичность при низких температурах в условиях любого климата, чтобы неочищенный воздух не шёл в обход, вызывая абразивный износ цилиндропоршневой группы. Следующие требования – армирование шторы, чтобы она не съёживалась от разрежения на впуске.
Если фильтр-аналог соответствует этим требованиям, то почему бы и нет? Но из общих рекомендаций я бы немного сократил интервал его замены, процентов на 20–25. На всякий случай, чтобы держать фактическое состояние этого важнейшего для двигателя компонента хотя бы на визуальном контроле. Для своего личного и служебного транспорта я остановил выбор на продукции компаний Mahle-Knecht и MANN & HUMMEL.
Свечи зажигания
Бензиновые двигатели с принудительным воспламенением – сегодня редкость в коммерческом транспорте. И рассуждать о том, какие свечи лучше подойдут допотопным УАЗам и пенсионерам типа ЗиЛ-130, – не актуально. Но сегодня на повестке дня моторы малого рабочего объёма с турбонагнетателями, как, например, на VW Caddy. Здесь неправильный подбор свечи зажигания может вызвать не только перебои в искрообразовании, но и по цепочке вывести из строя катушки зажигания, датчики кислорода («лямбда»-зонды») и перегреть катализатор.
По моим данным, недавно Opel проводил отзывную компанию по свечам зажигания из-за преждевременного выгорания бокового электрода и риска его падения в камеру сгорания. Вывод: для «хайтека» всё же лучше не скупиться на оригинальные свечи (около 1000 рублей за 1 штуку), а для низкофорсированных, атмосферных, простых и проверенных временем конструкций, как двигатель Renault K7M вашей «Лады Ларгус» или семейства моторов ВАЗ-21124, стоящих на грузовичках ВИС, любой продавец предложит достойный аналог.
По моему опыту, в обычных моторах с чуть укороченным интервалом замены с нашим нестабильным бензином прекрасно уживаются чешские свечи марки Brisk.
Тормозим безопасно
Тормозные колодки – элемент, напрямую влияющий на активную безопасность автомобиля, и подход к их выбору требуется ответственный. Именно поэтому многие именитые производители, например Daimler AG, Scania, Volvo, регулярно проводят акции и кампании по специальному предложению цен на подобные компоненты. Это самое время запастись оригиналом. Ну, а если ничего такого не предвидится, выбирайте лучшее: ATE, Knorr Bremse, Jurid, Lucas, Ferodo, Bosch, Brembo, список можно продолжить. Это тот случай, когда сомнительные и малоизвестные марки лучше обойти стороной. Хороший тон производителя качественных тормозных колодок – наличие в комплекте поставки нового крепежа, теплозащитных пластин-экранов, пружинок-фиксаторов и «свистунов», а также смазочного материала для направляющих суппорта.
Теперь вернёмся к «маленьким» автомобилям, имеющим гидравлический привод тормозов, так как для них иногда бывает необходимо приобрести тормозную жидкость. Здесь совершенно нет никакой необходимости гнаться за дорогущей баночкой с фирменным лейблом, главное, чтобы в заботах об экономии не нарваться на контрафакт, а так производитель может быть любым. Важно обратить внимание на герметичность упаковки и срок хранения товара – гигроскопичная тормозная жидкость требовательна к этим обстоятельствам. Ещё надо не забыть уточнить и выбрать соответствующую спецификацию, справившись с руководством по обслуживанию и ремонту. В большинстве случаев используется жидкость DOT4, в некоторых «японцах» DOT3, а в мощных и быстрых современных автомобилях из Европы производитель иногда требует заливать DOT5.1. От себя добавлю, что мне очень нравятся тормозные жидкости производства Германии торговой марки «Pentosin», кстати именно такая «тормозуха» поступает на многие сборочные конвейеры на территории ФРГ – видел лично.
Антифризы
Ещё несколько лет назад с подбором охлаждающих жидкостей всё обстояло гораздо проще. По сути, было два основных варианта. В большинство автомобилей старшего поколения заправлялись антифризы синего или зелёного цвета, классифицируемые концерном VW (общепринято и используется повсеместно), как G11. Затем на рубеже веков им на смену пришли карбоксилантные составы оранжево-красного цвета G12, дальнейшее их развитие получило индекс G12+. Смешение «11-го» и «12-го» не допускается, а вот «12+» может принять и «12-й» и кратковременно «11-й».
Сегодня появились ещё более сложные химические составы, информацию о содержимом которых производитель особо не разглашает, но это для двигателей последнего поколения, так как там конструкторы бьются над полным отсутствием оксидной плёнки на деталях из-за высокой тепловой нагрузки на изрядно «похудевшие» тонкостенные блоки и головки цилиндров.
Вывод: если автомобиль не «с иголочки», то просто промываем полностью систему охлаждения дистиллированной водой и заправляем качественным G12+. По результатам разных тестов, хорошие показатели у антифризов марки Liqui Moly. Для новых автомобилей лучше всё же использовать оригинальный состав. Но главное, никогда не смешивать даже схожие по цвету антифризы разных производителей.
Общие пожелания
Опасайтесь подделок, проверяйте геометрию и конструкцию аналога, с оглядкой на «эталон», в качестве которого можно использовать отслужившую «родную» запчасть, подбирайте детали, справляясь с руководством по ремонту и обслуживанию, всегда ориентируйтесь на допуски и требования производителей. Сотрудничайте только с проверенными продавцами!