Похожие климатические условия... и только
«Scania Winter» – ежегодный тест-драйв техники Scania в Норвегии
Последние несколько лет Scania ежегодно проводит тест-драйвы своей техники зимой, в самое холодное время, когда минусовые температуры зашкаливают. У нас этот период называют крещенскими морозами, а в Норвегии, где проводят мероприятие, зовут самой обычной, ничем не примечательной зимой. Этот показ шведская компания назвала «Scania Winter» и проводит его в местечке Nybergsund, которое расположено совсем недалеко от многим известного города Trysil (Трюсиль), а известен он замечательным лыжным курортом.
Российского человека зимой испугать трудно, но я немного испугался: ночью –27 °С, днём –19 °С. И замерять температуру вовсе не надо, оглядываюсь по сторонам, а вокруг ну просто лютая зима. Возможно, нам повезло с погодой – солнечно (а значит, морозно). Нам – это делегация журналистов из России. Нас привезли на мероприятие за день до его официального начала, и мы были, по словам организаторов, единственной отдельной зарубежной журналистской группой. Я так понял, русским доверили обкатывать неофициальную часть программы, иначе говоря, тест-драйв машин Scania. А вот завтра прибудут дилеры из разных стран – в день три-четыре группы из трёх-четырёх стран, и так две недели подряд.
Главный вопрос, мучающий россиян
Утром солнце не хотело выходить из-за горизонта, и порой казалось, что день так и не начнётся, а прекрасный восход постепенно превратится в обворожительный закат. Однако оно взошло, но, как говорят украинцы, «низенько, низенько». Длинные тени от выстроившейся шведской техники убегали куда-то за горизонт. Подсчитываю машины: только представленных на тест-драйв 19 автомобилей, не считая спецтехники для обслуживания этого холмистого участка, специально подготовленного для мероприятия. В общем, автопарк среднего предприятия.
Техника покрыта инеем. Заведётся ли, ведь как нам сказали, все машины с двигателями V8 Euro 6, а значит, применяется избирательная система очистки выхлопных газов – технология SCR (Selective Catalytic Reduction), подразумевающая использование реагента AdBlue. Будет ли техника работать в таких суровых климатических условиях? Похоже, именно за ответом на этот вопрос нас сюда и пригласили.
Российские знатоки не первый год поют хором, что в наших климатических условиях технология SCR неприменима и выкладывают большие списки причин. Не знаю, как там в Сибири, но здесь в Норвегии первая же машина, за которую я сел, завелась, как говорят, «с пол-оборота». Правда, это был самый лёгкий грузовик из представленных – развозной фургон, и, как выяснилось в процессе езды, работает он на биотопливе. И таких машин в Норвегии тьма-тьмущая – такова политика государства. А на этом тест-драйве специально были представлены грузовые автомобили, работающие на самых разных видах топлива, а именно: дизеле, биодизеле, HVO, природном газе, биогазе и даже на этаноле. Из каких соображений появилась такая подборка, нам рассказали на итоговой конференции, но об это позже.
Scania в Норвегии
Это очень странно, но автомобили Scania появились в Норвегии только после войны – в 1947 году. Возможно, отдельные машины и были, но официальные централизованные закупки начались только с этого периода. Изрядно потрёпанная фашистской эксплуатацией послевоенная норвежская промышленность нуждалась в мощных автомобилях, и ими оказались грузовики Scania. Для восстановления народного хозяйства нужна была строительная техника. Однако первыми в стране появились лесовозы, а потом уже строительные машины.
Импортом шведской техники занималась независимая компания, и таковой она оставалась вплоть до 1999 года. Это был отдельный бизнес, с которым предприниматели успешно справлялись до кризиса 1998 года, и когда сил больше не осталось, пришёл официальный импортёр и взял всех под своё крыло.
Сейчас по всей Норвегии 46 дилерских центров и сервисных станций, обслуживающих автомобили Scania. Они разные, с персоналом от 4 до 36 человек. Все дилеры компании Scania на территории Норвегии носят официальный статус, т. е. не независимые. И вот что интересно, несмотря на неплохие продажи своих машин, в этой стране Scania всё же делает значительный акцент на сервисное обслуживание. В последние годы в Норвегии очень большое внимание уделяют обучению механиков. Специалистов обучают постоянно, и не зря, ведь технологии не стоят на месте, а техника шведской компании относится как раз к разряду самых передовых.
В этой северной стране не просто поставлена задача поддерживать парк машин в рабочем состоянии. Они пошли дальше – содержать машины в идеальном техническом состоянии. И тому есть подтверждение.
В Норвегии ездит 17 000 автомобилей Scania полной массой свыше 16 тонн. Но это официальные данные за 2014 год, сейчас их реально на пару тысяч больше, так как в 2015 году сюда ввезено ещё 1609 Scania. Здесь эксплуатируются 2500 автобусов Scania. На всех этих машинах применяются двигатели всей линейки, т. е. от 250 до 730 л. с. Но дело в том, что 67 % всей техники оснащено новыми двигателями V8. Это очень высокий показатель. Выше только в Финляндии, где, по некоторым данным, 76 % техники Scania оснащено двигателями V8.
Выхлоп чище воздуха
На первом месте в Норвегии – забота об окружающей среде. Поэтому есть закон, регламентирующий эксплуатацию техники. В связи с этим законом использование любых автомобилей более 8 лет может нанести вред окружающей среде, а это недопустимо. В очень редких случаях используется формула 8+2, т. е. эксплуатация до 10 лет. Поэтому после истечения срока эксплуатации закупается новая техника, и в связи с тем, что чёткие сроки установлены, в стране проходят тендеры на закупки больших объёмов новой техники. И очень похоже, что в этих тендерах часто выигрывает Scania, так как доля рынка машин шведской компании в этой стране сейчас 41,9 %.
Конечно, все эти закупки происходят в рамках деятельности государственных структур, но и частный сектор достаточно законопослушный. Автотехнику здесь не держат более 3–4 лет. Считается, что за это время она откатывает весь свой ресурс. Потом её перепродают второму хозяину, у которого нагрузки ниже, и за последующие 3–4 года машина задействована меньше. После истечения второго срока машина может быть продана в другие страны, и, поверьте, состояние у неё будет отличное, ведь всё это время она состояла на официальной гарантии, за ней тщательно ухаживали.
Вопросы экологии не носят здесь формальный характер, как в нашей стране. В Норвегии есть регионы, в которых, по мнению правительства, загрязнённость слишком высокая, поэтому там либо вообще запрещается использование техники на бензине и дизельном топливе даже легковых машин, либо можно использовать машину только один раз в два дня. И это всё опять же регламентируется законом. В основном такие ограничения касаются крупных городов либо городов со слабой циркуляцией воздуха.
Вот почему в Норвегии автомобили Scania работают на всех возможных видах топлива. По исследованиям шведской компании, применение природного газа даёт 20 % снижение выброса СО2. Биодизель экологичнее на 66 %. Применение этанола, биогаза и HVO (тот же биодизель, но созданный методом гидратирования растительного сырья или животного жира) сулит на 90 % более чистый выхлоп. Но наилучший результат показывают гибридные технологии – до 92 %.
Мало похожего
Автотранспортный сервис в Норвегии 24-часовой, с выездом к месту поломки, если есть такая потребность. В последние годы на все машины устанавливают «чёрный ящик», который постоянно поддерживает онлайн-связь с сервисным центром и передаёт все данные о режиме работы водителя, состоянии узлов машины и расходе топлива.
В Норвегии пользуются спросом только полностью укомплектованные машины. Имеется в виду полный набор необходимых опций и навесок. Шасси отдельно почти не продают, 40 % готовых машин поступает из Швеции, непосредственно от производителя, остальное от бодибилдеров из других стран Европы (главным образом из Германии и Франции).
У большинства обслуживающихся частных клиентов в парке 4– 6 единиц техники. Мало кто содержит больше машин. Но если вдруг потребуется больше, здесь предпочитают не приобретать дополнительную технику, а умело используют аутсорсинговые схемы, проще говоря, на нужное время нанимают водителя с машиной.
50 % клиентов, которым продаётся техника, так или иначе связаны со строительством. Пробег некоторых машин достигает 300 000 км в год, главным образом, у лесовозов, которых здесь тоже немало. Страна хоть и маленькая, но протяжённость её более двух тысяч километров. В последние годы складывается тенденция, что за каждым автомобилем закрепляется только один водитель. Связано это из-за высокой стоимости страховки.
Вот почему компания Scania в Норвегии уделяет огромное внимание сервисным службам: требования по экологии высокие, климатические условия сложные, а значит, эксплуатация техники связана с многочисленными возможными проблемами, к тому же пробеги немалые. Можно, конечно, меньше обслуживать технику, чтобы она побыстрее выходила из строя. Но так хорошую репутацию не заработаешь.
У Норвегии есть чему поучиться, есть похожие моменты. Кое-кому покажется, что похожего с Россией много. Климат и пробег автотранспорта, вот и вся наша похожесть. Всё остальное – это близкая или далёкая наша перспектива, всё зависит от позиции государства и от нашей с вами позиции. Звучит, конечно, немного пафосно, но зато правда.
Scania P 93 MK4X4L40Z
Автомобиль 1992 года – это время, предшествующее введению европейских экологических стандартов. Машина оснащена механической 5-ступенчатой коробкой передач с понижающей передачей. На этом грузовике мне удалось изрядно подпортить девственный снежный норвежский ландшафт. Около получаса я колесил по заснеженным холмам с толщиной снега от 70 см до метра, надеясь где-нибудь встретить непреодолимую природную преграду. Однако обутый в цепи автомобиль, некогда созданный для перевозки персонала норвежской армии, показал себя с самой лучшей стороны – ни одной пробуксовки и ни единой остановки. Этот автомобиль относится к большому заказу, полученному компанией Scania в 1980-х годах. Машина оснащена многолистовыми рессорами и барабанными тормозами. Передняя ось рассчитана под нагрузку до 6,5 т, задний мост – под нагрузку до 14,3 т. Как я убедился сам, автомобиль адаптирован для передвижения по пересечённой местности. Двигатель DS9 05 250 л.с. Коробка передач 5-ступенчатая механическая G770.