Скорые и медицинские
Интересные новинки медицинской техники на волне импортозамещения
Под занавес 2015 года павильоны московского Экспоцентра принимали выставку «Здравоохранение-2015». Это крупнейшее в России регулярное мероприятие, посвященное новинкам в сфере медицинской техники и материалов. Отдельное место на форуме досталось и поставщикам автомобильной техники для медицины: об их продукции я расскажу в этом обзоре.
Все представленные в этом году автомобили построены на основе произведённых в РФ легковушек и фургонов, как полностью российских, так и «обрусевших» конструкций. Во многом это заслуга того, что основной заказчик медицинских спецавтомобилей – Минздравсоцразвития – в своих тендерах прямо склоняется к технике отечественного производства. Вторая причина – нестабильность валютных курсов, и, как следствие, удорожание новых машин и их дальнейшей эксплуатации. Впрочем, именно благодаря этому волна импортозамещения принесла в «Экспоцентр» ряд интересных новинок.
Завод «Промышленные технологии» ПГ «Самотлор-НН»
Нижегородский производитель специальных автомобилей работает в сфере транспорта для медицины уже добрых два десятка лет. Именно это предприятие служит крупнейшим поставщиком медицинского автотранспорта для Минздрава, а также одним из трёх подрядчиков, выпускающих медицинские спецмашины для ГАЗа.
Все мы помним, как в медицинских учреждениях в былые годы служили «Волги»-универсалы всех возможных поколений: они работали как служебными, так и специальными, перевозя и пациентов, и специальные медицинские грузы. Иных уж нет, а те далече: «Волга» давно ушла в прошлое, но типаж, как говорится, не терпит пустоты. На стенде «Самотлора» рядом стояли две Lada Largus, сиречь «обрусевшие» Dacia Logan MCV: просторный семиместный универсал – та самая замена «Волг» в медицине, когда нет смысла пользоваться более громоздкими и тяжёлыми машинами.
Главной новинкой стал Largus, переоборудованный в автомобиль «скорой медицинской помощи» класса «А». Главная особенность этой машины – оригинальный кузов повышенной вместимости, разработанный «Самотлором» и напоминающий забытый ныне «Москвич-2901». Надстройка из пластика, придавшая такой рост в габаритах, смонтирована на основе стандартного кузова семиместного универсала. Благодаря перестройке, Largus прибавил в длине 40 сантиметров, а в высоте – ещё 29, что позволило создать на его основе полноценный автомобиль для городских медицинских учреждений.
В кузове теперь одна боковая дверь сзади (вторую обещают добавить в немедицинских версиях позднее). Задние «ворота» на первом образце остались прежними, от серийного универсала: этот недостаток будет исправлен на последующих экземплярах, где двери сделают на всю высоту кузова.
Между передними сиденьями и медицинским салоном смонтирована перегородка со сдвижной форточкой, а в салоне добавились приёмное устройство для носилок, кресло сопровождающего медика и откидное кресло для пассажира. Левый борт занят шкафами для оборудования, необходимого машине класса «А» для полноценной работы бригады скорой помощи.
Сейчас машина ожидает сертификации, а в ближайшем будущем она станет основой для целого семейства автомобилей, как специализированных, так и массовых фургонов и минивэнов.
Второй Largus на стенде «Самотлора» почти не отличается от базовой машины: лишь внешнее оформление да матированные стекла выдают в нём автомобиль медслужбы. «Просто» Largus в исполнении «Самотлор-НН» – автомобиль двойного назначения: он может трансформироваться из легкового автомобиля транспортного назначения в медицинский силами одного человека. В «транспортном» положении приёмное устройство для больного в сложенном виде хранится в багажном отсеке, а помимо места водителя там размещаются четыре пассажира. В «медицинском» положении носилки раскладываются, занимая багажный отсек и два пассажирских места сзади.
Третья машина, представленная на стенде «Самотлора», – реанимобиль на базе долгожданного цельнометаллического фургона «ГАЗель Next» (ГАЗ-A31R32). Реанимобиль оснащён по классу «С» и предназначен для работы специализированной или реанимационной бригады, а также мониторинга состояния пациента ещё на догоспитальном этапе, т. е. в процессе перевозки.
Представленный на выставке экземпляр оснащён турбодизелем Cummins ISF2.8s4129Р (120 л.с.) и ожидает сертификации в ближайшее время. К особенностям «Некста» от «Самотлора» относятся цельноформованные панели стен и потолка, удобные для мытья и дезинфекции, сдвижная дверь в перегородке между кабиной и салоном, а также светодиодная линии освещения по всей длине потолка.
Ещё один медицинский Next от «Самотлора» был представлен на стенде «Группы ГАЗ» по соседству. Машина там оснащена в соответствии с классом «В», т. е. как автомобиль «экстренной медицинской помощи», предназначенный для работы врачебной или фельдшерской бригады. Именно на машины класса «В» приходится основная доля закупок в нашей стране: они одновременно и достаточно универсальны, и доступны.
Как и собрат-реанимобиль, белый «Некст» оснащён цельноформованными пластиковыми панелями в салоне, не впитывающими запахи и устойчивыми к воздействию моющих средств и препаратов. Пол изготовлен по бесшовной наливной технологии, на потолке – световая линия, а на левом борту – удобные сдвижные крепления для оборудования. С другой стороны, более «лёгкий» класс «B» предполагает глухую перегородку со сдвижной форточкой вместо прохода в кабину, мебель в салоне открытого типа и более скромное оснащение медицинским оборудованием.
ПКФ «Луидор»
Нижегородский производитель специальных автомобилей представил альтернативный вариант реанимобиля на базе цельнометаллического фургона «ГАЗель Next» (A31R33). Он оснащён по классу «С» и предназначен для работы реанимационных и специализированных медицинских бригад. Представленная на выставке машина оснащена отечественным бензиновым двигателем УМЗ Evotech А274 (107 л.с.).
В отличие от машины постройки «Промтеха», интерьер медицинского Next в исполнении «Луидора» отделан глянцевыми алюминиевыми композитными панелями, а освещение в потолке выполнено отдельными светильниками. Отделка салона понизу защищена бордюром, а швы на полу гидроизолированы. Другая особенность реанимационного «Некста» от «Луидора» – это шкаф для газовых баллонов с поворотной стойкой в углу салона. Как и предполагает «тяжёлый» класс «С», в салоне установлена закрывающаяся рольставнями мебель, а в перегородке между салоном и кабиной сделана сдвижная дверь. Примечательно, что оба нижегородских производителя в спецавтомобилях используют мебель собственного производства и ныне обходятся без импортных комплектующих «со стороны».
Вторая машина «скорой помощи», представленная на стенде «Луидора», – уже серийный АСМП на базе Mercedes-Benz Sprinter Classic 311CDi (2232B0). Как поясняет индекс, эта машина оснащена в соответствии с классом «B». Примечательно, что «Спринтеры» прошлого поколения как импортного, так и российского производства, активно поступали в медицинские учреждения всей России и заслужили у эксплуатантов определённое признание как автомобили надёжные и неприхотливые. Теперь, когда эта машина полностью выпускается в России, её происхождение – не помеха для участия в государственных тендерах, что даёт новые перспективы для её дальнейшего распространения по стране.
Представленный «Классик» оснащён турбодизелем OM646DE22LA, а его медицинский салон, как и у собрата, обшит композитными сэндвич-панелями, защищёнными в нижней части бордюром. В соответствии с классом «В» в кабине сохранено два пассажирских места, а в перегородке между салоном и кабиной выполнено матовое окно со сдвижной форточкой. Матовым на 2/3 исполнено остекление и в салоне. Часть шкафов закрыта шторками-жалюзи, остальные выполнены открытыми, а в углу такой же, как в «Нексте», шкаф для газовых баллонов с поворотной стойкой.
Третья машина на стенде «Луидора» – ещё одна вариация на тему Lada Largus в исполнении автомобиля медицинской службы. Такие машины предназначены для перевозки больных, обслуживания пунктов «скорой медицинской помощи» и эвакуации пострадавших в чрезвычайных ситуациях. Largus от «Луидора» оснащён складными носилками и дополнительным подиумом в багажнике для их фиксации. Пол салона выполнен влагостойким, с изоляцией швов от влаги, а в дополнение прибавился складной держатель флаконов, розетка на 220 В и сиденья, перетянутые устойчивым к загрязнениям кожзаменителем. Предусмотрен вариант, предназначенный для работы со складными кресельными носилками, – такую машину не комплектуют массивным подиумом в багажнике.
СТ «Нижегородец»
Ещё одна новинка на базе цельнометаллической «ГАЗели Next» была представлена на стенде «Группы ГАЗ». Этот специальный микроавтобус изготовлен СТ «Нижегородец» из Нижнего Новгорода. Новая разработка адресована как разного рода социальным службам, так и другим лечебным и профилактическим учреждениям.
Новый микроавтобус предназначен для перевозки лиц с ограниченными физическими возможностями. В его салоне – девять кресел, оснащённых трёхточечными ремнями безопасности, а ещё одно место предназначается инвалиду-колясочнику. Для погрузки коляски в проёме задних дверей установлен электрический подъёмник с пультом управления. В случае, когда подъёмник не установлен в транспортное положение, а двери не заперты, электроника блокирует движение автомобиля – полезная опция на всякий случай. Для большего комфорта микроклимат обеспечивает дополнительный отопитель и система кондиционирования.
Остаётся добавить, что на момент написания обзора все четыре представленных спецавтомобиля на базе цельнометаллического «Некста» пока не имеют собственных обозначений и ожидают сертификации в ближайшее время.
ТД «Ворсма» и НПО «Автомедкомплекс»
Самую необычную машину на выставке представили на стенде торгового дома «Ворсма», из одноименного города Нижегородской области. ТД «Ворсма» совместно с НПО «Автомедкомплекс» занимаются производством медицинских и других специальных автомобилей, преимущественно в кузовах серийных автобусов ПАЗ. На выставку в «Экспоцентре» производитель спецавтомобилей привёз передвижной медицинский комплекс ВМК-М304412-09 на базе автобуса ПАЗ-320412 «Вектор».
Автобус, представленный на выставке, предназначен для комплексной диагностики здоровья взрослого и детского населения как на предприятиях, так и в населённых пунктах, удалённых от медицинских учреждений, и где этому сопутствует низкая транспортная доступность. Медицинский автобус полностью автономен: может работать и отапливаться только за счёт собственных ресурсов, но желательно подключение ко внешнему источнику электричества при продолжительной выездной работе.
Специальный автобус работает в двух положениях: транспортном и рабочем, микроклимат в нём обеспечивается как естественным путём – через форточки, так и при помощи дополнительных систем кондиционирования, вентиляции и отопления. «На борт» без привлечения дополнительной техники автобус может взять шестерых медиков, а сам автобус после оборудования относится к категории «С».
В зависимости от оснащения в автобусе можно оборудовать рабочие места для врачей разного профиля: терапевтов, невролога, стоматолога-терапевта, акушера-гинеколога. Для диагностики здоровья детей в автобусе возможна работа педиатра, детских хирурга, стоматолога, ЛОРа и офтальмолога. Установленное в автобусе оборудование позволяет проводить лабораторную и функциональную диагностику: тонометрию глаз, электрокардиографию, забор и перевозку крови для анализа, а также ультразвуковое исследование.