Опубликовано: ГП 02-2016

Двигатель для Sprinter Classic под русское Euro
Модернизация семейства двигателей ОМ646 пятого экологического класса

Даниил Минаев, фото автора

В ноябре 2015 года Mercedes-Benz обеспечил свою модель Sprinter Classic, собираемую в России, двигателем пятого экологического класса. Серийное производство организовано на базе ярославского завода «Автодизель».

Речь идёт о семействе двигателей ОМ646, рабочим объёмом 2148 cм3, предназначенном для установки на модель Mercedes-Benz Sprinter Classic. По официальным данным, введение экологических норм Euro 5 для нового автомобильного транспорта, произведённого в РФ, планируется с 1 января 2016 года. С этой даты все сходящие с конвейера в Нижнем Новгороде автомобили Mercedes-Benz Sprinter Classic будут оснащаться именно такими моторами.

Модернизация и диалог с клиентами

Двигатель ОМ646 Euro 5: 2148 cм<sup>3</sup>, 109 или 136 л.с., крутящий момент 280 или 320 H∙м, в зависимости от выбранной модификации

Новая модификация двигателя получила две настройки мощности: OM646 рабочим объёмом чуть более двух литров теперь будет поставляться в 80- или 100-киловаттном исполнении (109 или 136 более привычных автомобилистам «лошадок»). Sprinter Classic широко распространён в нашей стране как в виде микроавтобусов, так и грузовых фургонов, поэтому решение было принято после консультаций с эксплуатантами «Спринтеров». Презентуя новый мотор, специалисты рассказали, что более мощная версия предпочтительнее заказчикам, для которых бодибилдеры строят люксовые микроавтобусы, автомобили медицинской помощи и инкассаторские машины, а для городской маршрутки и фургона, напротив, многие просят, чтобы было экономичнее и в плане расхода топлива, и налогообложения.

Сорен Хезе, вице-президент по малотоннажным автомобилям АО «Мерседес-Бенц РУС»:

«Запуск производства двигателей экологического класса Euro 5 позволяет нам предложить российским покупателям ещё больше преимуществ. Наряду со сниженным уровнем выхлопа отработавших газов мы предлагаем два варианта мощности. С момента запуска собирали отзывы клиентов, и стало понятно, что для некоторых потребностей бизнеса нужен более мощный 136-сильный агрегат. Компания постоянно помогает модели Sprinter Classic эволюционировать, используя собственный богатый опыт. Теперь автомобиль находится на одном экологическом уровне со всей малотоннажной линейкой. Предпринятые нами шаги делают Sprinter Classic желанным приобретением для многих владельцев парков. Мы же, в свою очередь, вносим лепту в экономику страны и подчёркиваем серьёзность наших планов в России».

Производство состоит из семи технологических процессов Конвейер не очень автоматизирован, но при сегодняшних объёмах этого достаточно. Оборудование прибыло с завода концерна в Манхайме и размещено на площади 6300 м<sup>2</sup>. Немцы даже рассматривают (правда, пока только теоретически) возможность организации здесь промышленного контрактного восстановления двигателей

Техническая составляющая

Разумеется, что в связи с переходом на более высокую экологическую норму Euro 5 были произведены серьёзные доработки многих систем двигателя. Как рассказали мерседесовцы, даже блок цилиндров теперь невзаимозаменяем с прежним. В первую очередь, когда речь идёт о повышении экологического класса дизельного мотора, доработке подвергается система охлаждения: для уменьшения количества сажи необходимо снизить температуру в камере сгорания.

Не молод, но хорошо сбалансирован

В России на заводе «Группы ГАЗ» автомобили Mercedes-Benz Sprinter Classic производят с середины 2013 года. В том же году в Ярославле на мощностях «Автодизеля» было запущено производство двигателей ОМ646. За полтора года было продано около 7000 автомобилей. Семейство Sprinter Classic хоть выглядит и немолодо с европейских позиций, но неплохо сбалансированно по важному для России соотношению цены и качества. Основные козыри в пользу модели – это надёжность, неплохое качество сборки, наличие всех современных систем безопасности, лёгкость в обслуживании и возможность доработок у сертифицированных кузовостроителей. На сегодня в России представлены три вида микроавтобусов на базе Sprinter Classic – Corporate Bus (16+1), два маршрутных такси (19+1 и 20+1) и фургон грузоподъёмностью 3,5 т.

В новом двигателе интеркулер стал бóльшего размера, за счёт чего увеличена теплоотдача. Это позволило улучшить показатели сгорания топливно-воздушной смеси и увеличить мощность на 27 л.с. Следующим шагом к улучшению и оптимизации работы двигателя стали новые современные датчики температуры и давления, уступил место новому и датчик положения коленвала.

Ещё из «коренного железа» следует отметить новый маховик. Затем апгрейд затронул программное обеспечение электронного блока управления двигателем. Был изменён алгоритм впрыска топливной смеси (система электронного впрыска Common Rail), что позволило добиться лучшей тяговой характеристики, особенно на малых оборотах двигателя. В зоне малых оборотов циклически подаваемые дополнительные порции впрыска обеспечивают более плавное нарастание тяги при ускорениях.

Большинство деталей и узлов приходят на производство в Ярославль из Германии. Некоторые компоненты поступают в неизменном виде, но отливка блока, головки цилиндров и распредвалы проходят финишную обработку здесь, на «Автодизеле», которая включает объёмно-поверхностное хонингование стенок цилиндров Большинство деталей и узлов приходят на производство в Ярославль из Германии. Некоторые компоненты поступают в неизменном виде, но отливка блока, головки цилиндров и распредвалы проходят финишную обработку здесь, на «Автодизеле», которая включает объёмно-поверхностное хонингование стенок цилиндров
Большинство деталей и узлов приходят на производство в Ярославль из Германии. Некоторые компоненты поступают в неизменном виде, но отливка блока, головки цилиндров и распредвалы проходят финишную обработку здесь, на «Автодизеле», которая включает объёмно-поверхностное хонингование стенок цилиндров
Большинство деталей и узлов приходят на производство в Ярославль из Германии. Некоторые компоненты поступают в неизменном виде, но отливка блока, головки цилиндров и распредвалы проходят финишную обработку здесь, на «Автодизеле», которая включает объёмно-поверхностное хонингование стенок цилиндров
Большинство деталей и узлов приходят на производство в Ярославль из Германии. Некоторые компоненты поступают в неизменном виде, но отливка блока, головки цилиндров и распредвалы проходят финишную обработку здесь, на «Автодизеле», которая включает объёмно-поверхностное хонингование стенок цилиндров Большинство деталей и узлов приходят на производство в Ярославль из Германии. Некоторые компоненты поступают в неизменном виде, но отливка блока, головки цилиндров и распредвалы проходят финишную обработку здесь, на «Автодизеле», которая включает объёмно-поверхностное хонингование стенок цилиндров
Большинство деталей и узлов приходят на производство в Ярославль из Германии. Некоторые компоненты поступают в неизменном виде, но отливка блока, головки цилиндров и распредвалы проходят финишную обработку здесь, на «Автодизеле», которая включает объёмно-поверхностное хонингование стенок цилиндров

Теперь о системе выпуска отработавших газов. Улучшенный сажевый фильтр задерживает больше частиц, что вкупе с изменениями в катализаторе обеспечивает лучшую очистку выхлопа. Именно эта комбинация позволяет новому двигателю ОМ646 соответствовать пятому экологическому классу.

Готовая к отгрузке продукция
Параметр Значение
Технические характеристики двигателя ОМ646 DE22LA Euro 5
Число цилиндров 4
Расположение цилиндров Рядное
Число клапанов на цилиндр 4
Рабочий объём, cм3 2148
Мощность, кВт/ л.с. 80–109 при 3800 мин-1 100–136 при 3800 мин-1
Крутящий момент, Н∙м 280 при 1600–2400 мин-1 320 при 1800–2200 мин-1
Экологический стандарт Euro 5
Вид топлива Дизельное
Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен