Турбулентный сбыт 2015
Экономическая ситуация в грузовом, лёгком коммерческом и автобусном сегментах
Для автомобильной отрасли РФ минувший 2015 год оказался самым сложным за всю новейшую историю России, не считая кризисного 2008-го и катастрофического 2009-го. На фоне растущих как на дрожжах цен обвал производства и продаж коснулся всех сегментов, от легковых автомобилей до тяжёлых грузовиков и автобусов. Больнее всего спад затронул новые иномарки, спрос на которые таял быстрее, чем на продукцию отечественного автопрома. Островками спокойствия выглядели отдельные сегменты вторичного рынка, но общую картину это не сгладило: сбыт просел ниже всех мыслимых и немыслимых значений.
На грани фола
Весь 2015 год эксперты гадали: когда же рынок коммерческого автотранспорта России доберётся до самого дна? Поспешные летние и осенние анонсы достижения максимальной глубины падения на поверку оказались желаемым, выданным за действительное. Рынок продолжал снижение, то ускоряя, то замедляя его, нередко синхронно с нервным «плаванием» курсов валют.
Тонущие продажи очень быстро отразились на производстве: выпуск товарной продукции отечественными предприятиями машиностроения, по данным Росстата, относительно 2014 года снизился на 27,7 % (до 1,2 млн ед.) по легковым автомобилям и на 14,7 % (до 131 тыс. ед.) по грузовикам. За минувший год ВВП упал на 3,7 %, грузооборот автомобильного транспорта сократился на 5,9 %, доходы населения стали меньше на 9,5 %, падение товарооборота розничной торговли вылилось в 10 %, потребительская инфляция выросла до 15,5 %.
Падение спроса на коммерческие автомобили было вызвано не только макроэкономической нестабильностью. Деталями этой мозаики стало снижение объёмов и темпов строительства, ухудшение инвестиционного климата, замедление деловой активности, сокращение капиталовложений в старые и замораживание отчислений в новые проекты, проблемы с импортозамещением и, как следствие, выжидательная стратегия потребителей. Хозяев тяжёлых грузовиков обескуражило введение системы «Платон» для оплаты проезда грузовиками свыше 12 т. И это далеко не все факторы влияния.
На финише отчётного периода в глубокий минус ушли все сегменты, вплоть до прежде благополучных LCV, включая пикапы и минивэны. Легковые автомобили потянули за собой взаимосвязанные отрасли транспортного рынка. Снижение платёжеспособного спроса населения отразилось на уменьшении объёмов сбыта запасных частей и аксессуаров, более скромном потреблении топлива и ГСМ, сокращении сделок по страхованию и сервисному обслуживанию. Масштаб проблемы отражает съёживание рынка продаж новых легковых автомобилей на 44,9 % или более чем на 1,049 млн ед. Практически на такую же величину (–44,4 %) подтаяла реализация новых грузовиков, но в количественном выражении разница не такая пугающая – всего 37,8 тыс. ед.
Неприятный сюрприз выдал последний месяц минувшего года: сбыт новых грузовиков по сравнению с декабрём 2014-го просел на 36,9 % (–3151 ед.). Основной удар при падении испытали дорогостоящие иномарки: продажи сократились на 2105 ед. (–57,8 %). Российские грузовики тоже в минусе на 1046 ед. (–21,3 %). Максимальные количественные потери понёс лидер рынка КАМАЗ (–563 ед., –20,4 %), правда, его доля на рынке выросла с 32,2 % до 40,6 %. Отчасти это заслуга перспективной модели КАМАЗ-5490 на агрегатной базе Daimler Trucks, которых в минувшем декабре продано 213 ед. (в декабре 2014 года в четыре раза меньше – 51 ед.).
Российские LCV на финише сезона-2015 продемонстрировали рост в 13,6 %, до 6080 ед., а вот иномарки сдулись на 50,1 %, до 2579 ед. В декабре 2015-го по сравнению с тем же месяцем 2014 года доля отечественных малотоннажников с иголочки выросла с 53,1 до 71,5 %. Соответственно иномарки провалились с 46,9 до 28,5 %.
За весь декабрь 2015 года перевозчики РФ приобрели только 904 автобуса из первых рук, что на 690 ед. (–43,3 %) меньше декабря предыдущего года. В абсолютных величинах максимальная просадка у российских брендов: –529 ед., но по динамике это только –37,6 %. По новым иномаркам ситуация прямо противоположная: всего –161 ед., зато –86,1 %.
Грузовая колея
Аналитики подсчитали: к 1 января 2016 года «поголовье» грузовиков на просторах РФ выросло до 3 126 682 ед. (плюс 24 311 ед., или 0,8 % к первому полугодию 2015 года). На долю российской техники приходится 74,1 % против 25,9 % – иномарки. Всего за шесть месяцев количественный состав средних и тяжёлых грузовиков увеличился на 27 258 ед. (+1,2 %), а иномарок, напротив, сократился на 2947 ед. (–0,4 %).
Лидером процентного роста по регистрации грузовиков во втором полугодии 2015 года стал Уральский федеральный округ: плюс 1,1 %. Но с долей 9,8 % в табели о рангах УФО занимает только четвёртое место. По 0,9 % составил рост сразу в трёх округах: Центральном (с долей 24,3 %, первое место), Приволжском (18,3 %, второе место) и Северо-Западном (9,2 %, шестое место). На 0,6 % поднялись регистрации в Сибирском (13,4 %, третье место) и Южном ФО (9,3 %, пятое место). На 0,4 % подросли постановки на учёт грузовых машин на Дальнем Востоке (доля 8,1 %, седьмое место) и на 0,3 % на Северном Кавказе (доля 5,9 %, восьмое место).
В общем парке грузовых автомобилей страны львиная доля досталась российской технике: она заняла верхние пять строчек самых распространённых марок. На вершине бренд ГАЗ с 749 029 ед., за ним КАМАЗ с 743 095 ед. и ЗИЛ с 416 379 ед. Замыкают первую пятёрку МАЗ с 223 696 ед. и «Урал» с 127 464 ед. При этом регистрации отечественных грузовиков уменьшаются с 2012 года, а по марке ЗИЛ вообще чисто символические. Достаточно сказать, что во втором полугодии зарегистрировано только 18 ед. данной марки.
Вторая часть топ-10 сплошь европейско-японская. Среди иномарок на троне находится Volvo Trucks, чей парк достиг 82 170 ед. За шведским брендом устремился в погоню немецкий: MAN подбирается к круглой цифре, имея промежуточный итог в 78 743 ед. Третье место у Isuzu (70 032 ед.), четвёртое – у Fuso (66 170 ед.). На пятую строчку среди зарубежных брендов в топ-10 вписана Scania (66 140 ед.).
Спрос на грузовики массой более 6 т с иголочки на протяжении всего 2015 года жутко лихорадило. Он то активировался и обнадёживал, то замедлялся и разочаровывал, но общий тренд по отношению к результатам продаж годичной давности был совершенно отчётливым – направленным вниз. В итоге количественные показатели-2015 проиграли отчётным данным-2014: более 37,7 тыс. ед., или 44,4 %.
Марка нового грузового а/м | Январь–декабрь | Изменение | ||
---|---|---|---|---|
2015 г. | 2014 г. | Ед. | % | |
КАМАЗ | 17 384 | 26 532 | –9148 | –34,5 |
ГАЗ | 8154 | 10 421 | –2267 | –21,8 |
МАЗ | 2618 | 5957 | –3339 | –56,1 |
Scania | 2450 | 5612 | –3162 | –56,3 |
Isuzu | 2398 | 2437 | –39 | –1,6 |
«Урал» | 2049 | 3278 | –1229 | –37,5 |
Hyundai | 2044 | 4355 | –2311 | –53,1 |
MAN | 1787 | 4525 | –2738 | –60,5 |
Mercedes-Benz | 1720 | 2736 | –1016 | –37,1 |
Hino | 1430 | 2859 | –1429 | –50,0 |
ИТОГО в топ-10 | 42 034 | 68 712 | –26 678 | –38,8 |
Volvo Trucks | 1026 | 3158 | –2132 | –67,5 |
МАЗ-MAN | 807 | 1868 | –1061 | –56,8 |
Fuso | 661 | 1321 | –660 | –50,0 |
DAF Trucks | 597 | 1858 | –1261 | –67,9 |
IVECO | 425 | 867 | –442 | –51,0 |
ИТОГО в топ-15 | 45 550 | 77 784 | –32 234 | –41,4 |
Другие бренды | 1714 | 7260 | –5546 | –76,4 |
ВЕСЬ РЫНОК | 47 264 | 85 044 | –37 780 | –44,4 |
Всего российских | 30 570 | 48 783 | –16 213 | –34,7 |
Всего иномарок | 16 694 | 38 261 | –21 567 | –56,4 |
Годовой план-2015 по реализации новых средних и тяжёлых грузовиков серьёзно подкосил не только армию импортёров. Удар в солнечное сплетение получили дилеры КАМАЗа, не досчитавшиеся по сравнению с 2014 годом 9148 ед. техники (–34,5 %). За 12 месяцев 2015 года перевозчики приобрели на 3339 ед. меньше МАЗов (–56,1 %), на 2267 ед. меньше ГАЗов (–21,8 %), на 1229 ед. меньше «Уралов» (–37,5 %). Удар по иномаркам ещё более ощутимый: минус 3162 ед. (–56,3 %) по бренду Scania, минус 2738 ед. (–60,5 %) по марке MAN, минус 2132 ед. (–67,5 %) по Volvo Trucks. Трудно представить, что это ещё не предсказанное экспертами дно…
Кроме перечисленных участников Большой европейской семёрки остальные тоже не хватали звёзд с небес. Например, Mercedes-Benz реализовал 1720 новых грузовиков, что на 1016 ед., или на 37,1 %, скромнее результативности 2014 года. За весь 2015 год продажи DAF Trucks рухнули с 1858 до 597 ед., что меньше на 1261 ед., или 67,9 %. Итальянская марка IVECO пристроила 425 новых машин, что на 442 ед., или 51 %, меньше, чем годом ранее. Хуже всех себя чувствует Renault Trucks. Несмотря на очевидные достоинства тягачей, самосвалов и шасси данной марки, продажи снизились с 520 до 145 ед., рухнув на 72,1 %. На фоне таких результатов прогноз-2016 никто делать не спешит.
Как себя чувствовали другие иномарки? По-разному, но в основном неважно. Скажем, японские грузовики без пробега продавались не так плохо, как техника конкурентов. Объясняется это надёжностью, неприхотливостью и доступной ценой, ведь у части машин клеймение «Сделано в России». Благополучнее одноклассников по среднему тоннажу бренд Isuzu: сбыт характеризуется цифрой 2398 ед., что всего на 39 ед. ( –1,6 %) меньше значений годичной давности. Правда, продажи Fuso «усохли» вдвое: 661 ед. в 2015-м против 1321 ед. в 2014-м (–660 ед., –50 %). Такая же динамика у марки Hino: заказчикам передано 1430 ед., что на 1429 ед., или на 50 %, меньше. У бренда JAC, на зависть соперникам, положительный вектор продаж: 24 ед. против 12 ед. годом ранее, т. е. рост 100 %-ный.
Модель нового грузового а/м | Октябрь | Ноябрь | Декабрь |
---|---|---|---|
КАМАЗ-43118 (6х6) | 373 | 323 | 619 |
КАМАЗ-65115 (6х4) | 431 | 343 | 417 |
«ГАЗон NEXT» (4х2) | 340 | 289 | 416 |
ГАЗ-3308 «Садко» (4х4) | 122 | 108 | 300 |
КАМАЗ-6520 (6х4) | 168 | 216 | 245 |
Mercedes-Benz Actros (4x2) | 118 | 136 | 220 |
КАМАЗ-5490 (4х2) | 173 | 158 | 213 |
ГАЗ-3309 (4х2) | 139 | 123 | 196 |
КАМАЗ-5350 «Мустанг» (6х6) | 109 | 114 | 114 |
Isuzu NQR (4x2) | 138 | 162 | 107 |
ИТОГО в топ-10 | 2111 | 1972 | 2847 |
«Урал-4320» (6х6) | 68 | 59 | 97 |
Isuzu NPR (4x2) | 106 | 76 | 96 |
ГАЗ-3310 «Валдай» (4x2) | 75 | 101 | 94 |
«Урал-44202» (6х6) | 30 | 17 | 86 |
Fuso Canter (4x4) | 40 | 56 | 83 |
ИТОГО в топ-15 | 2430 | 2281 | 3303 |
Другие модели | 1936 | 1550 | 2093 |
ВЕСЬ РЫНОК | 4366 | 3831 | 5396 |
Многие корейские грузовики тоже находили новых владельцев со скрипом. Скажем, продажи Hyundai упали на 53,1 %, до 2311 ед. Драматичнее выглядят итоговые показатели Daewoo: 77 ед. против 573 ед. годом ранее, что на 496 ед., или 86,6 %, хуже. Показатель настораживающий с учётом того, что эта техника не импортируется из Южной Кореи, а производится на заводе в СЗФО. Если дело так и дальше пойдёт, производство вообще будет заморожено.
Угасает интерес российских транспортников и к технике китайского производства. Так, сбыт Shaanxi можно назвать катастрофой: с 1986 ед. в 2014-м он рухнул до 176 ед. в 2015-м (–1810 ед., –91,1 %). Нечем похвастать бренду Howo: востребованы были только 54 ед. по сравнению с 438 ед. двенадцатью месяцами ранее (–384 ед., –87,7 %). Нашлось наполовину меньше желающих выложить деньги за технику FAW: 150 ед. против 300 ед. годом ранее (–50 %). Обвал похоронил под собой планы BAW: в 2015 году продано 29 ед., что на 377 ед., или 92,9 %, хуже значений 2014-го.
На финише 2015 года отрицательная динамика по регионам выглядела так: –48,2 % Уральский ФО, по –47,4 % Центральный и Приволжский ФО, – 40,3 % Южный ФО. В Сибири падение продаж новых грузовиков массой более 6 т составило 38,8 %, на Дальнем Востоке –37 %, на Северо-Западе –36,6 %, на Северном Кавказе –31,7 %. Минимальное снижение продаж в топ-10 по маркам в процентном выражении (–1,6 %) показал бренд Isuzu, максимальное (–60,5 %) отмечено у MAN. По моделям лучшая динамика продаж у «ГАЗон NEXT» (+1829,9 %), худшая – у ГАЗ-3310 «Валдай» (–74,3 %).
У каждого грузового бренда в 2015 году были свои хиты первичных продаж. Назовём их с указанием числа проданных в 2015 / 2014 гг. В этом списке российские КАМАЗ-65115 (4144 / 6693 ед.), «ГАЗон NEXT» (3223 / 167 ед.), «Урал-4320» (1027 / 1915 ед.), белорусские МАЗ-6501 (462 / 1299 ед.) и МАЗ-MAN 6312 (744 / 1850 ед.). СП «Урал-IVECO» отгрузило заказчикам свой полноприводный хит модели 6339 в количестве 175 / 417 ед.
Марка грузового а/м с пробегом | Январь–декабрь | Изменение | ||
---|---|---|---|---|
2015 г. | 2014 г. | Ед. | % | |
КАМАЗ | 104 557 | 104 719 | –162 | –0,2 |
ГАЗ | 50 221 | 52 632 | –2411 | –4,6 |
МАЗ | 33 347 | 36 402 | –3055 | –8,4 |
ЗИЛ | 32 975 | 38 235 | –5260 | –13,8 |
MAN | 22 172 | 17 409 | 4763 | 27,4 |
Volvo Trucks | 18 561 | 18 294 | 267 | 1,5 |
«Урал» | 17 783 | 17 894 | –111 | –0,6 |
Scania | 15 639 | 14 546 | 1093 | 7,5 |
Mercedes-Benz | 12 316 | 11 402 | 914 | 8,0 |
Isuzu | 10 966 | 12 903 | –1937 | –15,0 |
ИТОГО в топ-10 | 318 537 | 324 436 | –5899 | –1,8 |
Hyundai | 10 621 | 8885 | 1736 | 19,5 |
Fuso | 9900 | 11 332 | –1432 | –12,6 |
DAF Trucks | 7800 | 8025 | –225 | –2,8 |
Nissan | 7733 | 9594 | –1861 | –19,4 |
Renault Trucks | 6037 | 6443 | –406 | –6,3 |
ИТОГО в топ-15 | 360 628 | 368 715 | –8087 | –2,2 |
Другие бренды | 46 596 | 50 034 | –3438 | –6,9 |
ВЕСЬ РЫНОК | 407 224 | 418 749 | –11 525 | –2,8 |
Всего российских | 243 873 | 255 581 | –11 708 | –4,6 |
Всего иномарок | 163 351 | 163 168 | 183 | 0,1 |
В Большой семёрке самые востребованные модели «с нуля»: 18- и 26-тонные тягачи Mercedes-Benz Actros (1201 / 1640 ед.), двухосные тягачи Scania R-Serie (736 / 858 ед.), 19-тонные тягачи MAN TGS (522 / 997 ед.), двухосные седельники DAF XF105 FT (533 / 1601 ед.), флагманские Volvo FH (259 / 1254 ед.), магистральные IVECO Stralis (190 / 415 ед.). По другим брендам погоду в продажах новых грузовиков сделали Isuzu NQR (1221 / 1029 ед.), Hyundai Mighty (961 / 2765 ед.), бортовые версии и фургоны Hino 500 (500 / 912 ед.), Shaanxi SX 325 (146 / 1609 ед.), самосвалы и шасси на трёх осях Daewoo Novus (74 / 573 ед.) и далее по списку. Значительно более скромные результаты у моделей FAW CA 3252 (56 / 122 ед.), Foton Auman (41 / 80 ед.), Ford Cargo (39 / 121 ед.), CAMC-3310 (36 / 141 ед.), «АМУР-4346» (13 / 6 ед.) и др.
За 12 месяцев 2015 года продажи б / у грузовиков к январю – декабрю 2014 года сократились на 11 525 ед. (–2,8 %) и имели разнонаправленную динамику. По маркам подержанных грузовиков сбыт вырос у брендов MAN (27,4 %), Mercedes-Benz (8 %), Scania (7,5 %), Volvo Trucks (1,5 %). Незначительным можно считать снижение объёмов вторичных продаж у КАМАЗа (–0,2 %) и «Урала» (–0,6 %). Более внушительное охлаждение покупательского спроса у марок ГАЗ (–4,6 %) и МАЗ (–8,4 %). В топ-10 хуже дела обстоят только по коммерческим автомобилям ЗИЛ (–13,8 %) и Isuzu (–15,0 %).
Штучные продажи техники некоторых брендов 2015 / 2014 гг. на вторичном рынке остались практически неизменными или претерпели незначительную корректировку. Это коснулось карьерных самосвалов БелАЗ (5 / 5 ед.), «сороконожек» БЗКТ (94 / 97 ед.), развозных автомобилей Avia (161 / 167ед.), американских магистральников Peterbilt (259 / 256 ед.), седельных тягачей Kenworth (426 / 421 ед.), тягачей и шасси Ford (683 / 683 ед.), большегрузов КАМАЗ (10 4557 / 10 4719 ед.), тяжёлых «Уралов» (17 783 / 17 894 ед.).
Лёгкие коммерческие
Эксперты аналитического агентства «Автостат Инфо» подсчитали: за 12 месяцев минувшего периода рынок LCV ужался до 84 775 ед. (–50 559 ед., –37,4 %). Для сравнения: за 11 месяцев спад составлял 36%, а по итогам первого полугодия – 35,4 %. В 2015 году малотоннажники российских марок потеряли 18 943 ед. (–25 %), а их объём реализации отражён значением 56 948 ед. Напомним: динамика спада по итогам 11 месяцев для российских LCV составляла 24,6 %. С января по декабрь включительно сбыт иномарок массой до 6 т уменьшился на 31 616 ед. (–53,2 %), до 27 827 ед.
Наиболее успешными регионами по динамике регистраций LCV во втором полугодии по отношению к первому в размере 1,6 % стали Приволжский и Центральный федеральные округа с долей 17,3 и 27,9 % соответственно. Полтора процентных пункта добавил в свою копилку Уральский федеральный округ (доля 7,8 %), роста в 1,3 % добился ЮФО (9,1 %). На 1,2 % улучшил статистику регистраций Северо-Западный (11,5 %) и на 1 % Сибирский (10,9 %) округа. Северный Кавказ (5,9 %) и Дальний Восток (8,2 %) провели повышающую корректировку соответственно на 0,7 и 0,5 %.
Весь 2015 год отразил лучшую динамику сбыта в Дальневосточном федеральном округе: –18,3 % (доля среди ФО составила 3,1 %). Капитальнее всех просел и показал предельно худшую динамику реализации LCV Уральский ФО: –46,7 % (доля 8,2 %). Почти посередине оказался Центральный ФО (доля 35,3 %) с падением –38,9 %. Для ориентировки: по итогам 11 месяцев глубина спада измерялась величиной –37,4 %, а по итогам трёх первых кварталов чуть меньше: –35,6 %.
Марка нового LCV | Январь–декабрь | Изменение | ||
---|---|---|---|---|
2015 г. | 2014 г. | Ед. | % | |
ГАЗ | 37 599 | 56 672 | –19 073 | –33,7 |
УАЗ | 19 312 | 19 148 | 164 | 0,9 |
Mercedes-Benz | 8429 | 10 315 | –1886 | –18,3 |
Ford | 4754 | 8646 | –3892 | –45,0 |
Volkswagen | 3629 | 9067 | –5438 | –60,0 |
Fiat | 3025 | 5732 | –2707 | –47,2 |
Peugeot | 1684 | 6874 | –5190 | –75,5 |
Citroёn | 1448 | 5337 | –3889 | –72,9 |
Renault | 1424 | 4496 | –3072 | –68,3 |
Hyundai | 1177 | 2799 | –1622 | –57,9 |
ИТОГО в топ-10 | 82 481 | 129 086 | –46 605 | –36,1 |
IVECO | 1052 | 2082 | –1030 | –49,5 |
Nissan | 307 | 524 | –217 | –41,4 |
KIA | 236 | 1399 | –1163 | –83,1 |
Škoda | 159 | 1034 | –875 | –84,6 |
Toyota | 153 | 554 | –401 | –72,4 |
ИТОГО в топ-15 | 84 388 | 134 679 | –50 291 | –37,3 |
Другие бренды | 387 | 655 | –268 | –59,1 |
ВЕСЬ РЫНОК | 84 775 | 135 334 | –50 559 | –37,4 |
Всего российских | 56 948 | 75 891 | –18 943 | –25,0 |
Всего иномарок | 27 827 | 59 443 | –31 616 | –53,2 |
В марочной структуре российского парка LCV с огромным отрывом от конкурентов лидирует ГАЗ: на учёте значится 1 507 098 ед., из которых более половины (780 188 ед.) возрастом 11 лет и старше. Доля десятилеток из Нижнего Новгорода тоже впечатляет – 115 108 ед., девятилетних машин ещё больше – 128 445 ед. На второй строчке учёта ГИБДД с 616 133 ед. обосновался УАЗ. И здесь подавляющее большинство малотоннажников выпущено в 2005 году и ранее – 393 405 ед. Численность 10-летних машин составляет 26 048 ед., девятилетних – 30 320 ед.
В структуре парка LCV по моделям в первой десятке только три строчки «забронированы» иномарками: шестая за лидером среди машин зарубежных марок Ford Transit (131 330 ед.), седьмая за VW Transporter (114 446 ед.), десятая за Toyota Town Ace (88 333 ед.). На пьедестале почёта три верхних ступеньки занимает «ГАЗель» моделей ГАЗ-3302 (834 766 ед.), ГАЗ-2705 (248 162 ед.), ГАЗ-3221 (230 418 ед.). Четвёртая строчка за УАЗ-3741 (210 846 ед.), пятая – за УАЗ-3303 (145 809 ед.). Ульяновские вездеходы вклинились и между иномарками: УАЗ-3909 (107 406 ед.) и УАЗ-3962 (97 589 ед.) заняли соответственно восьмое и девятое место.
В годовом рейтинге продаж новых LCV лидер в лице ГАЗ не досчитался по отношению к 2014 году 19 073 ед. техники (–33,7 %) и смог реализовать только 37 599 ед. Идущий за ним почти с двукратным отставанием УАЗ смог показать рост на 194 ед. (0,9 %) и установил продажи в 19 312 ед. Призовую тройку запечатал Mercedes-Benz, растерявший за год 1886 ед. (–18,3 %) и снизивший продажи до 8429 ед. Если не считать не делающих погоду и сошедших с дистанции аутсайдеров в лице Opel, Yuejin и DFSK, у остальных новых LCV отрицательная динамика по отношению к 2014 году. Очень болезненно ушли вниз Volkswagen (–5438 ед., –60,0 %), Peugeot (–5190 ед., –75,5 %), Ford (–3892 ед., –45,0 %), Citroёn (–3889 ед., –72,9 %). Абсолютно у всех брендов динамика падения двухзначная, а четырёхзначными цифрами в количественном выражении спад пережили также FIAT, Renault, Hyundai, KIA, IVECO.
Модель нового LCV | Октябрь | Ноябрь | Декабрь |
---|---|---|---|
«ГАЗель NEXT» (4х2) | 1473 | 1177 | 1386 |
УАЗ-3741 (4х4) | 729 | 675 | 1096 |
ГАЗ-3302 «ГАЗель» (4х2) | 969 | 796 | 1072 |
ГАЗ-3221 «ГАЗель» (4х2) | 342 | 333 | 691 |
УАЗ-3909 (4х4) | 352 | 426 | 593 |
Ford Transit (4х2) | 288 | 319 | 590 |
Mercedes-Benz Sprinter (4х2) | 723 | 497 | 516 |
ГАЗ-2705 «ГАЗель» (4х2) | 457 | 560 | 429 |
УАЗ-2206 (4х4) | 213 | 191 | 342 |
ГАЗ-2752 «Соболь» (4х2) | 280 | 241 | 340 |
ИТОГО в топ-10 | 5826 | 5215 | 7055 |
Fiat Ducato | 226 | 181 | 240 |
УАЗ-3303 | 163 | 158 | 211 |
ГАЗ-2217 «Соболь» | 191 | 110 | 190 |
Volkswagen Caravelle | 112 | 58 | 168 |
УАЗ-3962 | 57 | 61 | 112 |
ИТОГО в топ-15 | 6575 | 5783 | 7976 |
Другие модели | 1069 | 789 | 1088 |
ВЕСЬ РЫНОК | 7644 | 6572 | 9064 |
По итогам января – декабря 2015 года лучшая динамика сбыта новых LCV (более чем в 2,1 раза!) прочно увязывается с моделью Mercedes-Benz V-Klasse. Продажи этих машин выросли до 1230 ед. Второй положительный пример роста в 11,9 % являет собой фургон УАЗ-3741: он реализован в количестве 10 731 ед., что соответствует «бронзе» в топ-10 общих объёмов сбыта. Третье место по динамике (–7,6 %) досталось ГАЗ-2752 «Соболь Бизнес», которые раскуплены в количестве 2880 ед. (это девятое место в рейтинге совокупных продаж). Худшую динамику реализации установила бортовая «ГАЗель Бизнес» (–44,8 %), но её проданные 11 915 ед. позволили взять «серебро» по количеству отгрузок. Роль замыкающего топ-10 по динамике поставок на себя примерял Fiat Ducato (–48,2 %), которых за год выбрали 2817 ед. Лидером количественных продаж в 12 971 ед. осталась «ГАЗель NEXT», у которой по динамике (–35,5 %) только седьмой результат. Вероятно, ситуация изменится в 2016 году, когда в Нижнем Новгороде полным ходом развернётся выпуск микроавтобусов, грузовых и грузопассажирских фургонов на базе цельнометаллической новинки.
Продажи лёгких коммерческих автомобилей с пробегом за 2015 год в России сократились на 49 818 ед. (–9,1 %), до 496 396 ед. Здесь тоже никакого открытия Америки. С гигантским отрывом от конкурентов лидируют автомобили Горьковского автозавода. Правда, по сравнению с 2014 годом продажи упали до 217 091 ед. (–9775 ед., –8,3 %).
Вторая строчка осталась за ульяновскими малотоннажниками с полным приводом: покупателям передано 58 886 ед. (–389 ед., –0,7 %). В первой тройке LCV с пробегом оказался Volkswagen: 34 782 ед. (–4504 ед., –11,5 %). Четырёхзначными цифрами обозначено уменьшение продаж по брендам Toyota, Mercedes-Benz, Nissan, Peugeot, Hyundai, Renault, ТагАЗ, Mitsubishi. Не менее внушителен список тех, кто понёс потери в трёхзначных числах. Единственная марка с показателем роста в 5,9 % – это IVECO: продано 4179 ед., что на 233 ед. больше, чем за весь 2014 год.
Марка LCV с пробегом | Январь–декабрь | Изменение | ||
---|---|---|---|---|
2015 г. | 2014 г. | Ед. | % | |
ГАЗ | 217 091 | 236 866 | –19775 | –8,3 |
УАЗ | 58 886 | 59 275 | –389 | –0,7 |
Volkswagen | 34 782 | 39 286 | –4504 | –11,5 |
Toyota | 30 536 | 36 513 | –5977 | –16,4 |
Ford | 25 314 | 25 984 | –670 | –2,6 |
Mercedes-Benz | 23 512 | 27 494 | –3982 | –14,5 |
Peugeot | 15 571 | 16 656 | –1085 | –6,5 |
Nissan | 13 165 | 16 474 | –3309 | –20,1 |
Hyundai | 12 367 | 15 204 | –2837 | –18,7 |
Fiat | 11 081 | 11 277 | –196 | –1,7 |
ИТОГО в топ-10 | 442 305 | 485 029 | –42 724 | –8,8 |
Citroёn | 9483 | 9736 | –253 | –2,6 |
Renault | 8426 | 9755 | –1329 | –13,6 |
ТагАЗ | 6738 | 7800 | –1062 | –13,6 |
Mitsubishi | 5116 | 6270 | –1154 | –18,4 |
Mazda | 4705 | 5354 | –649 | –12,1 |
ИТОГО в топ-15 | 476 773 | 523 944 | –47 171 | –9,0 |
Другие бренды | 19 623 | 22 270 | –2647 | –11,9 |
ВЕСЬ РЫНОК | 496 396 | 546 214 | –49 818 | –9,1 |
Всего российских | 283 149 | 304 497 | –21 348 | –7,0 |
Всего иномарок | 213 247 | 241 717 | –28 470 | –11,8 |
Рейтинг топ-10 и топ-15 моделей LCV с пробегом практически совпадает с данными декабря и IV квартала, и здесь лишь освежим список наиболее популярных автомашин. В первой тройке это «ГАЗели» моделей ГАЗ-3302, ГАЗ-3221, ГАЗ-2705. Самыми популярными стали также УАЗ-3741, Ford Transit, VW Transporter, Mercedes-Benz Sprinter. По отечественным малотоннажникам с пробегом покупатели чаще других моделей выбирают УАЗ-3909 и УАЗ-3303, ГАЗ-2752 и ГАЗ-2217 «Соболь». Иномарочные хиты пополнены моделями Fiat Ducato, Toyota TownAce, HiAce и Hyundai Porter.
Говоря о перспективах-2016, прежде всего следует иметь в виду зависимость отечественных производителей от ряда факторов. В частности, будет важно, сохранится ли господдержка в размере обещанных 50 млрд руб. При негативном сценарии (например, при невысоких мировых ценах на нефть) эксперты оценивают возможное снижение рынка LCV на 12 %, а это значит, что продажи новых машин не превысят 74 тыс. ед. При благоприятном развитии ситуации прогноз всё равно предрекает падение в размере –8,5 %, примерно до 77,5 тыс. ед. Даже самый смелый взгляд в обозримое будущее характеризуется знаком «минус» (–4,6 %, объём рынка – 81 тыс. ед.). Впрочем, всё это – гадание на кофейной гуще, так как точного развития событий не предскажет никто.
Автобусный парк
По данным агентства «Автостат Инфо», во втором полугодии 2015 года суммарный парк автобусов в России по отношению к первому полугодию вырос на 1,1 %, или на 4615 ед., и достиг уровня 416 024 ед. Доминирующие позиции сохранила отечественная пассажирская техника: на неё приходится 351 635 ед. (84,5 %). Доля иномарок значительно скромнее – 64 389 ед. (15,5 %).
Максимальный удельный вес зарегистрированных автобусов по-прежнему приходится на Центральный федеральный округ (22,4 %), где увеличение парка за прошедшее полугодие составило 1,1 %. Второй по численности пассажирского транспорта – Приволжский ФО (19,9 %), чей прирост за шесть месяцев 2015 года оказался максимальным – на 1,6 %. Третье место прочно удерживает Сибирский ФО (15,2 %), увеличивший парк автобусов на 0,8 %.
Вслед за первой тройкой по количественному составу идут Уральский ФО с долей 10,3 % (+1,4 %), Южный ФО с долей 9,7 % (+0,9 %) и Северо-Западный ФО с долей 9,4 % (+1,2 %). Далее следуют Дальневосточный ФО с долей 6 % (+0,6 %), Северо-Кавказский ФО с долей 5,4 % (+0,8 %), Сибирский ФО с долей 1,8 % (+0,3 %).
За отчётный период марочная структура автобусного парка России коренных изменений не претерпела. Львиная доля регистраций приходится на продукцию Павловского автобусного завода – на учёте в ГИБДД числится 161 683 ед. ПАЗов, из которых 3912 ед. получили новые номерные знаки в 2015 году. Вторая строчка пока остаётся за моделями Курганского автобусного завода: 52 627 ед., включая 197 ед., поставленных на учёт в минувшем году. На третьей строчке рейтинга обосновались автобусы «Кубань» – 51 737 ед., и всем им более 10 лет!
Марка нового автобуса | Январь–декабрь | Изменение | ||
---|---|---|---|---|
2015 г. | 2014 г. | Ед. | % | |
ПАЗ | 4935 | 6458 | –1523 | –23,6 |
НефАЗ | 1130 | 929 | 201 | 21,6 |
ЛиАЗ | 1045 | 1120 | –75 | –6,7 |
МАЗ | 522 | 891 | –369 | –41,4 |
КАвЗ | 293 | 293 | 0 | 0,0 |
«Волжанин» | 273 | 154 | 119 | 77,3 |
«Урал» | 227 | 253 | –26 | –10,3 |
Higer | 76 | 209 | –133 | –63,6 |
Hyundai | 56 | 322 | –266 | –82,6 |
«Богдан» | 51 | 168 | –117 | –69,6 |
ИТОГО в топ-10 | 8608 | 10 797 | –2189 | –20,3 |
Golden Dragon | 31 | 54 | –23 | –42,6 |
King Long | 30 | 173 | –143 | –82,7 |
MAN | 27 | 57 | –30 | –52,6 |
Yutong | 9 | 72 | –63 | –87,5 |
Zhongtong | 9 | 34 | –25 | –73,5 |
ИТОГО в топ-15 | 8714 | 11 187 | –2473 | –22,1 |
Другие бренды | 167 | 428 | –261 | –61,0 |
ВЕСЬ РЫНОК | 8881 | 11 615 | –2734 | –23,5 |
Всего российских | 8481 | 10 323 | –1842 | –17,8 |
Всего иномарок | 400 | 1292 | –892 | –69,0 |
Далее в топ-10 общего автобусного парка страны расположились ЛИАЗ (27 502 ед.), НефАЗ (19 430 ед.), Hyundai (9279 ед.), МАЗ (7642 ед.), Mercedes-Benz (7615 ед.), ЛАЗ (6241 ед.) и ТагАЗ (6223 ед.). Закономерно, что продажи лайнеров Львовского и Таганрогского заводов за последние три года в России равны нулю. Не считая двух единиц в 2013-м, четырёх в 2008-м и восьми в 2007-м, продажи ЛАЗ в России сошли на нет: 14 автобусов за 10 лет – это не бизнес! За тот же период было поставлено клиентам только две «Кубани» (по одной в 2009-м и 2006-м), и это тоже из разряда «ни о чём». В пятнадцатом году не отмечено продаж автобусов Mercedes-Benz, и это яркий штрих к общей картине кризиса.
В модельной структуре автобусного парка страны тоже предсказуемый статус-кво. Пальму первенства удерживает универсальный ПАЗ-3205, чей количественный состав на 1 января 2016 года вырос до 116 602 ед. В первой тройке также бескапотный клубный автобус «Кубань Г1» (46 830 ед.) и КАвЗ-3976 малого класса капотной компоновки на грузовом шасси ГАЗ-3307 и ГАЗ-3309 (20 296 ед.). Начиная с кризисного 2008 года, таких автобусов без пробега продано всего по одному экземпляру. Следом позиционируются другие хиты: городской ЛиАЗ-5256 (16 031 ед.) и ПАЗ-4234 для городских и пригородных перевозок (13 425 ед.).
Во второй части топ-10 всего автопарка РФ лидирует ПАЗ-672 (12 371 ед.), который не выпускается с 1989 года! Большим спросом на вторичном рынке пользуются идущие следом КАвЗ-685 (10 740 ед.) и КАвЗ-3270 (9623 ед.). За минувшие 10 лет их продано соответственно две и пять единиц. Предпоследнюю строчку занимает пара близнецов НефАЗ-5299 и КАМАЗ-5297 (суммарно – 9189 ед.). А замыкает топ-10 самых популярных моделей ПАЗ-3204 (7995 ед.).
Модель нового автобуса | Октябрь | Ноябрь | Декабрь |
---|---|---|---|
ПАЗ-3205 | 385 | 231 | 399 |
ПАЗ-4234 | 75 | 30 | 74 |
ПАЗ-3203 | 18 | 29 | 59 |
ПАЗ-3204 | 90 | 41 | 57 |
МАЗ-203 | 17 | 0 | 51 |
НЕФАЗ-4208/ КАМАЗ-4310 | 29 | 28 | 50 |
ЛиАЗ-5256 | 25 | 11 | 27 |
КАвЗ-4238 | 19 | 8 | 26 |
НефАЗ-5299/ КАМАЗ-5297 | 19 | 22 | 25 |
«Урал-3255», «Урал-4320» | 14 | 8 | 22 |
ИТОГО в топ-10 | 691 | 408 | 790 |
ПАЗ-3206 | 13 | 13 | 20 |
НефАЗ-4211/ КАМАЗ-4326 | 6 | 7 | 19 |
КАвЗ-4235 | 8 | 3 | 10 |
МАЗ-206, МАЗ-226 | 3 | 8 | 7 |
King Long XMQ6127 | 0 | 1 | 7 |
ИТОГО в топ-15 | 721 | 440 | 853 |
Другие бренды | 273 | 124 | 51 |
ВЕСЬ РЫНОК | 994 | 564 | 904 |
Теперь об абсолютных значениях продаж новых автобусов в 2015 году. За минувшие 12 месяцев их реализация по отношению к данным 2014 года упала на 2734 ед. (–23,5 %). При этом в стане лидеров никаких кардинальных подвижек со сменой фаворитов не произошло. Если говорить об иномарках, падение стало следствием высокого курса доллара США, низких цен на нефть и снижения спроса со стороны потенциального покупательского пула. По российским машинам картина несколько иная. Здесь во главу угла встали недоступные заёмные средства, удорожание комплектующих и как следствие рост розничных цен. Наивно было бы полагать, что покупатель всё это молча проглотит.
Среди новых автобусов лидером рынка остался ПАЗ, и это даже несмотря на то, что объёмы сбыта упали до 4935 ед. (–1523 ед., –23,6 %). Как говорят сами перевозчики, «при всём богатстве выбора другой доступной альтернативы просто нет». Второе место по первичным продажам за собой застолбил НефАЗ, поднявший реализацию до 1130 новых лайнеров (+201 ед., или 21,6 %). В первую тройку вклинился и белорусский МАЗ, сбыт которого был торпедирован низким покупательским спросом: поставлено всего 522 автобуса (–369 ед., –41,4 %).
Суровую реальность едва ли не тотального ухода в минус нулевой динамикой скрасил КАвЗ (продано 293 ед.) и откровенно порадовал «Волжанин». Благодаря выигранному тендеру он смог поправить статистику на 119 ед. (+77,3 %) и в общей сложности выкатил на рынок 273 новых лайнера. Болезненными стали итоги года для тех, чьи потери обозначались трёхразрядными цифрами: Hyundai (–266 ед., –82,6 %), King Long (–143 ед., –82,7 %), Higer (–133 ед., –63,6 %), «Богдан» (–117 ед., –69,6 %). Для остальных сезон тоже не был намазан мёдом.
Марка автобуса с пробегом | Январь–декабрь | Изменение | ||
---|---|---|---|---|
2015 г. | 2014 г. | Ед. | % | |
ПАЗ | 17 756 | 17 760 | –4 | 0,0 |
НефАЗ | 3015 | 2948 | 67 | 2,3 |
ЛиАЗ | 2841 | 3121 | –280 | –9,0 |
КАвЗ | 2521 | 2503 | 18 | 0,7 |
«Кубань» | 2312 | 2694 | –382 | –14,2 |
ТагАЗ | 1649 | 1945 | –296 | –15,2 |
Hyundai | 1442 | 1916 | –474 | –24,7 |
Mercedes-Benz | 1255 | 1202 | 53 | 4,4 |
Bogdan | 935 | 986 | –51 | –5,2 |
МАЗ | 910 | 1161 | –251 | –21,6 |
ИТОГО в топ-10 | 34 636 | 36 236 | –1600 | –4,4 |
KIA | 728 | 1051 | –323 | –30,7 |
«Урал» | 665 | 645 | 20 | 3,1 |
MAN | 585 | 602 | –17 | –2,8 |
Neoplan | 574 | 649 | –75 | –11,6 |
Setra | 532 | 583 | –51 | –8,7 |
ИТОГО в топ-15 | 37 720 | 39 766 | –2046 | –5,2 |
Другие бренды | 4845 | 5929 | –1084 | –18,3 |
ВЕСЬ РЫНОК | 42 565 | 45 695 | –3130 | –6,8 |
Всего российских | 33 671 | 34 901 | –1230 | –3,5 |
Всего иномарок | 8894 | 10 794 | –1900 | –17,6 |
Ну что сказать, самые популярные модели новой пассажирской техники, как и годом ранее, связаны с павловским лотосом: ПАЗ действительно вне конкуренции. За ним четыре верхние строчки, плюс в глубине списка – модель ПАЗ-3206. Остальные базируются с переменным успехом, постепенно вытесняя дорожающие иномарки. И если низкая ставка барреля нефти сохранится, в 2016 году мы увидим дальнейшее ослабление позиций зарубежных брендов. Вопрос в том, насколько при этом ослабнет платформа российских производителей. Некоторые аналитики предрекают автобусному рынку спад величиной 8–10 %, но с такими прогнозами я бы не торопился.
В минувшем году сбыт автобусов с пробегом лихорадило меньше, чем сбыт новой техники, но больше, чем продажи «бэушек» годом ранее. Спад сегмента б / у автобусов к 2014 году вылился в 6,8 % и достиг 42 565 ед. (–3130 ед.).
На вершине остался ПАЗ с впечатляющим результатом 17 756 ед., что всего на 4 автобуса меньше, чем в 2014 году. Второй по объёмам поставок лайнеров с пробегом маркирован брендом НефАЗ: за 12 месяцев реализовано 3015 ед., что на 67 ед., или на 2,3 %, больше значений 2014 года. Третий по количеству проданных пассажирских машин – ЛиАЗ с результатом 2841 ед. ( –280 ед., –9 %). На четвёртом месте КАвЗ с показателем 2521 ед., с плюсом величиной 18 ед., или 0,7 %. На пятом месте «Кубань»: 2312 ед., и снова минус 382 ед., и в 14,2 %. Таким чередованием характеризуется и нижняя часть списка.
Рейтинг подержанных моделей тоже без сюрпризов: в голове стоят ПАЗы с индексами 3205, 3204, 4234, а далее встречается продукция Ликинского, Курганского, Таганрогского заводов. И, конечно, свою скрипку в топ-10 и особенно в топ-15 играют иномарки, без которых дороги современной России представить при всём желании уже нельзя.