Пробежал по городу олень…
Основная концепция, заложенная в прототипе, осталась неизменной
Производитель: | Ликинский автобусный завод (Ликино-Дулёво) |
---|---|
Модель: | ГАЗ-9.5 (ЛиАЗ-429260) |
Начало продаж в России: | октябрь 2015 г. |
Казалось бы, совсем недавно прошёл фестиваль «Мир автобусов-2015» в Коломне, где показали прототип городского низкопольника среднего класса – ЛиАЗ-429260. А уже через четыре месяца на выставке «COMTRANS’15» красовался совсем другой автобус того же класса, с иной внешностью, названием и без добавки «прототип». Не слишком ли коротким стал путь от опытных образцов до практически серийной машины? А где же те старые, добрые времена, когда можно было с ехидцей писать фразы типа «уже через два-три года новинка из Ликино сможет встать на конвейер»?
Впрочем, меня гораздо больше впечатлил тот факт, что уже через пару месяцев мне предложили не просто более подробно изучить новинку, которая по новому бренд-буку именуется «ГАЗ-9.5», а провести её полноценный тест-драйв. В предыдущие годы, чтобы попасть за руль перспективной разработки из Ликино, приходилось ждать куда больше времени. Неужели новинка так хороша, что заводчане не боятся доверить её журналистам в «младенческом» возрасте?
Конструктивная достаточность
Начнём с того, что основная концепция, заложенная в прототипе ЛиАЗ-429260, осталась неизменной и в ГАЗ-9.5. Её суть – создание максимально вместительного, но при этом минимально затратного автобуса для городских маршрутов со средним и малым пассажиропотоком.
Самым оптимальным решением оказалась длина 9,5 метров. Она позволяет перевозить до 80 человек в соответствии с нормативами и… ещё немалое количество в соответствии с нашими реалиями. В то же время это максимальный размер, позволяющий ограничиться 4-цилиндровым двигателем (он менее прожорлив и дешевле в обслуживании, чем традиционные «шестёрки» 12-метровых машин) и шинами меньшей размерности – 19,5” вместо 22”. Кто занимается перевозками, легко сможет посчитать экономию от таких шин. При этом унификация с 12-метровыми машинами достаточно велика.
Что касается салона, то могу сказать, что от прототипа ЛиАЗ-429260, который я изучал в Коломне, осталось мало общего. Автобус прошёл, можно сказать, «глобальную» перекомпоновку. Топливный бак «переехал» из подиумов правого борта на арку переднего левого колеса. Это позволило, не меняя общего количества посадочных мест, превратить автобус в «социально-ответственный» не на бумаге, а на практике. Теперь, когда подиумы из передней части салона исчезли, шесть «социальных» сидений стали действительно доступными, что пожилые люди сразу отметят. Более того, по европейским нормативам, «социальным» считается автобус, у которого не менее четырёх мест размещены не на подиумах, ГАЗ-9.5 это требование перекрывает с запасом.
Кроме этого, благодаря скошенной верхней части задних колёсных арок, удалось заметно расширить проход между ними, что будет актуально в часы пик. А если уменьшить размеры накопительной площадки, сейчас она по размерам не уступает таковой в 12-метровой машине, то можно разместить ещё пару мест, опять же не на подиумах.
Что касается кабины, то все новации внутри неё лучше всего передают фотографии. Из того, что на фото незаметно – из-за короткого переднего свеса, кабина немного уменьшилась в длину (стало меньше места за креслом водителя), но на её функциональности это никак не сказалось.
Столбик с рычагом АКП возле кресла водителя – особенность оснащения машины АКП ZF. На панели для него не нашлось удобного места, но мне пользоваться рычагом оказалось удобно. Если же заказать машину с АКП Allisson, то вопрос снимется автоматически, ибо у неё управление кнопочное и надобность в рычаге просто отпадает.
Впрочем, заводчане делают упор ещё и на том факте, что на семействе ЛиАЗ-4292 они обкатывают нововведения, которые потом распространятся на весь модельный ряд Ликинского автобусного завода. Это применение CAN-шины (экономия 150 кг жгутов), установка системы самодиагностики автобуса (оперативное обнаружение неполадок, вплоть до перегоревшей лампочки), система дистанционной связи с предприятием в режиме реального времени (контроль за состоянием автобуса, движением по маршруту, ситуацией в салоне и т. д.) и попутно использование бортового компьютера в роли «чёрного ящика».
Возможно, сейчас в России не так уж много автобусных парков, готовых к столь обширному применению электроники, но завод, который не смотрит в будущее, обречён на вымирание, и на ЛиАЗе это прекрасно понимают. Тем более, что с переводом производства мировых автобусостроителей из Европы в третьи страны качество их продукции снижается (это мнение самих перевозчиков, причём из разных городов и по разным брендам), и ЛиАЗ надеется потеснить их не только на внутрироссийском рынке.
Планируемые гарантийные сроки и периодичность ТО ничем не отличаются от предлагаемых на текущий модельный ряд: 18 месяцев или 500 000 км пробега и 12-летняя гарантия от сквозной коррозии. Межсервисный интервал с двигателем ЯМЗ будет 30 000 км.
Точного на 100% ответа на ещё один очень важный вопрос пока нет, но ориентировочно, цена будет колебаться от 5 600 000 до 7 000 000 руб., в зависимости от комплектации.
На коротком плече
Давно я не управлял автобусами ЛиАЗ (да-да, я помню, что это ГАЗ-9.5, но привычка упрямо подталкивает к отраслевому индексу ЛиАЗ-429260).
На рабочем месте устраиваешься легко. Тем более, что зеркала здесь с электрорегулировками, и при моей посадке ходов кресла вполне хватает для комфортного размещения. С учётом того, что рулевая колонка регулируется по наклону вместе с комбинацией приборов, вопросов быть не должно ни у кого. Минута на изучение основных кнопок, клавиш, и можно произносить в микрофон: «Осторожно, двери закрываются…» Ах, да! Чего это я? Какой ещё микрофон (хотя он тоже в наличии), если все давно используют речевые информаторы? Нажимаем на соответствующую кнопку, и поехали!
Вернее сказать, помчали, ибо автобус по динамике запросто может соперничать с «маршрутками». С порожним салоном жаловаться на ускорение просто грех. По крайней мере, водителю. По лицам нескольких вынужденных коллег-пассажиров я понял, что кто поедет в автобусе стоя, такую скоростную езду положительно не оценят. Впрочем, городской автобус должен ходить: для пассажиров – по расписанию, чтобы не ждать на остановках, для транспортников – «битком», чтобы приносил прибыль. Силовая установка ГАЗ-9.5 легко позволит удовлетворить оба требования, а АКП избавит от рывков при переключении передач.
Под стать динамике и замедление – уверенное и прекрасно дозируемое. Положительную оценку можно дать манёвренности – автобус раскручивается буквально «на пятачке», что порадует водителей при развороте в конце маршрута при отсутствии выделенной площадки, и когда вся эта площадка будет заставлена легковушками хитроумных водителей. Кстати, в этом случае сильно облегчает задачу короткая база и малый задний свес, зацепить «хвостом» никого не получится.
Похоже, не будет вопросов и с плавностью хода – на территории завода мы нашли-таки, мягко говоря, не заасфальтированный участок, сильно напоминающий своей разбитостью и размером луж типичную городскую улицу небольшого города. ГАЗ-9.5 преодолел его без проблем, не вызывая и тени сомнения в сохранности переднего бампера.
«А не слишком ли всё радужно?» – спросите вы. – «Ты точно на ЛиАЗе ездил?» Похоже, этим же вопросом задались конструкторы и… сохранили гнутую прозрачную перегородку кабины, не понравившуюся в прототипе. Что ж, возможно, это требование потенциального заказчика, но с уверенностью могу сказать, что требованием потенциального водителя будет: «Убрать эту перегородку!» Заляпанная пальцами пассажиров, запотевшая со стороны салона, бликующая на солнце и в свете уличных фонарей, она напрочь перекроет обзор справа, заставив водителя совершать акробатические движения, чтобы увидеть происходящее с правого борта. В принципе, это уже пройденный этап, на котором опытным путём установлено, что сплошная перегородка в автобусах, у которых в переднем свесе узкая дверь, просто неприемлема. Впрочем, это как раз та проблема, которую исправить очень легко.
В остальном автобус очень понравился. Манёвренный, вместительный, комфортный и при необходимости может быть нашпигован электронными помощниками.
Особенно порадовал момент, что БК можно запрограммировать так, чтобы при выключении зажигания он автоматически закрывал все двери и отключал «массу». Причём интервал времени между этими действиями можно задавать самостоятельно. Со стороны это выглядит так, будто водитель вышел из автобуса и ушел, а тот подумал-подумал, понял, что работа закончена, да и перешёл в «спящий» режим самостоятельно – чем не эффектное завершение смены?!
И это всё нам?
Похоже, Ликинский автобусный завод, наконец-то начал уверенное и, главное, стабильное движение вперёд по всем направлениям. Это касается как количества и разнообразия новых разработок, так и малого времени между появлением опытных машин и их постановкой на конвейер. Приятно, что одновременно растёт и качество выпускаемой продукции. К тому же заводчане научились слушать пожелания эксплуатационников и аргументированно объяснять дотошным журналистам природу тех или иных решений в конструкции автобусов.
Так что не зря теперь на передней маске нового 9,5-метровика вместо надписи «ЛИАЗ» красуется единая «газовская» эмблема с оленем. После тест-драйва лично для меня она стала символом изменений политики подразделения «Русские Автобусы – Группа ГАЗ», в целом изменений приятных.
Что же касается конкретно семейства ГАЗ-9.5, то его перспективы достаточно приятны. Заводчанам удалось создать весьма удачный образец в своём классе. Они даже умудрились сделать приемлемое сочетание 100%-но низкого пола и комфорта для пассажиров в салоне. Жирным «плюсом» являются и озвученные возможные модификации автобуса, позволяющие создавать по требованию заказчика как навороченные «мегаситибусы», так и бюджетные версии 9,5-метровика, основным достоинством которых будет сочетание цена–качество.
Параметр | Значение |
---|---|
Полная масса, кг | 14 400 |
Снаряжённая масса, кг | 9020 |
Пассажировместимость, чел.
|
75 21+1 |
Допустимая нагрузка на 1-/ 2-ю оси, кг | 5000/ 9400 |
Двигатель:
|
ЯМЗ-53403 Турбодизельный, I-4 4430 210 при 2300 мин-1 830 при 1200–1600 мин-1 |
Коробка передач:
|
ZF 6AP-1000V Автоматическая 6/1 |
Подвеска | Передняя – пневматическая, независимая, ZF RL-55EC. Задняя – портальный мост ZF AV-110 |
Тормозная система | Пневматическая, двухконтурная, с дисковыми тормозными механизмами и системами ABC и ASR |
Колёсная формула | 4х2 |
Минимальный радиус поворота, м | 8,9 |
Вместимость топливного бака, л | 180 |
Теперь остаётся только дождаться запуска автобуса в серию и выслушать мнение тех, кто будет работать на ГАЗ-9.5 на маршрутах. Ведь последнее слово всё равно остаётся за покупателем. И пассажиром, конечно, – это же АВТОБУС…
Автомобиль на тест предоставила компания ООО "Русские Автобусы – Группа ГАЗ"