<<< Назад

Золотой товар
Комфортный рефрижератор от IVECO для пушистого "клада"

Андрей Филиппов, фото автора

Вы когда-нибудь задумывались, какая сложная и затратная транспортировка цыплят? Я – нет. Но недавно меня просветили, насколько дорогостоящий груз везут цыплятовозы. К примеру, в фургон, о котором пойдёт речь, вмещается 72 000 суточных цыплят. Стоимость одного цыпленка от 30 руб. до 5 евро в зависимости от породы. Путём несложных вычислений получаем этакий «инкассаторский броневик» с весёлыми цыплятами на борту и 25 250 000 руб. внутри. Вот такой пушистый клад получается…

В принципе, на российском рынке работает достаточно производителей, предлагающих цыплятовозы. Две зарубежные компании, три отечественных и ещё масса «европейцев», которые официально не поставляются в Россию, но тем не менее на рынке присутствуют, для такого узкого сегмента это уже развитая конкуренция. Так что решение компании «Центртранстехмаш» войти в столь специализированный сектор со своей моделью ЦТТМ достаточно смелое.

Побег из курятника

Разберёмся, что же представляет собой цыплятовоз.

Основной пульт управления вентиляционной установкой установлен снаружи, по левому борту фургона в специальном отсеке

Самое главное, что нужно понимать, – внутри машины живой и очень привередливый груз. Причём в отличие от тех же цветов для цыплят не столько важна температура внутри фургона, сколько приток свежего воздуха. Именно поэтому самый важный фактор в цыплятовозе – оборачиваемость воздуха. Она может достигать 18 000 м3/ч. Но и это ещё не всё. Воздушный поток должен равномерно распространяться по всему периметру фургона для исключения продувания цыплят.

А вот на втором месте, действительно, стоит температура. Комфортный для цыплят диапазон – от +25 до +28 °C в фургоне. Заострю на этом внимание, ибо температура в контейнерах с цыплятами в этот момент +32…35 °C (нормальная температура тела цыплёнка +40…45 °C) – важный нюанс, так как при отклонении от этого диапазона «жёлтые комочки» либо задыхаются, либо замерзают. Впрочем, рефрижераторная установка позволяет работать в бо’льшем диапазоне (вдруг яйца придётся везти, а они требуют «нулевой» температуры).

В кабину выведено информационное табло с основными параметрами: температура, содержание углекислого газа и т. п.

Да и остальные параметры (содержание углекислого газа, влажность, давление воздуха) в современных цыплятовозах тоже стараются держать под контролем.

Теперь перейдём к нюансам конструкции. Внешняя оболочка достаточно стандартна – это привычные сэндвич-панели различной толщины. Разве что створки ворот кажутся чересчур толстыми из-за количества используемых уплотнителей.

В передней части надстройки технологический отсек – здесь <nobr>собрано</nobr> оборудование, отвечающее за работоспособность фургона
Герметичность кормовых дверей фургона обеспечивают ЧЕТЫРЕ слоя уплотнителей – даже в рефрижераторах нет такой «системы безопасности»

Зато внутри – всё «не как у людей». На первый взгляд, ничего необычного: на боковых стенках рейки для фиксации контейнеров с цыплятами, в потолке шайбы вытяжной вентиляции – фургон как фургон. Разумеется, внутренние детали выполнены из материалов, не подвергающихся коррозии, ведь частые мойки и санитарная обработка – неотъемлемые спутники подобных машин…

Изнутри фургон-цыплятовоз похож на дуршлаг, только отверстия выводят не наружу, а в скрытые полости, по которым циркулирует воздух

Однако стоит присмотреться, и почти сразу отмечаешь множество отверстий в крыше и на уровне пола. Именно через них осуществляется циркуляция воздуха, причём и его интенсивность, и перераспределение потоков можно регулировать дистанционно. Более того, из-за различного формата контейнеров, используемых той или иной птицефабрикой, конструкторам пришлось создавать универсальный пол, позволяющий варьировать подачу воздуха так, чтобы конкретный тип контейнеров не перекрыл воздуховод. По правилам, расстояние между рядами контейнеров должно быть не менее 300 мм, и именно в эти проходы и должен подаваться подогретый или охлаждённый воздух.

А ещё передняя внутренняя стенка грузового отсека – это огромная калитка. Именно за ней скрыты вентиляторы, нагнетающие воздух внутрь фургона. Во время знакомства с машиной они работали, и мне настоятельно не рекомендовали пытаться открыть эту «дверцу». Причину этого я увидел, когда трое здоровых мужиков пытались прикрыть кормовую створку, не отключая систему вентиляции – со стороны выглядело забавно, на деле, создаваемое внутри фургона воздушное давление может преподнести неприятные сюрпризы при игнорировании правил пользования цыплятовозом.

Гидроборт позволят значительно ускорить процесс загрузки, тем самым сокращая пребывание цыплят в «нестандартных» условиях Это не постановка – при включённой системе вентиляции закрыть кормовые ворота не получается даже вдвоём, а открывать их и вовсе настоятельно не рекомендуется

Цып-цып-цып…

Ну и напоследок – стоимость ЦТТМ колеблется в районе… 14 000 000 руб. Согласитесь – удовольствие не из дешёвых. Тем не менее, судя по расчётам, приводимым в начале статьи, затраты на хороший цыплятовоз можно окупить всего за несколько рейсов, после чего машина начнёт приносить прибыль.

Пока же «Центртранстехмашу» предстоит выигрывать не столько битву за обоснование конечной цены, сколько за доказательство качества предлагаемого товара. Как у нас часто происходит!? Те, кто выращивает цыплят, уже отведали «бюджетных» цыплятовозов и внесли в свои планы количество неизбежных потерь при транспортировке. Убедить их, что новый ЦТТМ сможет свести потери практически на «нет», очень сложно. Да и машина пока существует в единственном экземпляре, и узнать о реальном опыте её эксплуатации в российских реалиях пока не у кого. Впрочем, есть данные аналогичных надстроек Ravenhorst в Европе, так что шансы у «Центртранстехмаша» есть. Тем более похоже, что в цыплятовозе действительно учтены все нюансы перевозок «пушистого золота»…

Техническая характеристика автомобиля ЦТТМ на шасси IVECO Stralis 420
Параметр Значение
Полная масса, кг 26 000
Снаряжённая масса, кг 11 620
Грузоподъёмность, кг 14 380
Допустимая нагрузка на 1-/ 2-ю оси, кг 7500/ 11 500/ 7500
Двигатель:
  • рабочий объём, cм3
  • мощность, л.с. (кВт)
  • крутящий момент, Н∙м
Cursor 10-F3A E068H*B
10 308
420 (294) при 2100 мин-1
194 при 1050–1480 мин-1
Коробка передач:
  • количество ступеней вперёд/ назад
Механическая, синхронизированная с сервоприводом 16+2
Подвеска Передняя – параболические рессоры + телескопические амортизаторы гидравлического типа. Задняя – пневматическая + телескопические амортизаторы гидравлического типа
Тормозная система Пневматическая
Колёсная формула 6х2
Минимальный радиус поворота, м 10 815
Вместимость топливного бака (алюмин.), л 600
Комментировать ... >>
Loading...