<<< Назад

Газовый формат
Новинки газомоторного транспорта и заправочного оборудования России на выставке GasSuf-2015

Андрей Михайлов, фото автора

На ВДНХ в павильоне № 75 «Россия» прошла 13-я выставка газомоторного транспорта и заправочного оборудования GasSuf-2015. Среди оборудования для газовых ГНКС, баллонов, комплектующих были представлены и новые транспортные средства.

Газомоторный транспорт в сегодняшней России актуален, как никогда: при активном лоббизме «Газпрома» в лице ООО «Газпром газомоторное топливо» и властей, которые субсидируют закупки газовой техники регионами и муниципалитетами, подавляющее большинство автопроизводителей России и СНГ уже подготовило решения в лице газовых версий известных и малоизвестных моделей. А новинки, выходящие на рынок, почти сразу обретают свои версии на газовом топливе.

В случае с сектором коммерческого транспорта это особенно важно и эффективно: многие его виды работают в городах, поэтому не так остро стоит вопрос привязки машины к газозаправочным станциям, сеть которых, несмотря на бурный рост, пока не покрывает всех потребностей эксплуатантов. Грамотная эксплуатация газомоторного транспорта позволяет перевозчикам значительно снижать стоимость владения техникой, т. е. вопрос, который остро стоит в первую очередь для тех, кто эксплуатирует именно коммерческие автомобили: грузовики, автобусы и такси.

Показательно, что GasSuf размещалась в павильоне с выставкой CityExpo. Где как не в городах применение газобалонных машин позволит значительно улучшить экологическую обстановку.

Но пока что в развитии газомоторного транспорта, при его бурном росте наблюдаются и другие проблемы: сами по себе машины на пропане и особенно метане дороже при приобретении и переоборудовании, что не всегда экономически оправданно, а газобаллонное оборудование отнимает пространство и килограммы грузоподъёмности. Другой вопрос – привязанность к газозаправочным станциям, которые пока построены не везде, где в них есть явная потребность. Но выставки, подобные GasSuf, – это как раз место встречи тех, кто может найти решение всех этих вопросов.

ГАЗ

На стенде «Группы ГАЗ» было представлено сразу два грузовика из новых семейств, выпускаемых в Нижнем Новгороде: это газобензиновая автолавка «ГАЗель NEXT A21R26» и мусоровоз на шасси метанового «ГАЗон NEXT». Две эти машины демонстрируют основные векторы, по которым идёт развитие газомоторного транспорта в России: если младшая «ГАЗель» оснащена метановым двигателем, но допускает передвижение на нефтяном топливе, т. е. на бензине, то более крупный «ГАЗон Next» оснащён конвертированным из дизеля ЯМЗ-534 двигателем, работающим исключительно на метане.

Автолавка на шасси «ГАЗель NEXT» ГАЗ-A21R26

Двигатель «ГАЗели» – УМЗ Evotech A2755T – оснащён турбиной и промежуточным охладителем, что позволило снять с него 120 л.с. и 255 Н∙м. В отличие от полностью метанового «старшего брата, битопливная «ГАЗель» может проехать на одной заправке только метаном – 300 км, а на бензине и метане – до 700 км.

Малый мусоровоз на шасси «ГАЗона NEXT C41R16» с кузовом Kobit KBR-P6N построен Арзамасским заводом коммунального машиностроения. Кузов способен вместить 2,8 т отходов при коэффициенте уплотнения 2,8–4,0. Грузоподъёмность кантователя – 0,8 т, что достаточно для обработки контейнеров вместимостью 1,1 м3. Конвертированный из дизеля метановый двигатель ЯМЗ-534 CNG мощностью 149 л.с. Семь газовых баллонов для КПГ общим объёмом 72,8 м3 размещены на раме под кузовом. Учитывая эксплуатацию в малых городах и центрах мегаполисов, запас хода в 370 км является нормальным показателем, однако в городском цикле запас хода вдвое меньше.

«ГАЗон NEXT» ГАЗ-C41R16 с кузовом Kobit KBR-P6N

КАМАЗ

На стенде челнинского автогиганта был представлен грузовик новейшего семейства – двухтопливный тягач КАМАЗ-М1842 5490-T5 CNG, построенный давним партнёром камского автогиганта, компанией «РариТЭК». Газодизельный тягач оснащён двигателем Mercedes-Benz OM457LA.V / 4 (428 л.с., стандарт Euro 5), системой питания Landi Renzo. Четыре газовых баллона по 80 л каждый размещены под облицовкой справа. Интересно, что эта машина работает одновременно на двух видах топлива: смесь, попадающая в двигатель, состоит на 55 % из дизельного топлива, а на 45 % – из метана. По всему было видно, что машина пришла из Набережных Челнов своим ходом, да к тому же с гружёным полуприцепом, это было заметно по седлу и изрядно поношенным шинам.

КАМАЗ-М1842 5490-T5 CNG

АГРОМАШ

Газопоршневые двигатели в качестве топлива используют магистральный газ – метан – и могут представлять интерес для сельских районов, где электросети особенно подвержены негативным внешним воздействиям. Полноприводную технику на газовых двигателях представлял концерн «Тракторные заводы»: универсальный трактор «Агромаш 50ТК МЕТАН» тягового класса 0,9 и «Агромаш 85ТК МЕТАН» тягового класса 1,4.

Трактор 50ТК оснащён владимирским 3-цилиндровым газовым атмосферным двигателем воздушного охлаждения мощностью 45 л.с., трактор 85ТК – 4-цилиндровым наддувным газовым двигателем мощностью 85 л.с. Газовые баллоны размещены с бортов под кабиной слева и справа и позади кабины, заправки газом 50ТК хватит на 12,5 часов работы, заправки 85ТК – на 8,5 часов.

«Агромаш 85ТК МЕТАН» (слева) и «Агромаш 50ТК МЕТАН»

БЕЛАРУС

Ещё одной новинкой на стенде «Ротора» стал трактор «Беларус 92П-Ч» с двигателем с ТНВД, переоборудованным для работы на сжатом метане. Баллоны установлены на крыше, но по согласованию с заказчиком их могут разместить в других местах.

Вообще жидкий метан, помимо «плюсов», имеет и свои «минусы»: такое топливо хранится при температуре –190 °С и непродолжительное время; поэтому оснащённую им технику нежелательно хранить в помещениях. На имеющихся у нас АГНКС искомое топливо встречается крайне редко.

«Беларус 92П-Ч» компании «Ротор»

МАЗ

Самая необычная машина прибыла из Подмосковья. Газодизельный тягач МАЗ 5440B3-1480-002 с двигателем ЯМЗ-5361.10 конвертирован для работы на смеси солярки и криогенно-сжиженного метана (LNG). В России такое топливо практически не продаётся, но компания ООО «НПО «Ротор» из Люберец, выполнившая переоборудование тягача, видит в таком газовом топливе большие перспективы.

Двигатель после переоборудования работает на смеси ДТ и жидкого метана в пропорции 20 / 80. Криобак для сжиженного метана объёмом 450 л, произведён в Китае и размещён за кабиной тягача. Разработчики утверждают, что один такой баллон эквивалентен 31 баллону с КПГ объёмом 50 л, который весил бы около двух тонн, так что LNG позволяет ещё и выиграть на грузоподъёмности.

МАЗ 5440B3 LNG компании «Ротор»

На представленном тягаче МАЗ сосуд для газа размещён за кабиной. Как пояснили на стенде, на серийном автомобиле баллон будет по левому борту вместо большого топливного бака, а бак для дизельного топлива меньшего объёма установят на правом борту. Стоимость переоборудования минского тягача «по образу и подобию» представленного составляет около 800 тысяч рублей.

BONUM

Не обошлось на GasSuf-2015 без средств доставки. Компания представила 3-осный полуприцеп-газовоз Bonum-Dogumak TGK 12. B-00201 с односкатной ошиновкой. На них применяют осевые агрегаты BPW, SAF или OsmanKOC, а также насосы Petroland или Corken. Сосуд объёмом 55 м3 изготовлен из стали P355NH толщиной 10 мм. Компания даёт гарантию на герметичность цистерны один год.

Bonum-Dogumak TGK 12.B-00201
Комментировать ... >>
Loading...