Пикап для Туманного Альбиона
Чудесное возрождение фургона «Москвич-434П»
В детстве меня, как и любого другого собирателя масштабных моделей, ставил в определённый ступор саратовский «Москвич-Пикап»: казалось бы, «Москвичей» вокруг и всюду множество, а таких – нигде не видать. От незнания думалось, что это очень неточная копия ижевского пикапа 27151, и только годы спустя узнал, что такая машина вполне себе существовала, но… не для СССР.
Историю этой модели следует начинать издалека: как известно, советская плановая экономика хоть и была сравнительно изолированной от других стран, но нуждалась в валютных поступлениях из-за рубежа. До того, как государство начало активно торговать сырьевыми ресурсами, важной статьёй таких поступлений был экспорт автомобилей. В наши дни в это трудно поверить, но в лучшие годы АЗЛК отправлял за рубеж больше половины выпущенной продукции (пиковым был 1975 год – 65% продукции завода отправилось на экспорт). Европейские рынки были куда более требовательны, чем неизбалованный разнообразием советский люд, а дилеры старались угодить клиентам, как могли, в том числе и за счёт применения нестандартных агрегатов и кузовов.
Одним из ключевых европейских рынков для продукции как АЗЛК, так и других советских заводов была Великобритания, для которой «Москвичи» и «Лады» выпускали в варианте для левостороннего движения, с правым рулём.
Эксклюзивным импортёром «Москвичей» в Британию была компания Satra Motors Limited, детищем которой и является «Москвич-Пикап». В его основе лежит фургон «Москвич-434П», сошедший с конвейера АЗЛК и покинувший Союз полноценным цельнометаллическим фургоном.
«Москвич-Пикап» успел засветиться в рекламных проспектах Satra Motors Limited, но, по сохранившимся данным, таких машин в Британии построено было мало. Общее количество выпущенных пикапов по разным версиям плавает в районе сотни, поэтому немудрено, что вдали от родины машины остались не то, чтобы забытыми, – они просто были никому неизвестны.
Восстающие из пепла
Попавшийся мне в руки автомобиль – пример чудесного возвращения с того света, не будет ошибкой сказать: машина была буквально воссоздана заново. Жалкие останки «сатровского» пикапа были найдены британским журналистом, коллекционером и просто экспертом по советским автомобилям Сэмом Гловером в деревне неподалеку от города Лутон графства Бердфордшир. Прошлый владелец перекупил автомобиль себе в 1980 году, но даже не переоформил его на себя в местной дорожной полиции, оставив машину в процессе медленного поглощения природой.
В свою очередь стараниями Максима, московского коллекционера и реставратора, который давно сотрудничает с британским коллегой, два английских пикапа, дошедшие до наших дней, вернулись на историческую родину.
Одну из них в течение нескольких месяцев в прямом смысле поднимали из пепла, а точнее из гнили: по подсчётам владельца, на этот автомобиль было задействовано 9 (девять!) доноров различных деталей и агрегатов. Впрочем, результат явно стоил того: практически неизвестная и забытая модель вернулась в наш мир, сияя хромом и свежей краской.
При попытке сесть за руль, как обычно, открываешь левую дверь и… ошибаешься: в голове просто не укладывается, что руль в «Москвиче» может быть справа. С другой стороны, в остальном всё кажется знакомым, но не покидает ощущение внезапного приступа зеркальной болезни: стеклоочистители стоят «задом наперёд», фары – светят так, как предполагает левостороннее движение. Кстати, фары для праворульных «Москвичей» – предмет отдельной гордости хозяина: оказывается, нельзя просто так взять и поменять их местами, они отличаются от предназначенных для массовых «леворуких» машин.
За рулём замечаешь раритет – дефицитный спидометр в милях. Другая мелочь, но уже неприятная: у «праворукости» отечественных авто есть любопытная издержка – замок капота зеркально отражать не стали, и в итоге открывать его приходится пассажиру, рычаг сохранил своё положение слева, под панелью приборов.
За сиденьем водите… простите, переднего пассажира, на специальном кронштейне смонтировано запасное колесо, а между сиденьями на перегородке видна табличка, установленная британским импортёром, согласно ей, машина именуется не иначе, как «Moskvich 434 Van».
Декоративные элементы вдоль бортов, скрывающие фрагменты отрезанных задних стоек, выполнены из дерева и несколько увеличивают высоту бортов. Обращают на себя внимание типичные для московских фургонов, но от этого не менее ценные элементы – хромированные «стрелы» вдоль крыльев и настил на полу грузового отсека. Задний борт в открытом положении удерживается с двух сторон тросами в протекторах.
Так как дилерское производство было гибким, даже две стоящих рядом машины заметно отличаются: у восстановленного белого пикапа окно в перегородке «позаимствовано» из задней двери универсала/ фургона, а у голубого пикапа, восстановление которого пока не завершено, оно овальное и меньше размером. Натягиваемый тент крепится на крючки вдоль бортов и закрывает грузовой отсек от посягательств ненастья и нехороших людей. Кстати, тент на белом пикапе – оригинальный, английский, что было весьма приятной неожиданностью на грани чуда: его нашли уже в Москве, в процессе разборки машин перед восстановлением, в скомканном виде под сиденьем.
По подсчётам Сэма Гловера, который активно занимается советскими автомобилями у себя на родине, до наших дней дошло только два пикапа постройки «Сатры Моторс». И сейчас в гараже-мастерской, откуда вышла эта машина, стоит второй вернувшийся из Англии британский пикап, работа над которым ещё продолжается…
В то время, пока готовился этот номер, пришла неожиданная новость: известный коллекционер старых автомобилей, большой ценитель и знаток «Москвичей» Михаил Красинец, содержащий знаменитый «музей имени себя» в Тульской области, был так впечатлён успешным воскрешением этого уникального автомобиля, что позволил себе невиданную доселе щедрость – владельцу этой машины он подарил другой «праворукий» «Москвич» модели 412П из собственного собрания.
Колёсная формула | 4х2 |
Число мест | 2 |
Снаряжённая масса, кг | 1050 |
Полная масса, кг | 1590 |
Грузоподъёмность, кг | 400 (+75 без пассажира) |
Распределение полной массы по осям, кг | 715/ 874 |
Двигатель | 412, карбюраторный, I-4 |
Рабочий объём, cм3 | 1478 |
Мощность, л.с. | 75 при 5800 мин-1 |
Крутящий момент, Н.м | 112 при 3000–3800 мин-1 |
Коробка передач | Механическая, 4-ступенчатая |
Шины | М-100, 6,40-13 |
Максимальная скорость, км/ч | 140 |
Особая тема
Темой подобных машин в своё время занимался и сам московский завод: существовала готовая документация на выпуск пикапов «Москвич-434Г» и 2315, но добро на серийный выпуск они так и не получили. Однако такие машины строились из некондиционных кузовов для технических целей самого АЗЛК – случается, что внутризаводские грузовички мелькают на старых фотографиях. Стоит ли упоминать множество кустарных переделок, выполненных на разнообразных автобазах, а то и частными владельцами?
Тема правого руля на АЗЛК утихла вместе с модернизацией заднеприводного семейства в 1975–1976 гг. Для сертификации в Великобритании и на Кипре были построены образцы праворульных машин семейства 2140, они проходили испытания, но… к тому времени модель успела устареть, и, несмотря на долгие и многократные попытки пробиться на британский рынок, «зелёный свет» за рубежом им получить не удалось. Сами же машины якобы на этих испытаниях и погибли, и в наши дни считаются безвозвратно утраченными.
Впрочем, утраченными ещё совсем недавно считались и британские пикапы. То ли ещё будет?
P.S. Справедливости ради следует отметить, что как серийный пикап, так и небольшую партию праворульных хэтчбэков АЗЛК выпустил уже в рамках переднеприводного семейства, но это уже совсем другая история, достаточно далёкая от экспортного успеха прославленных предшественников.