Масляная компетенция
Пять слагаемых успеха
Если проводить глубокий анализ деятельности транспортной компании, то можно выявить пять ключевых показателей работы двигателя, которые, с одной стороны, непосредственно влияют на эффективность работы предприятия, эксплуатирующего технику, с другой стороны, зависят от функциональных характеристик масла. Вот эти показатели: расход топлива, расход масла, длительность интервалов между заменой масла, эффективная мощность двигателя, износ компонентов двигателя. Давайте попробуем рассмотреть эти зависимости подробнее.
Современные масла для дизельных двигателей грузового и пассажирского транспорта, а также внедорожной техники оцениваются по нескольким эксплуатационным характеристикам и параметрам. Напомню, к критериям оценки качества масел можно отнести их способность к нейтрализации кислых продуктов сгорания топлива, антикоррозионные свойства смазочного материала, то, насколько успешно оно выполняет свои моющие и диспергирующие функции, а самое главное – насколько эффективно моторное масло защищает от износа детали двигателя.
Снижение расхода топлива
Потребление топлива – один из основных показателей эффективности работы единицы техники. Поэтому постоянно дискутируется вопрос: возможно ли за счёт правильного использования масел экономить топливо? Да, возможно. Ведь если снизить потери на преодоление внутреннего трения в масле, на совершение той же работы двигателем будет затрачиваться меньше энергии. Потери эти, в свою очередь, растут пропорционально росту вязкости масла в процессе его работы в двигателе. Не секрет, что в результате старения, попадания сажи и взаимодействия с другими продуктами сгорания топлива, масло становится более вязким, иначе говоря, густеет. И здесь особо важную роль приобретает такое свойство масла, как стабильность вязкостных характеристик.
Отмечу, что мы говорим не о снижении вязкости заливаемого свежего масла, этот параметр жёстко задаётся ещё в процессе проектирования мотора и отражается в рекомендованных производителем для использования классах вязкости. Мы говорим о способности масла минимизировать изменение вязкости в процессе работы.
Расход масла на угар
В процессе эксплуатации двигателя расход масла на угар растёт. И с этим иногда приходится мириться, если это связано с износом деталей цилиндро-поршневой группы. Но часто причина заключается в отложениях на поршне, а точнее – в канавках поршневых колец. В нормальных условиях, в оптимальном режиме выхлопные газы прижимают кольцо к стенке цилиндра, за счёт чего обеспечивается герметичность камеры сгорания и регулируется расход масла на угар. Когда в канавке накапливаются отложения, а это некоторые компоненты продуктов сгорания и продукты окислительной полимеризации самого масла – кольцо частично или полностью теряет подвижность. У этого явления есть два последствия:
- выхлопные газы прорываются через кольцо в картер, попадают в масло, ухудшая его свойства и ускоряя его старение;
- больше масла остаётся в камере сгорания, где сгорает вместе с топливом.
Расход масла на угар – это одна из часто обсуждаемых тем. В каждом двигателе внутреннего сгорания в процессе эксплуатации происходит определённый расход смазочного материала, связанный со спецификой устройства и работы мотора. Например, в цилиндро-поршневой группе задачи смазочного материала сводятся к снижению трения между движущимися поверхностями, охлаждению деталей и обеспечению уплотнения между ними. Моторное масло наносится на поверхность цилиндра, а в ходе такта рабочего хода маслосъёмные кольца удаляют его излишки, оставляя однако тонкую масляную плёнку, которая вместе с топливом сгорает в каждом цикле работы двигателя. Нормы такого расхода учитываются в спецификациях автопроизводителя на каждую конкретную модификацию мотора и в обязательном порядке отражаются в сервисной документации. Если расход не превышает максимально допустимый для данного двигателя, заявленный производителем, поводов для беспокойства нет.
Кроме состояния зазоров в цилиндро-поршневой группе на расход смазочного материала могут влиять и другие факторы, например: режимы эксплуатации, правильность настроек и регулировок двигателя, давление в картере, соблюдение режимов смены масла. Не стоит забывать и о стиле вождения: преобладающие режимы эксплуатации оказывают значительное влияние на расход масла.
Могут иметь место и так называемые «прямые потери» в результате выдавливания масла через сальники или подтекания через уплотнения.
Интервалы между заменой масла
Вопрос заключается не в том, нужно ли менять масло, а в том, когда это необходимо сделать. Очевидно, что характеристики моторного масла постепенно ухудшаются под воздействием условий, в которых оно работает. Однако некоторые типы масел теряют свои свойства быстрее, чем другие.
В процессе работы двигателя образуются такие агрессивные вещества и компоненты, как сажа, кислоты, продукты сгорания топлива. Масло обязано эти вещества и компоненты нейтрализовать, чтобы они не наносили вреда мотору.
Вопрос об интервалах замены масла – наиболее частый. Поэтому напомню ещё раз: интервалы замены масла диктует производитель техники и только он. При этом, когда производителем допускается удлинённый интервал, существует ряд условий, при которых этот интервал может выполняться. Одними из самых значимых условий являются режим эксплуатации транспортного средства, будь то грузовик или автобус, и содержание серы в топливе.
Если мы говорим о таком качественном показателе топлива, как содержание серы, условие может звучать так: «При содержании серы в топ-ливе в количестве более 0,05% по массе интервал должен быть сокращён вдвое». Это один из примеров, требования к количеству серы могут быть и жёстче.
Говоря о режимах эксплуатации, приведём пример. Предписанный производителем интервал замены для самосвала и магистрального тягача, оснащённых одинаковыми моторами, различается, как правило, в разы. Для самосвала, разумеется, он будет ниже. Похожая ситуация и в случае сравнения городского и междугородного автобуса. Двигатель городского автобуса требует более частой смены масла. Причина проста: если машина не оснащена бортовым компьютером, отслеживающим работу мотора, в том числе и на холостом ходу и учитывающим все факторы, влияющие на интервал замены, то как учитываются моточасы работы двигателя, когда самосвал стоит на погрузке или городской автобус принимает пассажиров? Никак, а ведь двигатель работает, сжигает топливо, продукты сгорания которого попадают в масло.
Масло и мощность двигателя
Мы понимаем, что номинальная мощность двигателя задана конструктивно, с учётом этого показателя двигатель проектируется и производится. Сейчас мы говорим об эффективной мощности и она связана с такой функциональной характеристикой, как диспергирование сажи. Связь здесь на первый взгляд не очевидна.
Отдельные частицы сажи не представляют собой опасности в силу своего размера. Но у сажи есть одно неприятное свойство, по крайней мере, с точки зрения работы двигателя и масла. Частицы сажи агломерируются, соединяются вместе и вот когда размер укрупнённой частицы превышает толщину масляной плёнки, к нормальному, расчётному износу добавляется износ абразивный. В клапанном механизме, где зазоры довольно небольшие, такой износ происходит достаточно быстро и при этом он весьма опасен . Представьте себе, что размер распределительного кулачка стал меньше расчетного, в результате чего снизилась эффективность газораспределения в двигателе, что повлечет за собой потерю мощности. Опытные водители такую работу двигателя сразу чувствуют и определяют, что «мотор не тянет». Это когда двигатель визуально и на слух пока работает нормально, но отдача от него уже не та. Ощутимо меняется отклик на педаль газа.
Срок службы компонентов двигателя
Как я уже сказал, главная функциональная характеристика масла – это защита деталей от износа и коррозии. И это свойство масла решающим образом сказывается на сроке службы ДВС. Когда в результате разрушения масляной плёнки металлические поверхности начинают непосредственно контактировать между собой, мы, как минимум, получаем повышенный износ, как максимум, задир, прихват и дальнейший отказ двигателя.
Нужно всегда помнить, что в результате воздействия негативных факторов в двигателе, масло это свойство теряет. И главная задача производителей масел заключается в том, чтобы способность защищать детали сохранялась как можно дольше.
В заключение хочу сказать: каждый автомобиль требует ухода, и то, насколько эффективно и долго будет работать машина, во многом зависит от её владельца. Правильный подбор смазочного материала, соответствующего требуемым классам вязкости и эксплуатационным спецификациям, контроль уровня масла, а также его своевременная замена способны защитить ваш автомобиль от множества потенциальных поломок. Для того чтобы сделать правильный выбор, не следует полагаться на службу «кто-то, где-то сказал» и даже не стоит брать в расчёт советы из публикаций в прессе, лучше обратиться за консультацией к специалисту.