<<< Назад

Вирус Заурера
Музей грузовиков Saurer

Денис Орлов
Фото автора, Saurer Club Arbon, Petra Reinmöller, Paulo Sallorenzo и из архива Станислава Кирильца

Подхватил я этот вирус от масштабной модели пожарного Saurer 4C фирмы Vitesse. В жизни этот автомобиль ещё эффектнее. Впрочем, шанс заразиться представлялся и раньше, листая чехословацкие журналы «Мотор-ревю». В репортаже с одной международной выставки чешские друзья целую страницу почему-то отвели швейцарским грузовикам. Что в конце концов со мной происходит? Обострение. В Мюнхенском аэропорту я ныряю в мощный Audi RS4 Avant и через каких-то два с половиной часа паркуюсь на швейцарском побережье Боденского озера, в городе Арбон, у музея Saurer.

[b]Ипполит Заурер (1878–1936 гг.)[/b], внук основателя компании. В 1903 г. он принял дело. Его называли «бриллиантовой головой» за умение совмещать руководящую и конструкторскую деятельность. При нём компания сосредоточилась на производстве грузовых автомобилей. Последний легковой Saurer был выпущен в 1920 г., однако с 1934 по 1939 г. в Арбоне по лицензии собирали легковые De Soto, Dodge и Plymouth
[b]Реклама московского представителя Saurer.[/b] Интересно, что завод (а точнее, заводы) предприятия параллельно собирали модели с цепным (Ketten) и карданным (Cardan) приводами. Их обозначали как TK и TC. К этому добавлялся тип мотора: AMII, AMIII или AMV

Что, в сущности, мне известно? Есть Saurer швейцарский, есть австрийский, есть французский. Пойди, пойми, где какой. В Польше до Второй мировой войны выпускали грузовые машины и автобусы по лицензии Adolphe Saurer AG. А ещё в Англии, Италии и Штатах. Если помните, автомобильное производство германского завода M. A. N. связано с лицензией Saurer. До революции машины швейцарской марки были широко распространены в России, в 1912 году они успешно прошли испытательный пробег военного ведомства. И даже существует гипотеза о родстве первых грузовозов Русско-Балтийского вагонного завода с конструкцией Saurer. Не напрямую, а через ещё менее известную марку Arbenz из Цюриха. Музей – лучшее место, чтобы разобраться.

Да, как-то неказисто всё, скромно. Совершенно не ожидаешь встретить посреди курортного рая унылый промышленный пейзаж. В этом городе доминируют корпуса завода Saurer. Где-то заброшенные, где-то действующие – китайская группа «Дзиншень» продолжает выпускать здесь ткацкие станки. Гостиница? Она больше похожа на станцию техобслуживания. Наиболее отважных из постояльцев отель селит в отрезках бетонных труб диаметром 2 м. Называются они «трубами мечты». Да и музей… У того, кто оформлял его фасад, весьма непритязательный вкус к архитектуре. По сути, 1 мая 2010 года экспозиция заняла пустующий цех. Пропитавшийся машинным маслом торцевой деревянный пол, теснотища, контровой свет.

Здесь нет камер наблюдения и охраны. И хотя ежегодно музей посещает около 7000 человек, ничего до сих пор не повредили и не украли. На этот счёт директор Рудольф Бэр совершенно спокоен. Прекрасно его понимаю: это как в больнице, где пациенты тоже не крадут друг у друга и, наоборот, проявляют удивительную взаимовыручку.

Марку Saurer называли «Porsche среди грузовиков». Лестное сравнение. Однако оно не помогло ей выжить. 17 декабря 1982 года после очередного экономического смерча, пронесшегося над Европой, автомобильное отделение Saurer перешло в собственность Daimler-Benz AG. Концерн разместил в Арбоне производство сверхтяжёлых грузовиков – Nutzfahrzeuge-Gesellschaft Arbon und Wetzikon (NAW). А затем с лёгкостью закрыл его за ненадобностью. Около 6000 человек разом остались без работы, что нанесло серьёзный удар по местной общине. Слабым утешением на этом фоне выглядит премия Stiletto, врученная музею в минувшем году в рамках конкурса «Европейский музей года» как раз за привлечение волонтёров и сотрудничество с общиной.

По правде, швейцарские производители грузовиков сами приговорили себя. В то время, как другие стремились к интеграции, эти упорно выпускали всё сами: от двигателей и коробок передач до кабин и мостов. И потом, на рубеже 1980-х, около 50 % дохода Saurer Gruppe приходилось на текстильное оборудование, 40 % – на грузовые машины и 10 % – на непрофильную деятельность. Когда припекло, руководство группы поставило на ткацкие станки. И не прогадало – в июле 2013-го дело перешло к китайской группе Jinsheng. При этом марку Saurer удалось сохранить.

Грузовоз модели [b]3TC AMII[/b] с карданным приводом на юге России, в 1910 г. Довольно часто Saurer превращали в упрощённый автобус – предтечу «барбухаек». В горной местности Saurer обладал неоспоримым преимуществом перед другими машинами: моторным тормозом-замедлителем мощностью 24–32 л.с., на который компания получила патент в 1904 г., первой в мире.

Мучимых обострениями почитателей марки, приехавших издалека поклониться знаменитым грузовикам, в музее насильно заставляют проходить курс текстильной терапии. Greiferwebmaschine, Frottierwebmaschine, Handstick-maschine, Schifflissmaschine, Lochkartenautomat – термины отскакивают от зубов экскурсовода с грохотом ткацкого станка. Да-да, всю эту технику здесь запускают. Причём гораздо чаще, чем легендарные автомобильные дизели. Проводив очередную группу страждущих, экскурсовод с энтузиазмом накинулся на меня. Мой лексикон пополнился терминами, с коими не справится никакая Википедия: батан, уто’к, шпарутка, грудница… Вот, оказывается, что можно при желании сделать из простой швейной машинки Зингера! «Ваша жена, вероятно, не знает проблем с банными полотенцами…» – попытался отшутиться я. Ткацкий станок – самая сложная машина в мире. Сложнее космического корабля. Автомобиля – уж точно. Это было главное убеждение, с каким я покидал этот необычный музей.

[b]Все экспонаты в музее Oldtimer Club Saurer на ходу.[/b] На первом плане – 30-метровая пожарная лестница производства Carl Metz на шасси 5-тонного Saurer BL выпуска 1936 г. с несвойственными для своего времени массивными шинами Dunlop. Под капотом – 8,5-литровый шестицилиндровый карбюраторный двигатель мощностью 100 л.с. Автомобиль подарила пожарная команда города Шаффхаузен, знаменитого штаб-квартирой известной часовой компании IWC и ещё тем, что в нём находится крупнейший в Европе водопад. Экспозиция музея постоянно обновляется, поэтому в следующий раз на этом месте можно будет увидеть другие автомобили
Один из самых старых сохранившихся грузовозов [b]Saurer[/b] – модель [b]3TK AMII[/b], 1911 г. Как и положено настоящему раритету, у этого даже есть имя собственное – Caminha~o («Каминьяон»). В переводе с португальского это значит «грузовик». Кстати, на местном швейцарском диалекте существует близкое русскому «грузовик» слово Lastwäeli. «Грузовик», как известно, неологизм, вошедший в лексикон после революции. До этого в России грузовые автомобили называли грузовозами
Ровесник февральской революции, этот [b]Saurer 3TC[/b] поступил к заказчику 14 февраля 1917 г. Мощность четырёхцилиндрового мотора AM II – 30 л.с., грузоподъёмность – 3–3,5 т, скорость – 25 км/ч. Данную модель выпускали заводы в Арбоне (Швейцария), Вене (Австрия), Линдау (Германия), Плэйнфилде (США) и Сюрене (Франция). Начиная с этой модели, все Saurer оснащали карданным приводом ведущих колёс
Шеститонка [b]Saurer 5AE[/b] выпущена 27 сентября 1927 г. для некоего господина Ремиги Блэттлера из Хергисвила и поставлена ему 31 октября. До возвращения в Арбон в 1972 г. прошла 1,6 млн км, главным образом из-за удивительной надёжности 8,14-литрового 60-сильного 4-цилиндрового двигателя семейства А, оснащённого моторным тормозом и ограничителем оборотов. В этом агрегате все вращающиеся части опирались на шариковые или роликовые подшипники. Подобными грузовозами с сентября 1924-го по октябрь 1926-го торговал Антуан де Сент Экзюпери, впрочем, без особого успеха
В 1915–1917 гг. главный конструктор Хейнрих Майер разработал очередное «модульное» семейство [b]Saurer – Typ A[/b], г/п 2, 3, 4, 5 т с четырёхцилиндровыми моноблочными двигателями мощностью 40, 50 и 60 л.с. Топливозаправщик на шасси Saurer 4A с 40-сильным мотором в 1923 г. начал обслуживать аэродром Дюбендорф
В 1915–1917 гг. главный конструктор Хейнрих Майер разработал очередное «модульное» семейство [b]Saurer – Typ A[/b], г/п 2, 3, 4, 5 т с четырёхцилиндровыми моноблочными двигателями мощностью 40, 50 и 60 л.с. Топливозаправщик на шасси Saurer 4A с 40-сильным мотором в 1923 г. начал обслуживать аэродром Дюбендорф
Пятитонный [b]Saurer 5ADD[/b] – первая модель с дизелем, 1929 г. 6,84-литровый четырёхцилиндровый мотор мощностью 50 л.с. переделан из карбюраторного мотора Typ AD. При этом по предложению Ипполита Заурера инженеры воспользовались опытом M.A.N. Это был дизель с предкамерами типа Acro, созданными совместно с Bosch, заинтересованным в продвижении на рынок своих топливных насосов
При правостороннем движении грузовые автомобили в Швейцарии до 1970-х годов получали управление с правой стороны, откуда лучше видна обочина. Это актуально в горной местности. А слева в кабине [b]Saurer 5ADD[/b] установлен маховик механического привода тормоза прицепа
Двухтонный [b]Saurer LC-2[/b], 1936 г. Оснащён рядным 3,9-литровым шестицилиндровым 55-сильным мотором Typ CA, спроектированным инженером Рене Корназом с использованием конструкции Chrysler и учётом возможной унификации с быстроходным дизелем Typ CBD. У автомобиля 5-ступенчатая коробка передач. Даже наиболее известный европейский одноклассник Opel Blitz имел 4-ступенчатую
Так устроен знаменитый двигатель с воспламенением от сжатия [b]«системы Saurer»[/b] с непосредственным впрыском, разработанный в 1934 г. Углубление в днище поршня обеспечивает двойное завихрение смеси. Привод четырёх клапанов осуществляется от единственного нижнего распределительного вала через систему коромысел. Слева – привод ТНВД
Так устроен знаменитый двигатель с воспламенением от сжатия «системы Saurer» с непосредственным впрыском, разработанный в 1934 г. Углубление в днище поршня обеспечивает двойное завихрение смеси. Привод четырёх клапанов осуществляется от единственного нижнего распределительного вала через систему коромысел. Слева – привод ТНВД
27-местный автобус городского сообщения [b]Saurer BOD[/b], 1937 г.
[b]Экспериментальный вездеход 8х8[/b] конструкции Альбера Дюбуа, 1934 г. Передняя пара колёс опорная с жёстким креплением, подвеска остальных – независимая. Вездеход показали на Женевском автосалоне
Ещё в 1941 г. [b]вездеходы Saurer[/b] привлекли внимание специалистов Военной академии механизации и моторизации РККА. Схему шасси поместил в свои работы профессор Г.В. Зимелёв. Колёса, соединённые с литыми полуосями, через коленчатые рычаги опирались на продольные пружины с возможностью регулировки жёсткости. Конструкция позволяла перераспределять нагрузку на соседнее колесо. Три из чётырёх межколёсных дифференциалов блокировались. Колёсные редукторы дополнительно увеличивали тяговое усилие и обеспечивали статический дорожный просвет в 450 мм
Ещё в 1941 г. [b]вездеходы Saurer[/b] привлекли внимание специалистов Военной академии механизации и моторизации РККА. Схему шасси поместил в свои работы профессор Г.В. Зимелёв. Колёса, соединённые с литыми полуосями, через коленчатые рычаги опирались на продольные пружины с возможностью регулировки жёсткости. Конструкция позволяла перераспределять нагрузку на соседнее колесо. Три из чётырёх межколёсных дифференциалов блокировались. Колёсные редукторы дополнительно увеличивали тяговое усилие и обеспечивали статический дорожный просвет в 450 мм
Разработки Альбера Дюбуа легли в основу унифицированного семейства вездеходов с колёсной формулой 4х4, 6х6 и 8х8. Артиллерийский тягач [b]Saurer 8М[/b] (в швейцарской армии его обозначали, наоборот, М8) выпускали с 1943 по 1945 г., построив всего 78 штук (плюс прототип). Предназначался для буксировки 150-мм гаубиц
[b]Saurer S4C[/b] выпуска 1948 г. – классический швейцарский Postbus. В Швейцарии пассажирское междугородное сообщение традиционно обеспечивалось почтовым ведомством. Автобус оснащён 8-литровым рядным шестицилиндровым дизелем CT1D-L с турбонагнетателем BBC, мощность – 135 л.с. Полная масса автобуса – 11 500 кг. Примечательны двери с обеих сторон кузова
В середине 1950-х Saurer выпустил первый швейцарский горизонтальный двигатель, предназначавшийся для автобусов. В основу, как всегда, легла рядная грузовая «шестёрка». В практике компании – глубоко унифицировать узлы и агрегаты. Единая конструкция блока для четырёх- и шестицилиндровых моторов в сочетании с тремя различными диаметрами цилиндров давала шесть вариантов двигателей, покрывавших потребности всего модельного ряда. На снимке – горизонтальный 11,95-литровый шестицилиндровый дизель [b]Typ D3KTU[/b] с турбонагнетателем KKK. Мощность 210–280 л.с., максимальный крутящий момент – 931–1157 Н∙м. Выпущен в 1976 г.
Промышленный тягач [b]Saurer 2CR1D[/b], 1948 г. Использовался в качестве маневрового локомотива компанией по продаже нефтепродуктов Lumina AG, в 1949 г. поглощённой корпорацией Shell. Оснащён рядным 5,32-литровым четырёхцилиндровым дизелем мощностью 75 л.с. Скорость – 45 км/ч.
Демонстрационное шасси [b]Saurer 5DM[/b] грузоподъёмностью 7,35 т, показанное на земельной ярмарке в Лозанне в 1961 г. Это действительно верх достижений швейцарской техники. Шестицилиндровый дизель Typ DCL (L – от Lader, нагнетатель) развивал 210 л.с. Верхний ряд 8-ступенчатой коробки передач с делителем полностью синхронизирован. Синхронизированы III и IV передачи нижнего ряда. Установлен демультипликатор. Подключается привод передней оси и предусмотрена блокировка межосевого дифференциала. Компании приходилось учитывать требования как армии, так и гражданских заказчиков, что рождало такие проекты
Аналог ЗИЛ-130 – [b]Saurer 2DM[/b] 1972 г. выпуска. Как в 1940-е, руководство Saurer разрывалось между производством карбюраторных и дизельных моделей, так в 1960-х не могло решиться оснащать все дизели нагнетателями. И потом, какими – турбо или механическими? Но модель 2DM так и не получила никакого
Грустное фото. [b]«Я последний!»[/b] – написано на ветровом стекле армейского вездехода [b]Saurer 10DM[/b]. Проводы состоялись на предприятии в Арбоне 27 февраля 1986 г.
Есть что-то в [b]Saurer D330[/b], что сразу производит сильное впечатление. Это представитель семейства с новыми кабинами, запущенного в производство в 1973 г. В него входили как модели с кабиной над двигателем (обозначаемые литерой F), так и капотные (с литерой K) полной массой 15,5–28 т. Теперь уже бесповоротно все дизели оснащали турбонагнетателями. Последний автомобиль, Saurer D330DF 8х4, сошёл с конвейера 8 декабря 1983 г.

Адрес музея:

Saurer Museum, Weitegasse 8, 9320 Arbon. www.saureroldtimer.ch

Дополнительная информация в офисе туризма Арбона:

Arbon Tourismus, Schmiedgasse 5, 9320, Arbon. Тел: +41 71 440 1380, info@arbontourismus.ch, www.arbontourismus.ch.

Время работы:

ежедневно с 10:00 до 18:00, закрыт в субботу и воскресенье первой недели каждого месяца и в праздничные дни.

Стоимость билетов (CHF – швейцарский франк, € – евро):

взрослый – CHF 8.- /€ 6.-; детский – CHF 3.- /€ 2.50; для групп с гидом (от 10 человек) – CHF 6.- /€ 4.50, для членов Oldtimer Club Saurer – бесплатно при предъявлении удостоверения. Жетоны для входа в музей продаются в отеле Wunderbar по адресу: Weitegasse 8, 9320 Arbon.

Комментировать ... >>
Loading...