Биография «Уральского сокола»
История и работы одной из российских модельных мастерских (1:43)
Если бы меня кто-то спросил: «Какая из малотиражных российских мастерских, занимающихся производством моделей автомобилей в масштабе 1:43, лучшая?», – я, не задумываясь, ответил бы: «Уральский сокол». Любая масштабная модель этой мастерской отлита, покрашена, собрана, укомплектована мелкими подробностями настолько тщательно, что является украшением любой коллекции.
Я всегда с огромным удовольствием приобретал и приобретаю модели «Уральского сокола», даже если они попадают ко мне в руки не напрямую. Столь качественные модели близких сердцу прототипов техники нашей страны являются настоящими шедеврами, как ни высокопарно это звучит. Уверен, к моему мнению присоединятся многие коллекционеры и производители масштабных моделей, пиратским способом копирующих продукцию «Уральского сокола». Если уж воровать, то у лучших.
В поисках идеальной модели
Впервые я узнал об «Уральском соколе», наткнувшись на объявление в газете «Моделизм» в середине 1990-х годов. Меня заинтересовало это объявление, так как там упоминалась возможность приобретения моделей автомобилей в масштабе 1:43. К слову сказать, газета «Моделизм», как и журнал «М-Хобби», на своих страницах в основном освещали новости, связанные со сборными моделями авиации и автобронетехники в масштабах 1:72 и 1:35. Я решил узнать подробно и написал по указанному в газете адресу.
Через пару недель получил письмо от Михаила Соколова, в котором лежал прайс-лист моделей ручной работы. Обилие названий меня просто поразило. Там были и броневики, созданные в царской России, например «Джеффери» Поплавко; бронеавтомобили Великой Отечественной войны – БА-20, ФАИ-М и их модификации; гражданские легковые автомобили 1930-х годов – ГАЗ-М1, ЗИС-102А; опытные автомобили – например ГАЗ-М-21; автомобили СССР – ГАЗ-692, ГАЗ-69А; грузовые автомобили СССР – УралЗИС-354 (газогенераторный), УралЗИС-355 М, ЗИС-150, ЗИЛ-164, ГАЗ-66 и другие.
Глаза разбегались, но и цены указывались совсем не бросовые.
На тот момент в моей коллекции присутствовала копия ГАЗ-М1, созданная неизвестным мне мастером и приобретённая по случаю у знакомого коллекционера. Я решил заказать подобную у Михаила Соколова и вместе с тем ознакомиться с продукцией «Уральского сокола», сравнить её с работой неизвестного мастера.
Модель пришла по почте примерно через 3 месяца. Хорошо упакованная в картонную коробочку, аккуратная копия одного из самых распространённых автомобилей СССР 1930-х годов, окрашенная в чёрный цвет, с нанесённой тонкой изящной красной плоской вдоль кузова, нарядными с белыми «парадками» колёсами, мелкими деталями: маскот, ручки дверей, «дворник», передняя и задняя форточки, бамперы, выполненные отдельными деталями. Я был просто в восторге!
Сказать «достойная модель» про «эмку» – это очень спокойная оценка труда создателей «Уральского сокола». С тех самых пор я стал фанатом этой мастерской и при любой возможности пополнял свою коллекцию масштабными моделями от «Уральского сокола».
К сожалению, прямая связь с Михаилом Соколовым у меня прервалась где-то в начале 2000-х годов. И только в 2008 году, участвуя как один из заказчиков в проекте по созданию копии автомобиля ГАЗ-АААА, коллеги подсказали, кто стоял и стоит за производством моделей под названием «Уральский сокол». Игорь Денисовец поделился контактными данными, и мне удалось связаться с Владимиром Шваревым – идейным вдохновителем, а последние восемь лет и основным конструктором, литейщиком, маляром, в общем, мастером и одним из создателей «Уральского сокола».
Я могу лучше!
Владимир Шварев родился в Перми в 1958 году. С детства его привлекала автомобильная техника, она была рядом, на улицах Свердловска (теперь Екатеринбурга), куда чуть позже переехала его семья. И в отцовском гараже, которому, как инвалиду Отечественной войны, государство выдавало личные автомобили сначала «Москвич-407», затем различные модификации ЗАЗ, известного в народе как «Запорожец». Помогали развивать эту любовь и наставники кружка технического творчества «Дворца пионеров», где мальчик Вова создавал действующие модели техники с электродвигателями.
Неудивительно, что после окончания школы Владимир поступил в автомобильный техникум, который закончить не удалось – пришлось рано пойти работать. Сначала на завод слесарем, где ему пригодились уроки отца и преподавателей техникума, затем автослесарем, трактористом-механизатором на грейдере Д-265, тракторе ЮМЗ-6 с ковшом-экскаватором, водителем ЗИЛ-130. В свободное от работы время Владимир увлекался коллекционированием моделей автомобилей в масштабе 1:43.
Самой известной в то время была продукция «Тантала» из Саратова. Первые шаги по созданию масштабных моделей Владимир Шварев сделал, перетачивая для себя стандартную продукцию саратовского производства. Сначала он перекрашивал их в более привычные цвета, покрывал никелем фурнитуру, добавлял в свои переделки-конверсии приятные мелочи, выгодно их оживляющие («дворники», «противотуманки» и др.) и приближающие модель к прототипу.
В начале 1990-х, когда страну сотрясали политические катаклизмы, приведшие к распаду СССР, Владимир как-то зашёл в магазин, где продавались масштабные модели. Осматривая витрины, он поразился низкому качеству предлагаемых масштабных моделей ручной работы, особенно тех, что халтурно содрали и отлили в металле с продукции украинских мастерских. Ужасная покраска, нарушение пропорций, но при всём этом запредельно высокая цена. «Неужели это пользуется спросом?» – поинтересовался у продавца Владимир. «И даже очень, – ответил тот, – ведь это же металл!» Именно в этот момент Владимир решил создать свою мастерскую, поскольку был уверен, что сможет сделать лучше.
Тандем
Первой продукцией «Мастерской Шварева» стали различные конверсии моделей саратовского производства. Коллекционеры со стажем помнят эти копии автомобилей, впервые представленные широкой публике во второй части каталога «Автомобиль на ладони».
Чуть позже, в 1992 году, на слёте коллекционеров в Екатеринбурге Владимир познакомился с Михаилом Соколовым, уже имевшим солидный опыт в создании масштабных моделей судов и пайки копий бронетанковой техники из жести, а на тот момент осваивающего технологию литья из смолы «резин-кит». Началось долгое сотрудничество двух мастеров.
Михаил Соколов под брендом «Уральский сокол» производил киты для самостоятельной сборки бронетехники в масштабе 1:35. И он же предложил Владимиру Швареву продвигать копии автомобилей в масштабе 1:43 одновременно в одном прайсе (с одной стороны предлагалась техника в 35-м масштабе, с другой – в 43-м). С тех пор коллекционерам моделей автомобилей в масштабе 1:43 стала известна мастерская «Уральский сокол».
Первой совместной работой Михаила Соколова и Владимира Шварева стала копия одного из красивейших автомобилей СССР – ЗИМ-12. Мастер-модели кузова, рамы, сидений, панели приборов, бамперов, облицовки радиатора изготовил Владимир Шварев. Мелкие детали, придававшие изящность модели и приближающих её к прототипу (оконные рамки, молдинги, дверные ручки, ободки фар, руль и т.п.) изготовлял Михаил Соколов. Далее со всех деталей Михаил изготовил формы и изложницы для литья из смолы или белого металла и отлил необходимое количество. Окончательной сборкой тиража и покраской каждой модели занимался уже Владимир.
Копия ЗИМ-12 была восторженно встречена коллекционерами и очень быстро нашла своих благодарных обладателей. Но в производстве модель оказалась сложной, поэтому выпустить удалось всего 20 экземпляров. Теперь эта модель – настоящий раритет.
Радует, что первый блин комом не оказался, и сотрудничество продолжилось теперь уже над копией полноприводного автомобиля ГАЗ-63. Мастер-модель кабины миниатюры изготовил Владимир, надпись «Горьковский автомобильный завод» на кабине сделал Константин Лощенов (он создал в 1990-е мастер-модели для копий ГАЗ-66 и УАЗ-452Д, выпускаемых в масштабе 1:43 в Екатеринбурге мастерской «Русская миниатюра»). Все остальное для ГАЗ-63 сделал Михаил Соколов. При создании отливок, сборке и покраске тиража роли не поменялись. Вслед за ГАЗ-63 мастерская «Уральский сокол» запустила в производство копию ГАЗ-51 – прекрасная модель, которую «пиратским» образом скопировало множество других мастерских. Ассортимент мастерской постепенно расширялся, всё больше интересных моделей «Уральский сокол» предлагал коллекционерам.
Готовы ждать годами
В 2007 году после тяжёлой болезни ушёл из жизни Михаил Соколов. В память о друге Владимир не стал менять название мастерской. Сейчас весь коллектив мастерской состоит из двух человек (Владимир Шварев и его сын Юрий), занимающихся изготовлением масштабных моделей по индивидуальному заказу.
Отработанная годами технология почти не изменилась. Сначала изготовляется мастер-модель для каждой детали, которых в составе будущей копии может быть несколько десятков. Для этого очень подробно собирается информация о копируемом прототипе. Иногда удаётся изучить прототип всесторонне, снять все необходимые размеры, уделить внимание каждой его детали. Реже модели создаются по нескольким фотографиям, тогда приходится становиться конструктором копируемого прототипа и додумывать, как бы он выполнил тот или иной узел и скомпоновал в готовую конструкцию. Затем с мастер-моделей снимают силиконовые формы, а из смолы отливают будущие детали.
Владимир с сыном используют эпоксидную смолу ЭД-20, так как, по мнению мастеров, она самая крепкая. Для того чтобы легче было обрабатывать готовые отливки и видеть случайные дефекты литья, в смолу добавляют тальк и алюминиевую пудру. Мелкие детали (дверные ручки, рессоры и др.) льют из белого металла. В настоящее время в «Уральском соколе» отрабатывается технология самостоятельного литья резиновых деталей и деталей остекления моделей, шире используются фототравленные детали, заказываемые на стороне.
В начале производства для окраски моделей в нашей стране были доступны только нитроцеллюлозные краски НЦ, позволяющие наносить их тонким слоем на будущую модель и, при необходимости, дорабатывать окрашенную поверхность, удаляя мелкие дефекты, а затем окрашивать снова и снова, если необходимо, до 10 раз! Сейчас НЦ- краска не удовлетворяет требованиям мастеров, так как, по сути, является синтетическим раствором, разведённым ацетоном. Это влияет на время её высыхания, порождает неровности при нанесении дополнительных слоёв. Именно поэтому мастерам приходится изготовлять краску самим, смешивая НЦ-лаки с необходимыми цветовыми пигментами.
Вместо аэрографа на начальном этапе использовали одеколонные распылители (раньше их часто можно было видеть в парикмахерских) и ножной насос от резиновой лодки. Чтобы разводить краску, пузырьки от одеколонов собирали по улицам всей семьёй. Чуть позже удалось собрать первый компрессор на основе агрегата от старого холодильника, найденного в соседнем дворе, который служит до сих пор и любим больше, чем современные конструкции.
Весь процесс производства занимает продолжительное время, так как на всех этапах Владимир и Юрий стремятся достичь максимального качества. Например, на создание копии ЗИС-101 ушло три года. Так же тщательно изготовлялись последние проекты мастерской «Уральский сокол» копий автомобилей ИЖ-2715 и «боливаров» с АЗЛК. Однако все, кто хочет иметь в коллекции модель от «Уральского сокола», готовы ждать годами, ведь в конечном счёте ожидания оправдываются.
Счёт пошёл на тысячи
В наши дни заполучить модель от «Уральского сокола» стало несколько проще в связи с улучшением коммуникаций между людьми, тем более Владимир и Юрий всегда открыты для общения и с готовностью помогут или проконсультируют. Чем меньше посредников между мастерской и коллекционерами, тем лучше. Шваревых всегда можно попросить выслать потерянную деталь или отреставрировать повреждённую при пересылке модель, мастера помогут, чем смогут.
На сегодняшний день «Уральский сокол» выпустил двадцать основных моделей, а на их основе около двухсот различных модификаций и трёх десятков «транскитов». Например, только ГАЗ-М1 выпустили 26 различных вариантов, включая 3-осные, полноприводные и бронеавтомобили. Дополнительно выпускаются штучные модели по спецзаказам, число которых перевалило за несколько десятков. Суммарно же на полках коллекционеров хранится уже несколько тысяч моделей «Уральского сокола».