От крановой стрелы до механической метлы
Новинки спецтехники на COMTRANS`15
В этом номере мы завершаем обзор новинок выставки COMTRANS’15. В заключительной части мы собрали все «неформатные» премьеры: лесовозы, цистерны, автокраны и технику, которую вообще сложно однозначно приписать к какому-либо разделу. Как оказалось, подобной техники было не так уж и мало – без малого полтора десятка единиц различного назначения. Иные выставки в сумме не набирают столько экспонатов…
Кстати, по привлечению внимания данная «узкопрофильная» техника легко могла поспорить с «общеформатными» экспонатами. Все-таки самосвалы и седельные тягачи настолько привычное явление в окружающей нас транспортной среде, что и на выставке они воспринимаются, скорее, как обыденность. И для понимания, что же здесь действительно новое, требуется изучение конкретных экземпляров. То ли дело стальная махина эвакуатора или здоровенный мусоровоз, который не в каждый современный двор протиснется…
Надстройки разного формата…
Топливо – жизнь для автомобилей. Поэтому цистерн на выставке было достаточно. Хотя многие из них представляли собой полуприцепы, были на выставке и самоходные топливозаправщики. Наиболее ярким стоит признать контейнер-цистерну, водружённую на бортовую платформу «Урал Next 4320-6951-74». Мало того, что данное решение не является у нас широко распространённым, так ещё данное шасси до сих пор можно считать экзотической новинкой.
На удивление, на выставке было много мусоровозов. Причём, не компактных, что вполне соответствовало бы нынешним реалиям городской застройки, а вполне полноразмерных машин на шасси тяжёлых трёхосных грузовиков. В очередной раз выделился МАЗ со своим семейством «Сапфир», изготовляемым с использованием стали Hardox. В этот раз 24-кубовый бункер был смонтирован на шасси МАЗ-631214, которое для удобства оператора комплектуется автоматической коробкой передач. По итогам опытной эксплуатации машина получила положительные отзывы, а единственным минусом оказались габариты мусоровоза, затрудняющие маневрирование во дворах белорусской столицы.
Остальные направления были представлены единичными экземплярами – они все приведены на фото. Выделить здесь какие-либо приоритеты или тенденции невозможно. Компании представили не те варианты надстроек, которые посчитали наиболее актуальными в данный конкретный момент, скорее, те модели, выход которых и так планировался в ближайшее время, а выставка просто совпала с их появлением на рынке.
Разве что компания «Чайка-Сервис» свой эвакуатор модели 5784Н3 на шасси MAN TGS 41.480 (8х4) специально готовила к выставке, как-никак, а транспортировка неисправных грузовиков методом частичной погрузки в нашей стране постепенно набирает обороты и подобный тягач уже не экзотика для компаний, специализирующихся на технической помощи на дорогах.
То ли трактор, то ли нет…
А эту главу я готов полностью посвятить Липецкому заводу малых коммунальных машин. Почему? Просто на его стенде оказалось значительное скопление новинок, достойных более пристального внимания.
Первое место в этом плане занимает коммунальная машина МКМ-1904 «Чистик». Это оригинальный симбиоз полноприводного, полноуправляемого липецкого шасси и китайской кабины Qixing, предложенной подмосковной фирмой «Арго Моторс». В итоге устранен, пожалуй, самый серьёзный недостаток МКМ – тесная «уазовская» кабина, и оператор теперь получил современное рабочее место. На выставке машина была представлена в виде компактного мусоровоза с кормовой загрузкой.
Кстати, сам грузовичок «Арго» в «первозданном» виде с иранским заднеприводным шасси Amico, китайской кабиной Qixing и корейским газовым двигателем Hyundai, работающим на пропане, на стенде также присутствовал. Он был представлен в виде бортового грузовика с КМУ и компактной сваевдавливающей установкой КСВУ-12 (разработана инжиниринговым центром «Виброновации»), способной загонять с 12-тонным усилием металлические трубы на глубину до 5 м.
Ну и конечно же многоцелевое транспортное средство МКМ-1905 «Мурашка» – болотоход и носитель различного оборудования в одном флаконе. На трёхосное полноприводное шасси с гидрообъёмной трансмиссией Danfoss и рессорно-пружинной подвеской водружена кабина от «головастика» УАЗ и… жилой модуль, со столом, лавками и т. п. атрибутами. Но это всего лишь один из вариантов надстройки, нацеленный на привлечение внимания нефтедобытчиков, так как ранее на этой же машине красовалось различное сельхозоборудование, с которым «Мурашка» проходил испытания.
«Назад в будущее»
И в заключение – «контрольный» концепт от КАМАЗа. Кабина будущего, по мнению многих СМИ, стала «звездой» выставки COMTRANS’15. Но мы не были столь радужно настроены.
Во-первых, многие идеи, предлагаемые в концепте, хоть и кажутся перспективными, очень далеки от реальности. Планшет в ступице руля заставит водителя отвлекаться от дороги, так как не попадает в угол обзора, охватывающий с минимальной корректировкой дорогу и приборную панель. Экраны зеркал заднего вида на передних стойках увеличат «мёртвую зону» за ними и потребуют длительного привыкания при пересадке с автомобилей с классическими зеркалами. Да и телевизор над правой дверью больше выглядит как элемент декора, чем функциональная деталь. И это только то, что вызвало вопросы при беглом недолгом изучении кабины.
А во-вторых, данный концепт – далеко не первая попытка Камского автогиганта создать полностью новую и совершенную кабину. До сих пор дальше макетов или опытных образцов дело так и не пошло. Надеемся, что нынешний концепт дойдет до конвейера, пусть и в усечённом виде.
Так что концептуальная кабина – это, скорее, задел на далёкое будущее, и пока ставку стоит делать на кабину Daimler. Пусть это и не «родная» разработка, но в нынешних реалиях – единственное реализуемое решение…