«Дрр-дрр» трактор…
(Часть 1)
Я посетил «Научно-технический музей истории трактора» в декабре 2014 года. Компания Русбизнесавто организовала поездку на завод «Сеспель» и попутно включила в программу посещение музея. Надо сказать весьма «узкопрофильного» и потому интереснейшего. На первый взгляд может показаться, что трактора – это скучно, но… Даже людям далеким от данного типа техники, будет интересно побродить по залам музея – поверьте. А уж на тех, для кого трактора являются предметом изучения или фанатизма, данное место и вовсе произведет очень сильное впечатление.
Сам музей расположен вроде как в окрестностях завода «Четра», но в его непосредственном подчинении не находится. Для меня это было немного неожиданно, ибо чаще всего такие коллекции как раз и «висят» на балансе ближайших профильных заводов. Но, так как на качество экспозиции это не повлияло, данный момент быстро перестал меня волновать – трактора оказались гораздо интереснее бюрократических хитросплетений.
Краткое описание музейной коллекции, а так же все данные о ее точном местоположении и графике работы, можно посмотреть в электронной версии журнальной статьи. А здесь я собрал фотообзор экспонатов музея, ибо вставить в бумажную версию журнала всю коллекцию тракторов было невозможно, а оставить ее совсем "за кадром", совесть не позволяет...
Трактора
Долго думал, в каком порядке представить фотографии: по годам выпуска, по назначению, по типу движетеля и остановился на самом предсказуемом варианте. Техника разделена по заводам изготовителям, а модели в них, по году выпуска...
JOHN DEER
John Deer B unstyled (1928 г.)
John Deer A Styled (1946 г.)
McCormik-Deering
McCormick-Deering 10-20 (1930 г.)
International Farmall W12 (1932 г.)
Алтайский тракторный завод
Т-4А «Алтай» (1970-1998 г.)
Владимирский тракторный завод (с 2003 г. Владимирский моторо-тракторный завод)
Универсал 2 (1944-1955 г.)
Т-28 «Владимирец» (1958-1964 г.)
ВТЗ-2032-10 «Владимирец»
Волгоградский тракторный завод
ДТ-54А (1949-1961 г.)
ДТ-75Д (1962-…)
Второй авторемонтный завод
СХТЗ 15/30 (1948-1950 г.)
Красный Путиловец
Фордзон Путиловец (1924-1933 г.)
Липецкий тракторный завод
КД-35 (1947-1960 г.)
Т-38 (1958-1973 г.)
Т-40А (1961-1995 г.)
Т-80 (1972-1974 г.) (Т-5, 1962-1966 г.?)
К сожалению, я так и не понял, какой именно это трактор. Музейная табличка гласит, что это Т-5. Однако, судя по кабине - это никак не мог быть трактор 1966 года выпуска, ибо на ее заводской табличке выбито, что это МТЗ-82Л 1974 года выпуска.
Допускаю, что кабина могла быть переставлена на трактор позднее, но все же я склонен считать, что это как минимум Т-80, а может даже и более поздний ЛТЗ-100. Так что слово за нашими историками по тракторам. Если они прояснят ситуацию - буду им очень благодарен.
ЛТЗ-120Б (2003 г.)
Минский тракторный завод
МТЗ-50 «Беларус» (1962-1985 г.)
Ташкентский тракторный завод
Т-28Х4 (1970-1995 г.)
Харьковский тракторный завод
ХТЗ-7 (1955-1956 г.)
ДТ-20 (1958-1969 г.)
Т-74 (1960-1984 г.)
Двигатели
Нашлось место в экспозиции и тракторным двигателям.
Есть в музее и открытая площадка. На момент посещения на ней были «припаркованы»:
- тяжелый промышленный гусеничный трактор - Т-330 (Чебоксарский завод промышленных тракторов, ОАО «Промтрактор», 1981-2002 гг.);
- гусеничный трактор общего назначения, тягового класса 6 – Т-100М170 (Челябинский тракторный завод, 1963-1983 гг.);
- гусеничный трактор общего назначения, тягового класса 10 - Т-170 (Челябинский тракторный завод, 1988-2000 гг.);
- колесный универсально-пропашной трактор – Липецкий трактор-120 (Липецкий тракторный завод).
Увы, запорошенные снегом, они не особо располагали к изучению или фотосъемке. Тем не менее, в любое другое время года, эти трактора будут не менее интересны посетителям, чем укрытые внутри музея. Так что рекомендую отложить посещение «Научно-технического музея истории трактора» на теплую пору года (или хотя бы «без снежную»)…
Ну и в завершение, короткий список экспонатов, не попавших в обзор по той причине, что экспозицию музея они пополнили уже после моего посещения:
- гусеничный Т-70С Кишинёвского тракторного завода (СССР, 1974 г.);
- колесный Allgaier A111 фирмы Porsche (Германия, 1955 г.);
- колесный Fiat 25 R (Италия, 1956 г.);
- колесный Warchalowski WT-20 (Австрия, 1959 г.);
- гусеничный ДТ-75М «Казахстан» Павлодарского тракторного завода (СССР, 1978 г.);
- колесный Т-150К Харьковского тракторного завода (СССР).