Чтобы лето не закончилось
Hankook – продолжение спецпроекта
по анализу ходимости шин
Первый совместный проект нашего журнала и шинной корпорации Hankook продлился 2 года, завершившись демонтажом шин на пробеге 303 000 км. Новые модели шин Hankook Smartflex, предназначенные для большегрузного транспорта, мы испытываем в рамках следующего проекта с февраля 2014 года. И вот летом мы приехали на территорию автопредприятия «ДЛ-ТРАНС», входящего в группу компаний «Деловые Линии» в Софрино.
В этот раз от лица экипажа экспериментального автопоезда нас приветствовал водитель из зимней серии замеров Сергей Кузнецов.
Профилактика – залог здоровья!
С момента прошлого замера пробег экспериментальных шин составил 34 094 км, а общий километраж с момента установки 205 798 км, срок эксплуатации шин 16 месяцев, суммарный пробег тягача перевалит к моменту публикации отметку 550 000 км. За период с прошлого до текущего замера автомобиль был на плановом техническом обслуживании, где произвели замену ряда деталей в передней подвеске с последующей регулировкой развал-схождения.
Наша справка для тех, кто не следил за проектом с самого начала
Шины Hankook новой линейки Smartflex, модели AH31 и DH31, были установлены на автомобиль Scania G380 2010 года выпуска, гос. номер А 725 КТ 197, с пробегом 342 303 километра. Предыдущая продукция Hankook подразделялась на две линейки – региональную и магистральную, но по итогам прошлой серии замеров и результатам износа явного преимущества той или иной линейки выявлено не было, новый продукт – гибридная линейка для смешанных условий призвана ликвидировать этот пробел, став более универсальной. Размерность тестовых шин – 315/70 R22.5. Все шины Smartflex оснащены 3D-канавками, обеспечивающими равномерный износ, за счёт чего увеличивается пробег и снижается расход топлива, а при помощи 3D-прорезей на шинах ведущей оси обеспечивается хорошее сцепление с дорогой даже при существенном износе.
Из-за выявленных люфтов замены потребовали шкворни, втулки, рулевые тяги и наконечники, заодно и обновили передние амортизаторы. Забегая вперёд, скажу, что в процессе наших замеров неожиданно выяснилось, парадоксально, но по непонятным на первый взгляд причинам, лучше всего состояние правого колеса рулевой оси. Казалось бы, «убитая» передняя подвеска будет синхронно добивать и оба передних колеса, но это не так. Пришлось вспомнить азы теории, которую преподают будущим механикам – специалистам стендов регулировки углов установки управляемых колёс. Дело в том, что ни один автомобиль в мире не едет прямо, даже есть такой измеряемый параметр – отклонение от прямолинейной оси движения. По этой величине можно оценить не только исправность ходовой части, но и общее состояние кузова, или, например, качество его (кузова) восстановления после аварии.
Шины нашего спецпроекта 2014–2015 гг.
Hankook Smartflex AH31 – это шина для рулевой оси с пятью продольными канавками, рассчитанная на рейсы средней и большой дальности, доступная в размерах 295/80 R22.5, 315/80 R22.5 и 315/70 R22.5. При её разработке применялась технология, которая предусматривает применение специального слоя со спиральными нитями между обычными брекерными слоями из высокопрочной стали. За счёт этого увеличиваются максимальная допустимая нагрузка и срок эксплуатации шины. К тому же, благодаря применению Spiral Coil Technology, обеспечивается стабильная форма пятна контакта шины, что улучшает управляемость и ходовые качества шины. Небольшие поддерживающие блоки за пределами 2- и 4-го рёбер предотвращают неравномерный износ.
Модель | АН31 | DH31 |
---|---|---|
Предназначение, ось | Рулевая | Ведущая |
Доступные размеры | 295/80 R22.5 315/80 R22.5 315/70 R22.5 |
295/80 R22.5 315/80 R22.5 315/70 R22.5 |
Глубина протектора, номинальная, мм | 15,5 | 19,5 |
Индекс нагрузки | 154/150 | 154/150 |
Индекс скорости | L | L |
Hankook Smartflex DH31 – шины для ведущей оси, доступные в размерах 295/80 R22.5, 315/80 R22.5 или 315/70 R22.5. Благодаря 6-рядному рисунку протектора с блоками шестиугольной формы обеспечивается улучшенное сцепление, повышенная ходимость и равномерный износ. Запатентованные компанией Hankook самовосстанавливающиеся канавки в середине каждого блока предотвращают выкрашивание на краях блока, обеспечивая хорошее сцепление с дорогой на протяжении всего срока службы.
В нормальной ситуации величина этого параметра измеряется долями минут, увеличение значений до половины градуса чревато серьёзными неприятностями, неравномерным распределением масс, увеличением величины сопротивления качению, неравномерному переносу массы автомобиля, что является причиной нарушения устойчивости и управляемости машины, не говоря уже об износе шин. В нашем случае, по видимости, криминала особого не было, но из-за износа подвески углы вышли из зоны допуска, что и показало состояние протектора. Сам водитель-дальнобойщик Сергей Кузнецов после ремонта ходовой части очень доволен и поведением машины на дороге, и характеристиками шин.
Общие сведения
В летний период возрастает коэффициент сцепления шин с дорожным покрытием и средние скорости движения, отчего динамика износа шин становится более выраженной. После пробега 205 798 км «живыми» себя чувствуют колёса рулевой оси, ведущую ось после замеров мы немедленно отправили в нарезку, но, похоже, утилизация задних шин уже не за горами.
Наш экспериментальный автопоезд характеризуется типовым сценарием эксплуатации. Перевозка грузов производится по междугородным маршрутам по дорогам общего пользования, загрузка в 80 % случаев около паспортных 20 т, реже 5–6 т, если груз объёмный, но лёгкий. Движение сейчас осуществляется строго по тахографу, поэтому среднемесячные пробеги несколько сократились. Итоговые протоколы традиционно в таблицах, но общие выводы таковы: относительно передней оси – продолжаем эксплуатацию, заднюю ось – срочно нарезаем протектор и, затаив дыхание, считаем километры…
Пробег на дату установки (20.02.2014 г.) | 4-й замер (17.06.2015) | Пробег автопоезда, км | Среднемесячный пробег, км | Средний износ по автопоезду, % |
---|---|---|---|---|
342 303 | 548 101 | 205 798 | 13 638 | 73,6 |
Ось | Модель | Начальная глубина протектора, мм |
Остаточная глубина протектора, мм |
Динамика износа, км/мм |
---|---|---|---|---|
1 (рулевая) | AH31 | 15,5 | 6,9 | 24 053 |
2 (ведущая) | DH31 | 19,5 | 4,2 | 13 456 |
Сергей Кузнецов, водитель экспериментального автопоезда
– Техническое состояние ходовой части серьёзно влияет на износ шин, особенно это заметно на рулевой оси. Недавно передняя подвеска тягача подверглась серьёзной ревизии, в результате которой были «приговорены» рулевые тяги, шкворни и втулки, амортизаторы. По окончании ремонтных работ были отрегулированы углы установки передних колёс. Разницу я почувствовал сразу, вопросов к передним колёсам нет. По поводу ведущей оси: с наступлением весны, когда стало совсем тепло, полностью исчерпали себя замечания по сцепным свойствам. Шины нормально держат и на сухой, и на мокрой или влажной дороге, даже несмотря на существенный износ. Посмотрим, что будет после нарезки протектора.
Дмитрий Осипов, технический специалист компании Hankook Tire
– Финальный результат теста будет в итоге значительно подпорчен неравномерным износом шин рулевой оси, начавшимся из-за проблем с подвеской. Учитывая среднюю остаточную глубину протектора 7 мм, итоговые результаты ходимости были бы близки к цифре 300 000 км, но теперь из-за неравномерного износа предугадать или прогнозировать их крайне сложно. Может получиться так, что из-за прогрессирующего неравномерного износа могут начаться сильные вибрации на рулевом колесе и по автопоезду в целом, и придётся шины демонтировать.
По шинам ведущей оси нареканий нет, за исключением того факта, что пробег до нарезки составил немногим более 200 000 км, что печально. Мы не удовлетворены этой цифрой, поэтому ещё предстоит разобраться, почему так вышло. Мы ожидаем, что после углубления рисунка протектора шины отходят ещё примерно 40 000 км, и таким образом их итоговый пробег на момент полного износа составит приемлемые 250 000 км.