<<< Назад

...до 2010 года

С. Педенко, фото автора

Дороги – это жизнь. Эта банальная фраза не лишена глубочайшего смысла, потому что жители 50 тыс. населенных пунктов России, которые не имеют прямой связи с магистральными дорогами, изо дня в день подтверждают своими судьбами: без дорог – не жизнь! Вот почему Министр транспорта Российской Федерации И.Е. Левитин провел совещание, на котором обсуждался проект межведомственной программы развития дорожно-транспортного комплекса Московского региона.

Новый участок трассы открыт: (слева направо) А.В. Андреев (компания «Автобан»), П.Н. Аксёнов, О.В. Белозёров

Опять московский регион...

«Как же эта Москва надоела», – скажет иной читатель из провинции. Но если б вы знали, как нам, москвичам, такая Москва надоела: выходя из дому в одно и то же время, в разные дни на работу попадаешь с разницей минут в сорок. Не лучше себя чувствуют и жители области, работающие в Москве, а теперь уже и жители некоторых городов Подмосковья.

Почему? Да потому, что так развивалась послереволюционная Россия, а затем и СССР. Сегодня почти весь транзитный транспортный поток идет через Московскую область и Москву: более 3 млн. транспортных средств ежедневно. И эта цифра растет.

Понятно, что с этими проблемами надо что-то делать. Посему и было созвано вышеупомянутое совещание. Кстати, официального понятия «Московский регион» нет. Однако проблемы жителей Москвы и Подмосковья так переплетены, что этот термин широко используют и он всем понятен. К тому же жизнедеятельность этого региона уже оказывает влияние на транспортные, социальные и экономические процессы соседних областей – Калужской, Владимирской, Рязанской и др. И если сегодня московские пробки докатываются до Подмосковья, то завтра они захлестнут соседей.

Между «сегодня» и «завтра»

Видимо, это как раз тот промежуток времени, когда дорожникам и транспортникам надо успеть что-то предпринять. Обсудить проблемы и варианты их разрешения в Минтрансе РФ собрались, в частности, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Г.С. Полтавченко, заместители министра транспорта РФ А.С. Мишарин и Е.С. Москвичёв, руководитель федерального дорожного агентства О.В. Белозёров, министр транспорта Московской области П. Д. Кацыв, первый заместитель мэра Москвы П.Н. Аксёнов, главный государственный инспектор по безопасности дорожного движения МВД России В.Н. Кирьянов, генеральный директор ОАО «НИИАТ» В.В. Донченко, ректор МАДИ (ГТУ) В.М. Приходько и другие специалисты. Сразу оговорюсь: совещание было рабочим и от журналистской братии пригласили только двух представителей, которых попросили воздержаться от фотосъемки.

Открывая совещание, И.Е. Левитин обратил внимание на необходимость выработки базовых положений по координации работы транспортного комплекса Москвы и Московской области, созданию логистической цепочки по доставке пассажиров в Москву и дальнейшему передвижению их по городу.

На совещании были представлены основные положения проекта Программы развития дорожно-транспортного комплекса Московского региона. Координаторами Программы являются министерство транспорта РФ, правительства Москвы и Московской области. Реализацию Программы предполагается осуществить поэтапно в период с 2007 до 2015 года.

На первом этапе (2007–2010 гг.) предполагается усовершенствовать нормативно-правовую и техническую базы, модернизировать системы автовокзалов и автобусных станций, организовать пересадочные узлы, стоянки и места разгрузки тяжелого грузового транспорта. Основные задачи первого этапа – разгрузка основных магистралей Московского транспортного узла, реализация пилотных проектов по строительству платных автодорог Москва–Санкт-Петербург, соединительной магистрали от МКАД до автомагистрали М1 «Беларусь», федеральной автомобильной дороги М4 «Дон». На совещании было отмечено, что реализация пилотных проектов должна координироваться с развитием улично-дорожной сети Москвы.

И.Е. Левитин

Второй этап Программы рассчитан на период с 2011 до 2015 года – запланирована работа по реконструкции автомобильных дорог федерального значения М8 «Холмогоры» (на участке обхода пос. Тарасовского), М5 «Урал» (на участке обхода пос. Октябрьский) и завершение ее реконструкции на территории Московской области.

На этом этапе в Московской области будут осуществляться работы по строительству Центральной кольцевой автомобильной дороги, которая станет основой создания комплексной транспортно-логистической системы Москвы и Московской области. Реализация проекта предполагается в период 2007–2014 гг. Одновременно будут осуществляться мероприятия, направленные на снижение транспортной перегрузки улично-дорожной сети районов Москвы и населенных пунктов ближнего Подмосковья, прилегающих к МКАД.

Дорожно-транспортная инфраструктура и комплексная транспортно-логистическая система Москвы и Московской области должны быть связаны с сетью автомобильных и железных дорог в регионе, системой аэропортов и водных путей.

Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Г.С. Полтавченко обратил внимание участников совещания на необходимость стыковки мероприятий по реализации Программы со стороны правительств Москвы, Московской области и Федерального дорожного агентства. В этом есть необходимость, поскольку пассажир должен иметь возможность быстрее и с наименьшим количеством пересадок добираться до места назначения. И если на каких-то городских маршрутах акцент будет сделан, например, на скоростной трамвай, то начинаться этот маршрут должен из Подмосковья.

Продуманно и взвешенно

Вернемся к фразе «дорога – это жизнь». Теперь добавим в нее всего одно слово – «освещенная» дорога. И воображение сразу рисует несколько иную картину.

На крупном, хорошо освещенном перекрестке (или даже площади) мы видим торговый центр вместо кучки палаток, кафе вместо забегаловок, автомобильную стоянку, зону отдыха, возможно, гостиницу и под стать им заправочную станцию. Весь этот комплекс и есть то, что называют дорожным сервисом, вокруг которого строится инфраструктура дороги: появляются новые рабочие места на производственных или иных новых предприятиях, начинают развиваться поселки, в сети маршрутного транспорта появляются новые остановки.

Так вокруг дорог строилась Америка. Примерно так представляют себе в Минтрансе дальнейшее строительство автомагистралей федерального и регионального значения. Например, в подмосковном правительстве со строительством новой кольцевой дороги вокруг Москвы – ЦКАД – связывают большие надежды в развитии экономики региона. Здесь уже решены вопросы с освещением всех реконструируемых и будущих дорог до ЦКАД, а также с резервированием земель вдоль них.

В Подмосковье каждый год принимают комплексную программу социально-экономического развития Московской области. Ее утверждает областная Дума. Она содержит девять областных целевых программ, среди которых и «Дороги Подмосковья».

Одним из регулирующих звеньев создания необходимой плотности дорожной сети Московской области является строительство ЦКАД, которая станет в ближайшие годы основным приоритетом в развитии автодорожной инфраструктуры Московской области. Она позволит перейти от сложившейся радиальной системы дорог к хордовой. При этом можно ожидать и всплеска экономического развития региона, как минимум, в городах и поселках, находящихся неподалеку от строящихся объектов.

Трасса будет пролегать по участкам существующих Малого и Большого бетонного кольца в Подмосковье и составит около 500 км. По замыслу ЦКАД должна разгрузить МКАД и головные участки федеральных дорог, выходящих из Москвы, от транзитного транспорта и развить поперечные транспортные связи.

О.В. Белозёров

Строительство ЦКАД будет плодом консолидированных усилий дорожников страны

Заместитель начальника Управления по взаимодействию с федеральными транспортными системами Минтранса правительства Московской области А. И. Самошин пояснил, что задача министерства – выработка идеологии и политики перспектив дальнейшего развития сети дорог (в Московской области 900 населенных пунктов еще не имеют связи с магистральными дорогами). Результатом этой работы становятся подготовленные министерством различные программы и соглашения.

Недавно принято соглашение по развитию путепроводов в местах пересечения дорог федеральных и территориальных с железными дорогами. Его действие рассчитано до 2015 года и предусматривает строительство 28 путепроводов, которые позволят, в частности, улучшить безопасность движения и исключить образование транспортных пробок. Недопустимо, чтобы федеральные трассы имели пересечения с железными дорогами. А они есть! Для автодорожного комплекса это архаическое явление, сдерживающее звено транспортного процесса, которое оказывает серьезное влияние на безопасность движения. Ведь именно аварии на ж.-д. переездах ведут к тяжким последствиям.

Специалисты Минтранса Московской области оказывают помощь в реализации тех разработок, которые осуществляются сегодня. Сейчас ведутся работы по реконструкции дорог «Украина» и «Холмогоры». В сфере внимания министерства находятся все вопросы, связанные с этим процессом. Вопросов возникает очень много: землеустроительные и оформительские мероприятия, общественные слушания.

Сейчас в стадии проектирования находится много объектов. Среди них трасса Москва–
Нижний Новгород. Практически закончено проектирование северного обхода города Одинцово, дороги Москва–Санкт-Петербург, других участков.

Много организационных вопросов возникает по платным дорогам. Помимо дороги на Санкт-Петербург платными должны стать участки от МКАД до Каширы, до Домодедово. Будет реконструирована трасса «Балтия», где предусмотрено строительство трех развязок, которые должны снять напряженность на Рублёвском шоссе.

Однако все работы надо организовывать продуманно и взвешенно. Ведь есть исследование МАДИ по организации движения автобусов из микрорайона Митино к станции метро «Тушинская». И как сообщил участникам совещания ректор МАДИ В.М. Приходько, движение автобусов по выделенной полосе увеличило продолжительность поездки на 30%! Значит, просто выделить полосу было мало. Требовались и другие организационные мероприятия.

Минтранс Московской области стремится разрешать проблемы гибко, с учетом дефицита времени, средств и ресурсов. А.И. Самошин обращает мое внимание на восточное направление Подмосковья. На карте участок от Москвы до Раменского представляет собой сплошной населенный пункт. Так срослись подмосковные города и поселки, имеющие важные для экономики страны научные и промышленные объекты, на которых работают не только жители Московской области, но и Москвы. Перегруженность автомобильных дорог и электричек в часы пик – наглядное свидетельство и обратного процесса. Сходная ситуация наблюдается на дорогах «Волга», «Холмогоры» и др.

Перечисленные направления в Московской области наиболее тяжелые: множество населенных пунктов, миллионное население – и заторы на дорогах стали обыденностью. Как быть?

Минтранс Подмосковья предлагает Росавтодору перераспределить силы. «Балтия» пока справляется с транспортным потоком. И продержится еще несколько лет. А восточные дороги ждать не могут. Вот бы и отложить на некоторое время реконструкцию «Балтии», а все ресурсы оперативно направить на восток. Дорожники Подмосковья надеются, что эта задача вполне выполнима. Надеются они и на увеличение финансирования предстоящих работ. По прогнозам, инвестиции в дорожное строительство Подмосковья в 2007 году должны быть увеличены в 1,5 раза по сравнению с прошлым годом. Однако с учетом начала строительства и обустройства ЦКАД этих средств недостаточно. А ведь эта трасса – основная составляющая всей дорожной программы Московской области.

И.Е. Самошин

Строить лучше

Совершенствование дорожной сети Подмосковья окажет прямое положительное влияние на транспортное сообщение Москвы, особенно в окраинных районах. Так, плотность застройки должна четко согласовываться с протяженностью улиц. И выяснилось, что в некоторых районах Москвы соотношение площади застройки к километражу улиц в 2 раза, а по некоторым показателям и в 3 раза меньше, чем в Лондоне.

Микрорайоны не перестроишь. Но можно согласованно реконструировать трассы силами дорожников Москвы, Подмосковья и Росавтодора. Межведомственной программой предусмотрены модернизация головных участков радиальных направлений, формирование автомобильных дорог в срединной части Московской области, расширение хордовых связей. В Москве должна быть модернизирована система автовокзалов и автобусных станций. В обновляемую транспортную систему должны вписаться существующие и новые объекты системы скоростного внеуличного транспорта, имеющего большую провозную способность (метрополитен, железные дороги, скоростные трамваи). Эта транспортная система должна охватить не только периферийные районы Москвы, но и ближнее Подмосковье. Причем альтернативный транспорт должен «углубиться» в область на расстояние до 20 км.

На автодорогах Москвы и области будет построена сеть перехватывающих парковок для легкового транспорта. При этом транспортная система должна обеспечить реальные стимулы автомобилистам воспользоваться в дальнейшем альтернативными видами транспорта. А в районе Малого Московского кольца нужна сеть парковок для отстоя и разгрузки тяжелых автопоездов. Похоже, настало время планирования ограничений. Речь идет об организации платности парковок и въезда в центр Москвы.

Некоторые элементы того, что ждет транспортников в обозримом будущем, мы уже можем наблюдать по ходу строительства развязок в Мытищах и в Королёве, по реконструкции автомобильных дорог «Беларусь» (с 33-го по 45-й км), «Холмогоры» и «Украина». Кстати, опыт реконструкции дороги «Украина», кажется, учтен (во всяком случае, хочется так думать). Ведь к началу строительства не был осуществлен землеотвод для вырубки леса I категории, а также снос рынков и иных частных сооружений; тормозило строительство и обилие придорожных кабелей и прочих коммуникаций. Добавим к этому плохое финансирование в 2006 году.

Рассказывает В.И. Пишкало – исполнительный директор дорожно-строительной компании «АВТОБАН», которая занимается реконструкцией дороги «Украина»: «Дорожники, говоря о Киевском шоссе, иначе как многострадальной дорогой его не называют. Это шоссе пытались начать реконструировать еще в семидесятых годах. Начали с простого уширения, но нужной пропускной способности так и не добились. После этого приняли решение о полной реконструкции трассы с доведением ее до параметров дороги I категории с шестью полосами движения. Причем разработчики программы отлично понимают, что дороги I и даже II категорий могут строить не всякие дорожно-строительные компании. Ведь конечная цель – не просто улучшение транспортно-эксплуатационного состояния трассы. Реконструированная дорога должна быть безопасной и с повышенной пропускной способностью. Она должна обеспечивать пропуск современных транспортных средств с повышенными осевыми нагрузками.

Дорога «Украина» перегружена, и поэтому ее реконструируют только поэтапно. Первая очередь – это три полосы движения с укрепленной обочиной на всем протяжении (14,4 км). Результаты реконструкции наглядны: только участок дороги открыли, и пробки у Крёкшинской развязки растаяли.

В.И. Пишкало

После реконструкции головного участка трассы до 37-го км и от 37-го до 40-го км можно реально надеяться, что процесс завершится в 2009 году на отметке 51-й км. И люди будут добираться до нее безопасно и без пробок. Этому способствует техническое обустройство трассы. Она рассчитана на скорость 120 км/ч, ширина проезжей части в одном направлении – 11,25 м, между ними – 5-метровая резервная полоса, все развязки двухуровневые, выполненные по типу полного клеверного листа; пешеходные переходы – над дорогой; вся трасса хорошо освещена, барьерные ограждения выполнены по новым техническим условиям, ограждение на резервной полосе предотвращает возможность лобовых столкновений. Покрытие нового участка дороги – мелкозернистый асфальтобетон. В дальнейшем будет использоваться щебеночно-мастичный асфальтобетон».

Итак, приступили!

Времени на реализацию столь грандиозного проекта, каким является Межведомственная программа развития дорожно-транспортного комплекса Московского региона, у дорожников и транспортников не так уж и много. Неспроста И.Е. Левитин в ходе совещания не раз сопровождал сообщения выступающих репликой: «...до 2010 года».

Комментировать ... >>
Loading...