<<< Назад

Без вины виноватые

В. Волчков

Мы с женой собрались на дачу. Сумки, которые не влезли в багажник, положили на заднее сиденье. Не успели проехать и пяти минут, как на нашем пути оказался «жигуленок». Выезжая с АЗС, водитель повел себя весьма неуважительно по отношению к окружающим. Вместо того чтобы встать в правый ряд, он стремительно пересек проезжую часть и оказался в левом ряду, прямо перед нами. И тут же резко затормозил. Ему, видите ли, развернуться надо было! Слева бордюр, справа – автомобили. От столкновения спасло сумасшедшее торможение. Сумки, конечно, посыпались на пол, жена набросилась на меня: ты что, так тормозишь! Всю посуду перебьешь!

Минут через 15 мы успокоились, обсудили происшествие. В свое оправдание я сказал, что видел, как он выезжал с АЗС и начал смещаться влево. Впереди по ходу магазин, перед ним – припаркованные автомобили. Желание оказаться в среднем ряду вполне объяснимо. Но кто мог предположить, что он выкинет такой фортель? Здравомыслящий человек не перестраивается из правого ряда в левый (минуя средний), когда до автомобилей, едущих по дороге, остается 10–20 м. С явным нарушением ПДД подставляться под удар – это слишком даже для самого бестолкового водителя!

И тут же подумал: не так уж он бестолков, как может показаться. Все, кто видел, как развивалась ситуация, скорее всего, уехали бы. Гаишники (в случае ДТП) увидели бы, что одна машина (моя) налетела сзади на «пятерку», водитель которой притормозил перед выполнением маневра «разворот». Кого обвинили бы в таком дорожном происшествии? То-то и оно. Если это и не входило в планы потенциального «пострадавшего», в случае неблагоприятного исхода он сообразил бы, что и как говорить, чтобы черное выглядело белым.

Грязная езда порождает много дорожных конфликтов, истинную причину которых раскопать могут лишь многоопытные, проницательные и порядочные специалисты – каких в хороших фильмах показывают. Честных и справедливых. В жизни обычно обвиняют того из участников ДТП, кто, на взгляд инспектора, совершил более грубое нарушение. В подтверждение приведу еще пример из собственной практики.

Прошлым летом мы едва разошлись с КамАЗом. К перекрестку с круговым движением он приближался по правой полосе. Обнаружив на своем пути знак «Главная дорога», водитель не стал утруждать себя поворотом руля и на перекресток въехал уже по левой стороне проезжей части. Указатель поворота перед перестроением с левой полосы на правую он не включал.

Я ехал во встречном направлении, и тоже по главной дороге. Въехал на перекресток, проехал полкруга и оказался на второстепенной. КамАЗ приближался ко мне справа, и я подумал: он едет по правой полосе, и если я поверну на левую, нисколько ему не помешаю.

Мой прогноз не стоил выеденного яйца. Если бы водитель грузовика не затормозил в последний момент и не повернул руль вправо, моему автомобилю сильно не поздоровилось бы.

Нас остановили. Его в качестве свидетеля, меня – как нарушителя ПДД. По заявлению инспектора, ставшего свидетелем нашей «игры на грани фола», я не выполнил требование знака «Уступите дорогу» (вынудил водителя автопоезда тормозить и изменять направление движения).

Я пытался убедить своих «собеседников», что аварийная ситуация возникла не только, а может быть, и не столько по моей вине, сколько из-за нечетких действий водителя КамАЗа. Если бы он не поленился своевременно включить левый указатель поворота перед перестроением (он не отрицал этого факта) или продолжил движение по правой полосе, ни о какой аварийной ситуации не было бы речи.

Понимания я не встретил.

«Свидетель» так и уехал, оставшись в абсолютной уверенности, что ему не нужно было сигнализировать о своем перестроении: «Ведь я ехал по главной дороге, а ты должен мне уступить»! Офицер милиции почти согласился с моими доводами. Он был даже готов расстаться с миром, но уже начал оформлять протокол, а это категорически исключало подобное завершение нашей беседы.

По его словам, нарушение правил подачи сигналов указателями поворота «тянет» лишь на предупреждение, а игнорирование знака приоритета обходится нарушителю в несколько сотен рублей. Это при условии, что конфликт носит такой же почти теоретический характер, как в нашем случае. Ну, а если говорить о ситуации на этом участке подмосковной трассы, то ему трудно вспомнить дежурство, когда здесь не разбивали бы машины: «Вон сколько битого железа на площадке напротив поста ДПС!»

Против поездки в группу разбора я не возражал. Не покидала уверенность, что выиграю в любом случае. Если получится убедить инспектора по административной практике в своей правоте, энная сумма дензнаков останется при мне, не получится – получу интересный материал для публикации.

В назначенный день я подъехал к отделу ГИБДД и очень быстро понял, насколько далеки от реальной жизни мои намерения. Во-первых, народу там собралось, мягко говоря, немало. Во-вторых, из общения с товарищами по несчастью следовало, что почти всем им я был вовсе не товарищ. Они-то помяли свои машины, а я, судя по перехваченным взглядам, что называется, дурью маялся. Нашел, видите ли, достойное занятие для летней субботы! Ехал бы лучше на пляж, на дачу, дома бы сидел, в конце концов, если податься некуда.

Я так и сделал. Правда, перед этим еще раз убедился, что мое присутствие в группе разбора не обязательно. В копии протокола об административном правонарушении я вычитал, что обстоятельства административного правонарушения могут быть рассмотрены в отсутствие нарушителя. Ну и пусть рассматривают «в отсутствие», а я – на дачу.

Каждый день в течение двух или трех месяцев я внимательно изучал содержимое почтового ящика. Среди вороха рекламных предложений надеялся увидеть послание из ГАИ. Потом стал делать это реже. Наконец осознал, что ждать больше нечего. На дорогах происходят новые ДТП, на «мелочи», подобные моему случаю, у инспекторов по административной практике не хватает времени. К тому же, все больше становится автомобилистов, которые в соответствии с новым законом страхуют свою гражданскую ответственность (обязательную), и работы у ГАИ явно прибавилось.

Комментировать ... >>
Loading...