<<< Назад

Автопоезд-сортиментовоз на шасси КамАЗ-65115

В. Вальданов, фото Е. Сыропатовой
Автопоезд КамАЗ-65115
Автопоезд КамАЗ-65115
Водительское место в КамАЗ-65115
Водительское место в КамАЗ-65115
Запасное колесо на прицепе без лебёдки
Запасное колесо на прицепе без лебёдки
Попробуйте повесить замок на крышку бензобака – боковой брус мешает
Попробуйте повесить замок на крышку бензобака – боковой брус мешает
«Эй, ухнем!»: аутригеры складываются вручную
«Эй, ухнем!»: аутригеры складываются вручную
Со своего рабочего места оператор манипулятора контролирует все процессы погрузки/разгрузки
Со своего рабочего места оператор манипулятора контролирует все процессы погрузки/разгрузки
«Бревенчатая хваталка» гидроманипулятора
«Бревенчатая хваталка» гидроманипулятора
Тросиковая стяжка груза сортиментовоза
Тросиковая стяжка груза сортиментовоза
Челнинский сортиментовоз комплектуется «евросцепкой»
Челнинский сортиментовоз комплектуется «евросцепкой»
Фиксируется груз вручную с приличным физическим усилием
Фиксируется груз вручную с приличным физическим усилием
Рабочее место оператора
Рабочее место оператора

На 16 базовых шасси КамАЗ приходится около 100 вариантов спец-автотехники, в среднем по шесть на каждое. Немало заводов самостоятельно разрабатывают спецтехнику на шасси КамАЗ. Однако и департамент развития и внедрения новых разработок ОАО "КАМАЗ", сотрудничая со многими из них, представляет новые образцы спецавтомобилей. Так, в этом году появились автобетоносмеситель СБ-581453, автоэвакуатор модели "4350" и телескопический автоподъёмник АПТ-18 (оба на шасси КамАЗ-4308).

В нашем случае это новая модель автопоезда-сортиментовоза на шасси КамАЗ-65115. Автомобиль оборудован погрузчиком леса ПЛ-70-02 манипуляторного типа с грузовым моментом 70 кНм производства ООО "ВЕЛМАШ-Сервис" (Великие Луки, Псковская обл.). Назначение машины – перевозка леса разного диаметра в сортиментах длиной 2–6 м. До последнего времени было две модели сортиментовозов на шасси КамАЗ. Это полноприводный автомобиль "440801" с расположенным за кабиной краном-манипулятором МКС-5531А, а также ТМ-45-02 – автопоезд полной массой 33,3 т, не оборудованный гидроманипулятором. КамАЗ-65115 объединяет достоинства обеих машин.

Расположенный в задней части автомобиля КамАЗ-65115 манипулятор позволяет загружать как тягач, так и прицеп. Полная масса КамАЗ-65115 увеличена до 38 т, в которые входят и 2,5 т, приходящиеся на погрузчик леса. При этом получается, что грузоподъёмность автопоезда осталась такой же, как у ТМ-45-02. Тягач КамАЗ-65115 оснащён дизелем КамАЗ-740.30-260 (Euro-2) с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха. Сейчас новинка проходит приёмочные испытания.

Тестовые заезды сортиментовоза выполнялись как на одиночном автомобиле, так и в составе автопоезда, при этом возникло ощущение, что мощность двигателя КамАЗ-65115 недостаточная, так как с прицепом топливно-скоростные показатели заметно снижаются, хотя и укладываются в требования ТУ. В ходе эксплуатационных испытаний допускается перегрузка до 15% от номинала. Мы опробовали вариант перегрузки КамАЗ-65115 около 10%, при этом предположение о недостаточной мощности двигателя переросло почти в уверенность. К слову сказать, ошибиться с загрузкой лесовоза довольно просто: даже в нашем случае номинально загруженный автопоезд выглядит немного недогруженным. К тому же масса груза зависит от укладки, диаметра сортимента и плотности древесины, которая может изменяться от 0,6 до 0,9 т/м3, а контролировать эти факторы сложно.

От перегрузки страдают в первую очередь шины. И если запасное колесо тягача снабжено лебёдкой, то на прицепе такого нет. Беззазорное сцепное устройство воспринимается как естественное явление – к хорошему быстро привыкаешь. При движении какие-либо заметные рывки или толчки от прицепа отсутствуют. Ещё хочется отметить низкий уровень шума внутри кабины, по-видимому, шумопоглощающий экран над двигателем полностью соответствует своему назначению.

Кабина автомобиля КамАЗ-65115 со спальным местом, что вполне оправдано назначением автопоезда. По субъективной оценке полная загрузка и разгрузка такого автопоезда-сортиментовоза займёт около 3 ч. При этом места заготовки леса с каждым годом всё удаляются от деревообрабатывающих предприятий и вполне вероятно, что скоро придётся ночевать в дороге.

И автомобиль, и прицеп имеют лесовозные кузова с настилами из листовой рифлёной стали, имеют по четыре коника. Каждая пара коников снабжена тросовыми увязочными лебёдками. Автомобиль КамАЗ-65115 также оборудован ограждением кабины и погрузчиком леса, который, в свою очередь, представляет собой телескопический кран-манипулятор с ротатором и двухчелюстным захватом в качестве рабочего органа. Номинальная потребляемая им мощность составляет 29 кВт. Поворотное устройство позволяет разворачивать колонну гидроманипулятора на угол 400°. Имеются также выносные опоры (аутригеры), на данной модификации с ручным выдвижением, что неудобно. При подъёме опоры, имеющей изрядный вес, её приходится одной рукой удерживать, а второй пытаешься зафиксировать с помощью стопорного пальца, что без посторонней помощи сделать трудно.

Справедливости ради скажу, что есть модификации гидроманипулятора, в которых опоры выдвигаются гидроцилиндром. Стрела гидроманипулятора может подниматься от горизонтального положения на 75° и опускаться на 33°. Рукоять подгибается вниз под стрелу на 173° и поднимается вверх на 55°. Общий вылет стрелы с рукоятью составляет 6,1 м, а телескопирование рукояти увеличивает это расстояние до 7,3 м. Грузоподъёмность на максимальном вылете составляет 640 кг без учёта веса ротатора и захвата, что примерно соответствует шестиметровому бревну диаметром 40–45 см. Ротатор может поворачивать захват с частотой от 6 до 60 мин-1.

Управление погрузчиком леса осуществляется с поста, расположенного в верхней части колонны. Сиденье в транспортном положении откидывается к колонне, а в рабочем имеет две регулировки по высоте и горизонтали. На опорной площадке справа и слева установлены две педали, а в верхней части колонны два рычага.

С их помощью и выполняются все операции: поворот колонны, перемещение стрелы, перемещение и телескопирование рукояти, поворот ротатора, перемещение челюстей захвата. Добавлю, что рычаги обеспечивают пропорциональное управление, возможно также совмещение операций.

Для исключения саморазгрузки аутригеров из-за внутренних перетечек и для фиксации груза в захвате их гидроцилиндры запираются гидрозамками. Для повышения надёжности на все гидроцилиндры манипулятора устанавливаются грязесъёмники, манжеты и уплотнения Forsheda Polypac SpA (Италия).

Думается, что после приёмочных испытаний новую модель автопоезда-сортиментовоза на шасси КамАЗ-65115 ожидает перспективное будущее, пусть даже небольшими партиями под конкретного заказчика и в различных комплектациях базового шасси, прицепа и гидроманипулятора.

Техническая характеристика автопоезда-сортиментовоза на шасси КамАЗ-65115
Полная масса шасси/автопоезда, кг
24 000/38 000
Снаряженная масса шасси/автопоезда, кг
13 420/17 340
Колёсная формула
6х4
Двигатель
КамАЗ-740.30-260
Наличие наддува
Турбонаддув с ОНВ
Номинальная мощность, кВт, при 2 200 мин–1
191
Максимальный крутящий момент, Нм, при 1 200–1 400 мин–1
1 060
Модель коробки передач
154
Тип коробки передач
Механическая
Число передач
10
Передаточное число главной передачи
5,94
Шины шасси
И-68А, 11.00 R20
Шины прицепа
ВИ-244-1, 260х508
Результаты испытаний автопоезда-сортиментовоза на шасси КамАЗ-65115
Масса, кг
24 000
38 000
Расход топлива, л/100 км, при скорости, км/ч:    
– 40
23,9
32,8
– 60
28,4
39,2
– 80
37,9
56,3
Максимальная скорость, км/ч
93,1
83,8
Время разгона, с:    
– на дистанции 400 м
38,5
45,4
– на дистанции 1 000 м
69,2
82,5
– до 60 км/ч
38,3
65,6
Выбег с 50 км/ч, м
936
912
Условия
Температура, °С
8–10
Скорость ветра, м/с
1–3
Давление, гПа
995
Относительная влажность, %
79
Комментировать ... >>
марат
(09.04.11)
камазы не любят прегруз
Loading...