Эвакуатор Scania T114GB
Каждый, кто связан с автомобильным транспортом, знает, что порой подвижной состав ломается в дороге. И далеко не всегда удается заставить технику двигаться своим ходом. А если это полноразмерный автопоезд, да еще и полностью груженый, а срок доставки жестко оговорен... И если груженый автопоезд окажется в придорожном кювете, то вытащить его на дорогу – весьма непростая задача.
Удобный вход в кабину |
В СССР для решения перечисленных задач использовались серийные грузовики, снабженные минимальным набором оснастки (вилка, трос, труба и кувалда), а при потере подвижности колес на место аварии высылалась ремонтная бригада. Теперь жизнь другая, и за время простоя в ремонте на дороге неустойка может вырасти до небес, да и опасность стоящая посреди дороги машина в плотном современном транспортном потоке создает немалую. Потому-то и стали появляться в нашей стране специально созданные для эвакуации тяжелых автопоездов автомобили. Один из них, построенный на шасси Scania T114GB, нашей тест-группе удалось получить на испытания.
Эвакуаторов, способных транспортировать полноразмерный автопоезд, в столичном регионе раз-два и обчелся. А потому машину нам предоставили на минимально необходимый срок. И с возможностями автомобиля мы знакомились, таская не 40-тонную «фуру», а обычный незагруженный КамАЗ с полуприцепом. В процессе работы совершенно неоценимой оказалась помощь водителя этого автомобиля – специалиста по эвакуации с двухлетним стажем.
Пневмовывод для инструмента |
Эвакуатор Scania T114GB оборудован двумя лебёдками – с тяговым усилием 15 и 30 т. Для увеличения усилия имеется комплект блоков и систем их крепления, что позволяет вдвое увеличить усилие вытягивания, менять угол тянущей ветви троса. Собственная масса машины чуть превышает 21 т, и для реализации тягового усилия 60 т в ней используются дополнительные гидравлические упоры, работающие с вывешиванием задних осей.
Специальная гидравлическая сцепка позволяет крепить буксируемый автомобиль или автопоезд к эвакуатору самыми разными способами и практически за что угодно. Его можно зацепить за раму в передней части, за балку или за колеса переднего моста с их вывешиванием, что равнозначно буксировке на жесткой сцепке. Можно также крепить буксируемое транспортное средство за раму в задней части, за балку или за колеса заднего моста также с их вывешиванием. Буксировочная гидравлика способна вывешивать груз массой до 15 т.
Эвакуатор укомплектован большим количеством разнообразных приспособлений и инструментов. Например, во многих случаях для буксировки приходится демонтировать карданный вал или вынимать полуось – это можно сделать с помощью комплекта пневмоинструмента. Для сохранения управляемости эвакуатор имеет постоянный балласт в передней части массой несколько больше одной тонны (с хорошим вылетом перед передним мостом).
Передняя балка на подъёмнике |
Чтобы заполнить пневмосистему буксируемого транспортного средства на эвакуаторе имеется комплект из двух шлангов, имеющих достаточную длину, намотанных на подпружиненные катушки, и снабженных комплектом быстросъёмных наконечников. Пользоваться таким комплектом очень быстро, удобно и просто.
Как уже говорилось, в качестве «потерпевшего» мы использовали незагруженный КамАЗ с полуприцепом. Подогнав к нему эвакуатор задом, при помощи выносного беспроводного пульта задействовали универсальный гидроподъёмник. Выдвинули его конец из-под машины, установили на него из комплекта необходимые захваты, подвели все это под балку переднего моста КамАЗа и подняли. Убрав подставки, установили необходимую для буксировки высоту от передних колес до дороги. Затем, для страховки обернули переднюю балку буксируемого автопоезда тросом малой лебёдки и слегка натянули его. Вытянув шланг подачи воздуха, подсоединили его к пневмосистеме КамАЗа, довели давление в ней до нормы, и после растормаживания автопоезда, включив свет и проблесковые маячки, тронулись на тестирование.
Панель приборов |
За поведением буксируемого транспортного средства следит видеокамера, установленная на эвакуаторе сзади. Благодаря ей водитель в движении видит «клиента» на экране, расположенном прямо перед ним. Хотя наш эвакуатор имеет капотную компоновку, к нашему удивлению кабина внутри полностью идентична кабине любой бескапотной Scania. Правда, для водителя и пассажира установлены одинаковые сиденья, чтобы натерпевшийся водитель буксируемого автомобиля мог устроиться комфортно. Кабина оборудована двумя спальными местами. Если учесть, что топливный бак вмещает 650 л, то становится очевидной возможность буксировки на большие расстояния.
Наша сцепка с пустым автопоездом по динамике очень напоминает обычный автопоезд. После прогрева на динамометрической дороге замеряем максимальную скорость. Машина нормально разгоняется до срабатывания ограничителя, т.е. до 86,3 км/ч. Расход топлива при этом составляет 49 л/100 км. При 50 км/ч сцепка «съедает» 28,6 л/100 км. Весьма скромный аппетит. До 60 км/ч сцепка разгоняется за 56,2 с. Очень неплохо, если не забывать, что мы тащим автопоезд, закрепленный на гидроподъёмнике с помощью штатных приспособлений эвакуатора. Двенадцати ступеней в коробке передач вполне достаточно. Закончив измерения на динамометрической дороге, снимаем расходы топлива в магистральном ездовом цикле, которые наиболее точно соответствуют реальным расходам. Итог: 53,4 л/100 км при средней скорости движения 67,5 км/ч.
Комфорт в кабине на уровне дальнобойного тягача |
Вернувшись на базу, отцепляем полуприцеп и продолжаем тест, буксируя только одиночный тягач. Максимальная скорость почти не изменилась, а расход топлива уменьшился до 42,2 л/100 км; разгон до 60 км/ч, соответственно, тоже улучшился: 43,0 с. На дороге такой автопоезд не будет помехой, что приятно отметить.
Мотор - рядная «шестёрка» |
Никаких претензий к сцепке эвакуатора и буксируемого автопоезда у нас не было, всё отлично. За время работы эвакуатору приходилось буксировать автопоезда массой до 40 т на расстояния до 700 км в течение нескольких суток.
В заключение добавим, что кабина эвакуатора оснащена всем необходимым оборудованием, а именно: установлена радиостанция КВ-диапазона, приличная аудиотехника, кондиционер, автономный подогрев кабины, подогрев двигателя к нужному времени и т.п.
Вообще, как многоцелевой тягач, предназначенный как для доставки поврежденных автомобилей, так и их грузов, наш эвакуатор очень привлекателен для потенциального заказчика услуг по эвакуации или буксировке, в первую очередь благодаря хорошей грузоподъёмности и наличию большого количества дополнительного оборудования, а также довольно низким расходом топлива и большим сроком службы.
Редакция благодарит руководство фирмы «Скан-Юго-Восток» за предоставленный для теста эвакуатор.