Опубликовано: ГП 03-2007

Грузовики Changan SC1021CD2

М. Шелепенков, фото автора

Антомология

В калейдоскопе китайских автомобильных марок порой очень сложно разобраться. После каждой выставки в голове образуется каша из "лонгов", "кингов" и "яней". А через месяц-другой уже и не вспомнишь, какие там автомобили рассматривал, тем более что за это время на рынке появляются несколько новых марок. И только китайские грузовички с русифицированными торговыми названиями "Скарабей" и "Ант" (вольная транскрипция английского слова "муравей") запомнились мне после летнего московского автосалона.

Метаморфозы

Оказывается, "Скарабей" и "Ант" – автомобили одной китайской марки Changan (Чаньянь) со сложными цифровыми и буквенными индексами, которые потребителю запоминать совершенно ни к чему. Намного понятнее названия, написанные по-русски. "Скарабеи" и "Анты" могут быть в двух комплектациях. Например, автомобили семейства "Ант" продаются в России с двумя вариантами бензиновых двигателей рабочим объемом 1012 см3 и 1310 см3, мощностью 53 и 82 л.с. соответственно. С меньшим объемом двигателя это "Ант-1", а с большим "Ант-2".

"Скарабеи" первой и второй комплектаций различаются двигателями ("Скарабей-1" оснащают 65-сильным дизелем, а "Скарабей-2" двигателем мощностью 82 л.с.), но у автомобилей "Скарабей-2" при этом увеличенная база и кабина со спальным местом.

Оба семейства китайских грузовичков заявлены в России как однотонные, но реально их грузоподъемность выше. "Ант" вполне может перевозить до полутора тонн груза, а "Скарабей" с его мощной рамой, усиленными рессорами и грузоподъемными шинами вполне может осилить до трех тонн груза. Не будем вдаваться в юридические тонкости этого вопроса, но потребителю от этого есть прямая выгода. Официально однотонные автомобили относятся к категории "B", ими можно управлять с "легковыми правами" в кармане и въезжать, например, в центр Москвы без специального пропуска. При этом автомобили будут иметь двух-трехкратный запас по прочности относительно заявленной грузоподъемности.

Особенно порадовали большие кнопки управления светом фар и включения аварийной сигнализации

"Скарабей"

На фоне других "азиатов" автомобили семейства "Скарабей" почти не выделяются. Небольшая кабина над двигателем, раскосые фары и сложной формы боковые стекла в дверях – все как будто делается по одному стандарту. Единственная деталь, по которой эти автомобили можно сразу идентифицировать в потоке, – это большая хромированная надпись на передке "Changan".

В кабине "Скарабея" азиатские стандарты соблюдены меньше. Никаких кожаных рулей и приборных панелей "под орех" нет. В отделке кабины присутствует дешевый пластик двух цветов. В нашем случае бежевых оттенков, что с эстетической точки зрения может и оправданно, а с практической нет – на этом пластике всегда будет видна любая грязь. Приборная панель выглядит очень уж скромно и оставляет чувство незавершенности. Хотя по сравнению с некоторыми китайскими автомобилями она выполнена более качественно: панели не перекошены и "саморезы" во все стороны не торчат. Эргономика тоже вполне приемлема – все необходимые органы управления под рукой и доступны с места водителя. Из отделки интерьера особенно порадовали большие кнопки управления светом фар и включения аварийной сигнализации на приборной панели – помимо функционального значения на них возложили еще и эстетические функции.

Удобно устроиться на водительском сиденье можно. Само по себе оно неплохое, только простенькое и с минимальным количеством регулировок, как и регулируемая по наклону рулевая колонка перемещается лишь на пару сантиметров. По сути, толку от всех этих регулировок нет совсем – хорошо, что хоть изначально посадка за рулем задана правильно. Рычаг переключения передач расположен около водительского сиденья – нет необходимости к нему тянуться, но нечеткая работа рычага КП с тросовым исполнительным механизмом и нестандартная схема переключения делают работу с ним несколько утомительной.

Комбинация приборов "Скарабея" самая простая. Шкала тахометра хоть и присутствует, но самого его нет

Из нейтрального положения свободно вверх и вниз включаются две самые высшие передачи, а чтобы включить первую или вторую, рычаг нужно сильно отклонять влево и только после этого производить включение низших передач.

Поразило, что при таких габаритах и большой теоретической грузоподъемности "Скарабей" не комплектуют гидроусилителем руля. Этому автомобилю он просто необходим, иначе при маневрах о комфортабельности управления можно не говорить. Возможно, что импортеры автомобилей Changan будут самостоятельно устанавливать на "Скарабеи" гидроусилители руля, естественно, после получения всех соответствующих разрешений. По крайней мере, такие планы есть.

В целом, если не считать небольших проблем с переключением передач и неожиданных силовых упражнений с рулем при маневрах на минимальной скорости, "Скарабей" показал себя вполне работоспособным коммерческим автомобилем приемлемого качества.

"АНТ"

У "Анта" на передке та же эмблема производителя, что и у "Скарабея", но это совсем другой автомобиль. Его бензиновый двигатель расположен под сиденьями водителя и пассажира, хотя у машины полукапотная компоновка. Во-первых, такое расположение силового агрегата выигрышно с точки зрения распределения массы автомобиля по осям, ведь двигатель находится практически посередине. Во-вторых, он в кабине не занимает много места, что при минимальном переднем свесе позволило освободить внизу пространство для ног экипажа. Полукапотная кабина, копирующая Suzuki Supercarry 1999 года серии DA32, кажется более безопасной, хотя бы психологически.

Через внутренний капот водитель может проверить уровень масла в двигателе или долить охлаждающую жидкость в радиатор, не покидая рабочее место в кабине

В паспортных данных автомобиля заявлено, что она трехместная. Но троим в ней тесно, поместятся только двое, да и то с ограничениями. Дело в том, что двери на "Анте" открываются на малый угол, а при максимально отодвинутом назад сиденье коленки водителя упираются в панель приборов.

Панель в "Анте" сделана толковее, чем на "Скарабее". Менее маркий серый пластик хорошо сочетается с темным обрамлением комбинации приборов, под которой помимо блока управления отопителем размещены штатная магнитола, пепельница и прикуриватель.

Интересно, что при маленьких размерах рулевого колеса машина легко управляется без дополнительных усилителей. Переключение передач на "Анте" более четкое и легкое, а необычной формы рычаг КП с большим набалдашником способствует приятной работе с коробкой. Бензиновый двигатель небольшого объема (на тесте была машина с объемом двигателя 1012 см3) на практике оказался очень шустрым и тяговитым. Порожняя машина буквально "выстреливала" в уличном потоке автомобилей. Конечно, с легковушками ей не сравниться, но "ГАЗели" и подобные автомобили "Ант" легко оставлял позади.

По дизайну и ездовым качествам "Ант" производит лучшее впечатление, чем "Скарабей". Выигрышно смотрится и цена "Анта" на фоне других подобных автомобилей. И был бы он просто бесценной находкой для коммерсантов, если бы не тесная кабина. Ее бы удлинить на 20–30 сантиметров, и все проблемы с внутренним пространством сразу были бы решены. Эй, производители, а слабо специально для российского рынка сделать кабину на Changan SC1021CD2 несколько длиннее?

Каракас для тента сварен из толстых прямоугольных труб и прикручен к бортам болтами надежно! Только почему-то не покрашен и не обработан

Нет худа без добра

Продажи "автонасекомых" начались сравнительно недавно. Первые автомобили нашли своих владельцев в начале осени прошлого года. За прошедшее время в России продали почти сто Changan. Машины уже можно встретить на улицах Москвы, Нижнего Новгорода, Краснодара, Ярославля и других крупных городов. Самое главное, что дилеры стараются не только продавать Changan, но и организуют сервисное обслуживание в тех городах, где появляются эти автомобили, ведь гарантийные обязательства на них действуют в течение 2 лет или до пробега в 50 тыс. км, что наступит раньше. Тут уж обойтись без авторизированного сервиса никак не получится, а то у клиента пропадет гарантия.

Как показала практика, наибольшим спросом у отечественных потребителей пользуются автомобили "Скарабей-2". Это понятно: более мощный двигатель и кабина со спальным местом делают эту машину универсальной – и для городских перевозок годится, и на трассу "в дальний бой" выйти можно. Тем более, что у ближайших конкурентов машины с таким набором качеств пока отсутствуют. Чуть отстают по объему продаж автомобили только городского применения – "Скарабей-1", которые потребителю кажутся более надежными и классическими по сравнению с "Антами". Но на наш взгляд, за теснотой кабины и непривычной компоновкой "Антов" потребители не видят главных качеств "муравьев" – небольшие габариты автомобиля при большой грузоподъемности и вместимости кузова, более качественное исполнение всего автомобиля и шустрый, но экономичный бензиновый двигатель. Однозначно "Ант" больше приспособлен к сутолоке городов, с часто ограниченными возможностями для маневров, необходимостью интенсивных разгонов и не менее интенсивных торможений.

Двигатель у "Анта" сильно наклонен на бок – такая компоновка

Конечно, у "китайцев" есть недостатки. Все-таки автомобили изначально создавались для азиатского рынка, совсем с другим менталитетом потребителей. Так, совершенно негодными в России оказались "родные" китайские аккумуляторы. Плотность электролита в них такая, что, кажется, в них залили воду. Да и сами аккумуляторы без антивандальной защиты расположены открыто. Они одинаково доступны как для недоброжелателей, так и для грязесолевой "каши" наших дорог. Поставить на автомобили закрытые аккумуляторные отсеки, совмещенные в одном блоке с инструментальными ящиками, – в самых ближайших планах поставщиков автомобилей Changan в Россию.

Есть и другие нарекания. Так, на "Скарабеях" реле стартера закреплено прямо на раме автомобиля, под аркой правого переднего колеса, и на него постоянно летят грязь и вода. В ближайшее время реле уберут в специальную герметичную коробочку. Владельцы "Скарабеев" жалуются на недостаточно хорошую работу штатного отопителя салона – в зимнее время на холостых оборотах дизель долго не прогревается до рабочей температуры и быстро остывает при выключении. В городе при постоянных остановках тепла в кабине "Скарабея" можно вообще не дождаться. Зато даже при низких температурах окружающего воздуха дизельный двигатель "Скарабея" легко запускается без дополнительных манипуляций. Для теста фургон "Скарабей" мы забирали с общей стоянки товарных автомобилей, подготовленных к продаже, при температуре –20 °С. И после нескольких дней стоянки, после морозной ночи автомобиль завелся легко.

Бич всех азиатских автомобилей – открыто установленные аккумуляторные батареи

На первый взгляд претензий к машинам многовато, но они касаются легко устранимых "мелочей". А основные агрегаты и системы автомобилей работают нормально. Правда, в связи с небольшим опытом эксплуатации автомобилей Changan в России невозможно что-то сказать об их ресурсе, но это дело временное. Главное, что клиенты, которые эксплуатируют несколько автомобилей Changan, возвращаются покупать новые.

Вместо эпилога

Постепенно знакомясь с китайскими коммерческими автомобилями, представленными на российском рынке, я прихожу к выводу, что машины, поставленные на производство в Поднебесной в прошлом году, на "голову" лучше тех, производство которых осваивалось два-три года назад. Это лишний раз подтверждает тот факт, что наши восточные соседи учатся быстрее нас с вами. Пройдет совсем немного времени, и мы перестанем относиться к китайским автомобилям с настороженностью – они станут нашей повседневностью….

Автомобили для тест-драйва предоставлены нижегородской компанией "ИСТ-АВТО ЦЕНТР". Тел. (8312) 63-76-36

Комментировать ... >>