Схема
В кабине водителя по сравнению с Daily мало что поменялось.
Планировка салона четырехрядная.
Под капотом дизель мощностью 146 л.с.
Задняя пневмоподвеска автобуса значительно улучшает комфортабельность поездки. |
Производитель: ПГ «Самотлор-НН»Модель: 3242 «Перспектива»Начало продаж в России: 2008 г. Создать выразительный и запоминающийся автобусный образ невероятно трудно. Это вам не легковой автомобиль, с его бесконечными вариациями формы и содержания. Архитектоника автобуса всегда стремится к самой рациональной форме – форме кирпича, и тут уже не до полtта фантазии. Хотя бывают приятные исключения, такие как новый автобус от «Самотлор-НН»!
Кашу маслом не испортишь К реализации этого проекта на «Самотлоре» шли давно. За последние несколько лет создали десяток концепт-каров, тем самым наработали конструкторскую школу и набили руку на дизайне, но все это было не то... Основная причина неудач в отсутствии подходящего для автобуса шасси. «Валдайское» слабовато, а «камазовское» слишком грузовое, неплохо себя зарекомендовало шасси ТАТА, но индусы так долго раскачивались с поставками, что нижегородцы просто устали их ждать. А идея выпустить собственный автобус не умирала...Некоторое время назад у «Самотлора» появился новый и серьезный партнер – IVECO. Все уже знают о планах их совместного предприятия «Saveco» выпускать на новом заводе в Семенове до 25 тыс. коммерческих автомобилей IVECO-Daily. А раз так, то у «Самотлора» наконец появилась собственное шасси под автобус, благо в модельном ряду IVECO-Daily имеется подходящее по характеристикам шасси, полной массой 6,5 т и задней пневматической подвеской (передняя у всех Daily торсионная).Оценив открывшиеся возможности, на «Самотлоре» в 2007 году буквально за пару месяцев создали для IVECO-Daily свой автобусный кузов («ГП», № 11, 2007 г.) и показали две такие машины в августе на выставке «Интеравто». В отличие от традиционных переделок фургонов в пассажирские машины, у тех автобусов со специальными кузовами был ряд преимуществ – пассажировместимость, безопасность и долговечность. Но, у опытных машин передок оставался стандартным от Daily, поэтому внешне машины на зрителей не произвели никакого эффекта, и автобусы остались почти незамеченными публикой.
Чем мы хуже итальянцев? Урок быстро усвоили. И в Нижнем Новгороде задались целью создать машину, не уступающую по характеристикам ранним опытным образцам, но с яркой и запоминающейся внешностью. Как раз в это время на работу в компанию в качестве конструкторов были приглашены молодые и талантливые ребята из Нижегородского политехнического университета. У одного из них – Алексея Белякова – помимо конструкторской жилки оказалось еще дарование... он с детства рисовал автомобили. Ему и доверили сделать первые наброски нового автобуса.Сказать, что у него все получилось – ничего не сказать! Даже в первом карандашном рисунке уже четко просматриваются черты будущей машины, а в процессе кропотливой коллективной работы над стайлингом, внешние формы обрели свой законченный вид. Можно спорить, насколько автобус красив или грациозен, но самобытности и яркости образа у него не отнять. Конечно, в процессе работы над дизайном была некоторая оглядка на работы итальянских мастеров, оттого и просматриваются в нем черты итальянской школы автомобильного дизайна. Но, во-первых, автобус ничего в точно не копирует, более того, найдены неприменяемые ранее дизайнерские приемы, во-вторых, не будем забывать, что в основе автобуса итальянское шасси, так зачем же уходить от корней? Удивительно другое: у Алексея, не имеющего, кстати, художественного образования, это первая работа в автомобильном дизайне, и сразу такая удачная.С практической точки зрения эффектный дизайн немаловажен – такой автобус не затеряется среди конкурентов и требовательный клиент скорее всего отдаст свое предпочтение именно ему. Почему? А представьте себе гостиницу или санаторий, который будет обслуживать такой броский лайнер, разве это не дополнительная реклама владельцу? Или вообразите перевозчика, у которого на междугородной линии работают только такие автобусы, клиент его будет видеть за три версты!
Коррозии сказали – нет! Новый автобус интересен не только дизайном, но конструктивно. Каркас кузова традиционный – сварной из труб прямоугольного сечения, а вот в его обшивке нет ни одного металлического листа – все из стеклопластика. И крыша у автобуса особенная – из сэндвич-панелей Haida: два алюминевых листа, между которыми проложена шумоизоляционная прослойка. Долговечность такого кузова неограничена, тем более что трубы металлического каркаса имеют дренажные отверстия, через которые они обработаны антикоррозионным покрытием, а снаружи каркас покрыт в два слоя грунтовкой.Почти вся внутренняя отделка кузова собственного производства (отопители, эвакуационные люки и т. д.), но хватает и покупных изделий: стекла с неподалеку расположенного Борского завода, светотехника Hella, электромеханические приводы дверей и сиденья родом из Турции.Шасси IVECO-Daily65C15 взято без изменений, что облегчит в будущем его эксплуатацию, обслуживание и снабжение запасными частями. Дизельный двигатель (146 л.с.) уже сейчас отвечает экологическим нормам Euro 4, коробка передач роботизированная, но в «базе» скорее всего будет обычная 6-ступенчатая механика.На постройку первой машины, считая от эскизного проекта до выезда готового автобуса за ворота предприятия, ушло всего четыре месяца. Впрочем, темпы работы «Самотлора» над новыми машинами давно уже стали притчей во языцех.
По полям, да по взгорьям Не каждый день автопроизводители решаются заранее приподнять завесу со своих перспективных разработок, да еще перед журналистами. Чтобы решиться на такой шаг, нужно быть совершенно уверенными в правильности выбранного пути. «Самотлор» не только показал в действии свой новый автобус, который в рабочем порядке назвали «Перспектива», но и позволил наиболее дотошным журналистам буквально оосмотреть каждый сантиметр машины и, конечно, опробовать его на ходу. А для полноты впечатлений в качестве сопровождения выделили обычный «фургонобус» (переделка цельнометаллического фурона в автобус) IVECO-Daily с подобной комплектацией салона. Мол, господа журналисты, сравнивайте и делайте выводы.И мы сравнили. В обычном Daily 18 мест, а в «Перспективе» – 31, при том, что длина последнего увеличилась всего на 1,5 м. Это достигнуто за счет большей ширины автобуса и соответственно четырехрядной планировке сидений, вместо трехрядной. Несомненно, стал более удобным вход для пассажиров – не через низкий и узкий (особенно в верхней части) дверной проем передней двери цельнометаллического фургона, а через нормальную автобусную дверь с автоматическим приводом и низкой подножкой.Правда, водитель теперь ощущает себя в такой машине по-автобусному, этому способствует более широкий кузов, огромное ветровое стекло и, конечно, отсутствие собственной двери по левому борту. Но в остальном обстановка вокруг водителя не изменилась – панель приборов и основные органы управления достались от Daily. Неплохо обстоят дела и с обзорностью, здесь установлены огромные зеркала заднего вида от дальнобойного тягача IVECO Stralis и в дополнение камера заднего вида с монитором перед глазами водителя.Единственное, с чем мне не приходилось сталкиваться на Daily, – это с роботизированной КП, когда водитель рычагом лишь задает команду на переключение передачи, а само переключение происходит автоматически. Сначала перед каждым переключением я пытался по привычке сбрасывать «газ», но потом быстро понял, что этого делать не надо. Как только обороты двигателя показались завышенными, достаточно просто толкнуть рычажок от себя, не убирая ноги с педали «газа» и переключение произойдет само, а обороты двигателя снизятся. Можно так же переходить на нижнюю передачу, и в этом случае отчетливо слышно, как двигатель сам повышает обороты исходя из включенной передачи и скорости движения в данный момент. Хотя при торможении коробка «обучена» самостоятельно перебирать передачи вниз, независимо от участия водителя, и будьте уверены, остановится на нужной. Таким образом, при новом разгоне водителю остается лишь командовать рычажком на включение передач вверх. Удобно, но можно с этим не заморачиваться вовсе, переведя положение КП в автоматический режим.Первое, на что обращаешь внимание при движении, – плавность хода. Это заслуга задней пневмоподвески, кстати, штатно устанавливаемой на одно из шасси IVECO-Daily. На этом же шасси установлен карданный вал с промежуточной опорой, что тоже снижает ненужные вибрации на кузове. Так что по комфортабельности поездки «Перспектива» в своем класе не имеет себе равных, а это одно из главных конкурентных преимуществ. Способствует пневмо- и торсионная подвеска малым кренам автобуса в поворотах. Несмотря на то что «Перспектива» выше и шире обычного Daily, повороты на скорости она проходит намного стабильнее.
Перспективы «Перспективы» Показанный журналистам автобус выполнен в пригородном варианте, но на этой базе возможно туристское исполнение, а при небольших изменениях кузова (вторая полноценная дверь, более простые «жесткие» сиденья) автобус можно использовать в качестве маршрутного такси. Прорабатываются варианты «Перспективы» с короткой базой или низким уровнем пола в задней части, для обустройства места для перевозки инвалидной коляски.Что касается более конкретных планов, то в августе, на автосалоне в Москве, автобус будет представлен широкой публике и сразу после этого уйдет на сертификацию в Дмитров. Не дожидаясь окончательных результатов испытаний, в Семенове уже будут готовить под него производственные площади, и не исключено, что уже до конца года мы сможем увидеть товарные автобусы модели 3242.Отдельный вопрос о цене. Сейчас еще рано оперировать абсолютными цифрами, но, как уверяет генеральный директор ПГ «Самотлор-НН» Николай Сандугей, цена автобуса IVECO-Daily в новом кузове возрастет не более чем на 30%. На сегодняшний день это составляет: 41 300 евро + 30% = 53 690 евро. Много это или мало? Давайте вспомним цену менее вместительного и менее выразительного внешне «фургонобуса» Mercedes-Benz Sprinter, и все сразу встанет на свои места.
Редакция благодарит компанию «Самотлор-НН» за предоставленный на тест автобус: (831) 298-13-71.
|