«Орленок» учится тягать
Седельный тягач FAW CA4180P66K2
Сегодня я впервые в жизни выучил иероглиф!!! А что делать, позвольте спросить? Скоро знание китайского языка станет одним из неотъемлемых требований к "грузовым" журналистам. Ведь мы становимся живыми свидетелями истории. Еще год назад словосочетание "тягач из Поднебесной" звучало как неуместная шутка, теперь это головная боль всего российского автопрома.
Перед нами седельный тягач FAW CA4180. Заметно, что "орленок", ставший символом китайской корпорации FAW, возмужал. Теперь это уже не птенец, делающий робкие попытки перемещать грузы из точки А в точку В, а молодой хищник, пробующий свои силы в настоящей схватке. Ему еще очень-очень далеко до вожака стаи, но и мириться с насмешками орел по имени FAW явно не намерен.
Все говорит о том, что магистральный тягач заточен под российский рынок. Начиная от инструкции по эксплуатации на русском языке (но читать ее пока сложно из-за обилия грамматических ашипак и очепяток) и заканчивая усиленной рамой. И самое главное доказательство нацеленности именно на Россию – соответствие автомобиля экологическим нормам Euro 3. Как известно, в Китае об экологии пока не очень пекутся и для местного рынка выпускают моторы с нормами, близкими к стандарту "минус Euro 3". А если уж машину агрегатируют двигателем с нормами Euro 3 – ей прямая дорога в Россию.
Глаз как у орла
Интерьер смотрится очень изящно |
Оценивать внешний вид автомобиля – дело неблагодарное. Кому-то он нравится, а у кого-то вызывает раздражение. Сколько людей – столько мнений. Но что можно сказать однозначно – стайлинг тягача FAW CA4180 выделяется из общей массы грузовиков не только ярко-красной окраской, но и неординарным, агрессивным и авангардным дизайном. Практически полное отсутствие прямых линий, изогнутая задняя стенка кабины, многосекционный передний бампер причудливой формы – все это выдает амбиции дизайнеров сделать не просто дешевую машину с определенными техническими характеристиками, а попытку угадать желания потребителей и понравиться, наконец.
Радует, что при этом производитель не страдает излишним самомнением. В Китае огромное количество заводов, выпускающих грузовые шины, но на тягаче FAW CA4180 установлена резина Hankook китайского производства. То есть речь уже не идет о создании дешевого грузовика из копеечных компонентов. Конструкторы попытались создать грузовик, конкурентоспособный не только из-за цены. Для лучшей управляемости, плавности хода, ресурса и т. д. на машину установили шины приемлемого качества. В общем, при первичном внешнем осмотре к FAW CA4180 претензий не возникло. Зачет!
Рычаг КП разместился прямо на силовом агрегате |
Мастер-класс профессионального волшебства
Надо признать, что китайские автомобилестроители заставили все-таки изменить мнение о своей продукции и об отрасли в целом. И если у них есть свой профессиональный праздник, какой был когда-то у нас, а теперь уже, наверное, забытый День автомобилестроителя, отмечаемый в последнее воскресенье октября, то хотелось бы поздравить их с удивительными достижениями. Думается, тот объем материала о китайских грузовиках, размещаемый на страницах нашего журнала, дает на это право, к тому же порой кажется, что даже в самом Китае о них рассказывается значительно меньше.
В первые минуты знакомства с седельным тягачом FAW CA4180 могло на самом деле показаться, что произошло чудо. Для очистки совести надо признаться, что отношение к автомобильной элите в китайском исполнении было предвзятым, причиной тому стал седельный тягач JAC РАС4181 KR1, с которым я познакомился полтора года назад. Если лев считается царем зверей, то седельный тягач, несомненно, является королем автомобилей и дорог, а в исполнении JAC это выглядело лишь жалкой пародией на такое высокое звание. Вызвать интерес у потребителя такой седельный тягач мог при условии, что его стоимость в полтора раза ниже, чем у отечественных аналогов, только при таком раскладе компромисс с его потребительскими качествами имел бы смысл.
У тягача рядный шестицилиндровый турбодизель (350 л.с.) |
Чтобы представить уровень его расхода топлива, можно предложить читателю поучаствовать в одной ролевой игре: взять седельный тягач JAC 4181 в сцепке с полуприцепом и распространенной сейчас табличкой "ПУСТОЙ" за ветровым стеклом, затем перецепить полуприцеп на тягач Меrсеdеs-Benz 1840 LS Actros, убрать табличку и загрузить в полуприцеп порядка одиннадцати тонн груза. В результате в отношении расхода топлива ничего не изменится, а Actros был выбран для сравнения по той причине, что мы располагаем результатами его испытаний с такой промежуточной загрузкой (см. таблицу).
Если продолжить нашу игру и перецепить груженый полуприцеп на седельный тягач FAW CA4180, то расход топлива по сравнению с JAC существенно не изменится. А вот потребительские качества FAW 4180 улучшились. Как подобная метаморфоза стала реальностью, да еще в такие сжатые сроки – вот что должно стать наглядным учебным пособием для российских ведомств, отвечающих за развитие нашей экономики. Им не нужно ничего изобретать и даже думать, а лишь воспользоваться китайским же методом клонирования, только на этот раз самого процесса клонирования. В противном случае автомобильную промышленность России ждет печальная участь производства бытовой электроники, которая официально отдана на заклание зарубежным производителям, а понятие "российский седельный тягач" станет таким же нелепым, как "российский мобильный телефон".
С нижней спальной полки можно дистанционно управлять магнитолой и кондиционером |
Внутренний обзор кабины тоже оставил приятные впечатления, хотя умолчать об "играющих" панелях отделки просто невозможно. Некоторые детали (например, крепление верхней спальной полки или замок складывающейся лесенки) создают впечатление декоративных, игрушечных. Достаточно один раз приложить усилие чуть больше положенного – и... брюки превратятся в элегантные шорты!
Но это уже претензии к качеству сборки, а вот что касается проработки интерьера FAW CA4180 – почти "европеец". По крайней мере, можно сказать, что по сравнению с отечественными тягачами в FAW бытовые приборы – на уровне. Даже не будем упрекать КамАЗы в отсутствии кондиционера и стереосистемы, электростеклоподъемников и электрических регулировок зеркал заднего вида в базовой комплектации. С этим уже все смирились. Но неужели так сложно по примеру китайских коллег разместить в салоне достаточное количество "бардачков", карманов и ниш для мелочей.
Теперь про МАЗы. Даже в тягачах с новой кабиной ступеньки доступа в кабину открыты. Эта мелочь доставляет массу неприятностей – ступеньки постоянно грязные, зимой и в дождь скользкие. Кроме этого повышается шумность в кабине. Если же дверь имеет дополнительный щиток, закрывающий ступеньки, как на большинстве европейских тягачей и (как это ни парадоксально) на FAW CA4180, комфорт за рулем повышается значительно. Почему-то китайским конструкторам известно, что большинство российских дальнобойщиков предпочитают ездить в легкой домашней обуви, и если ступеньки закрываются, туфли или сапоги не надо нести в салон. Их достаточно оставить на ступеньках, прижать щитком двери, а при выходе снова надеть.
В "бардачках" – бардак! Кроме блока предохранителей там практически ничего не поместится |
Казалось бы, этой мелочи даже не стоит уделять столько места на страницах журнала. Но из таких моментов и создается комфорт водителя, тем более дальнобойного тягача. К сожалению, отечественным автомобилестроителям не до этого.
Что уж в таком случае говорить о современной информативной передней панели, водительском кресле на пневмоподвеске и широком диапазоне регулировок рулевого колеса. Вот только на пассажирском кресле почему-то конструкторы решили сэкономить – оно совершенно не подрессорено, что доставляет некоторые неудобства для попутчика или второго водителя.
В большинстве случаев обслуживание грузовика начинается с подъема кабины. И тут FAW CA4180 даже превзошел ожидания. Пожалуй, это первый в моей практике китайский грузовик с системой электрического подъема кабины. Просто включаешь зажигание, переводишь флажок в положение "Подъем" и нажимаешь кнопку, размещенную на привычном месте – за кабиной справа. Там же разместили запасной дублирующий гидроцилиндр ручного подъема кабины, так что даже в случае неожиданной поломки электрических "наворотов" кабину можно будет без проблем поднять. Или опустить. Вот это да-а! Даже не буду проводить никаких аналогий с российской техникой. Просто пойду и выучу еще один китайский иероглиф. Пригодится.
Модельный ряд J6
FAW CA4180P66K2 |
FAW – первый в Китае автомобильный завод, был основан в 1953 году в Чанчуне при тесном содействии СССР. В 1956 году предприятие выпустило первые лицензионные ЗИС-150 – грузовики Jeifang CA-10 (Цзефан*). Проходная завода полностью идентична проходной ЗИЛа, а персонал проходил стажировку в СССР и в местном техучилище с советским преподавательским составом.
На данный момент концерну China First Automotive Works Group Corporation принадлежит 28 заводов и такие бренды, как Xiali (Сяли), Hongqi (Хунцы) и Jiaxing (Цзясин). Модельный ряд грузовых автомобилей подразделения FAW Jiefang Automobile Co., Ltd. состоит из шести серий, делимых по назначению. Магистральные тягачи J6 занимают верхнее положение в производственной программе FAW. Выпускают пять моделей. Серию J6 комплектуют одним типом кабины, специально разработанной только для этой гаммы, и турбодизелями FAW CA6D.
* Все китайские названия даны на основе официально принятой в России системы записи Палладия, принятой на основе системы Пиньин, используемой в торговом и деловом обороте. – Ю.П.
Кстати, сначала мне показалось странным, что для подъема кабины необходимо включать зажигание. Выходит, все время обслуживания машина будет находиться в "повышенной боевой готовности". Так и до неприятностей недалеко. Но после стало очевидно, что это решение имеет разумное зерно. Ведь если кабина будет подниматься без ключа в замке зажигания – каждый, кому не лень, сможет поднять кабину. А мальчишки, вероятно, во время стоянки баловались бы с этой опцией до полной смерти аккумуляторных батарей.
FAW CA4250P66K22T1A1 |
Можно отметить ниши для ног на переднем бампере тягача – протереть ветровое стекло не составит проблем. А передняя буксировочная проушина вообще очень элегантно прикрыта пластмассовым кожухом, что делает внешний вид автомобиля вполне современным. Никакого железа, только пластиковые детали обшивки.
Что ж, пора попробовать FAW CA4180 в деле. Для этого необходимо как минимум прицепить к тягачу полуприцеп. Надо сказать, сначала были некоторые сомнения. Подойдет ли китайское седло к российскому полуприцепу, совпадут ли разъемы пневмошлангов и проводки – ясности не было. Даже дилеры признались, что еще ни разу не цепляли полуприцеп к тягачу. Но как оказалось, китайцы прекрасно все рассчитали. Благодаря пневматической подвеске тягача мы смогли зацепить шаланду за считанные минуты. Подсоединение шлангов тоже не доставило никаких проблем. Тягач к работе готов!
Полетели
Управлять задней пневматической подвеской можно прямо из кабины |
Итак, поворачиваем ключ в замке зажигания и... ничего не происходит. Повторяем попытку – тишина. В чем дело? Оказывается, на машине установлено реле, блокирующее работу стартера, если автомобиль стоит на передаче. Двигатель запускается только при нейтральном положении рычага КП. Опять же – мелочь, но если такая опция хотя бы один раз предотвратит непроизвольный старт автомобиля, ее установка уместна.
Запускаю двигатель, включаю вторую передачу – поехали. Тягач, бодро срывавшийся с места без полуприцепа, в сцепке общей массой 31 т заметно умерил пыл. Машина трогается с места медленно, без рывков. Уже при 2000 оборотов пора переключаться, дальше "крутить" мотор нет никакого резона. И тут начинается волокита с бесконечным переключением передач. По трассе, конечно, двигаться на сцепке очень комфортно, но в городских условиях тащить груженый полуприцеп при мощности мотора 350 "коней" проблематично. Мало того что к схеме переключения надо привыкнуть, так еще и разгон до нужных оборотов происходит так медленно, что впору забыть, на какой передаче двигаешься. Тут, конечно, не помешал бы электронный помощник. Я уж не говорю о бортовом компьютере, рекомендующем, какую передачу выбрать, как, например, на Renault Lander. Но могли бы "друзья-китайцы" хоть на панель приборов вывести информацию о том, какая передача включена в данный момент.
Кабина очень высокая. Даже на центральном тоннеле можно стоять в полный рост |
Включить такую опцию в комплектацию для китайских производителей – пара пустяков, а практическая польза была бы огромная. Начиная с уменьшения расхода топлива и заканчивая увеличением ресурса КП и силового агрегата.
Незадолго до теста тягача мы испытывали четырехосный самосвал фирмы FAW (материал читайте в ближайших номерах "ГП"), на котором была установлена аналогичная с тягачом 9-ступенчатая КП Eaton, но несинхронизированная. На ее фоне работа синхронизированной коробки передач тягача показалась просто сказкой. Четкие включения без заметных усилий, малые ходы. Если и случались небольшие закусывания, то их можно списать на непройденную обкатку. После первого ТО и замены масел, по нашим прогнозам, КП будет работать великолепно. Отчасти четкость включения передач объясняется отсутствием тросового привода – рычаг КП расположили непосредственно на силовом агрегате. Но у такой конструкции есть и ощутимый минус в кожухе, отделяющем кабину от двигателя: буквально вырезана дырка для рычага КП. При такой конструкции добиться хорошей шумоизоляции просто невозможно.
Еще одна уже стандартная фишка китайского автопрома – наличие моторного тормоза. Но его работа всегда настолько малоэффективна, что совершенно непонятно, в каких случаях уместно применение торможения с помощью этого устройства. В очередной раз мы убедились, что моторный тормоз устанавливают скорее "для галочки" в списке дополнительного оборудования, нежели для реальной практической пользы.
Буксировочная проушина спрятана за пластиковой накладкой |
Понятно, что установка "парашюта" для торможения полуприцепом стоит дороже, но от него был бы ощутимый толк. А в данном случае можно только сказать – моторный тормоз есть. Ни больше, ни меньше. Кстати, есть и еще одна особенность конструкции – на тягаче FAW CA 4180 установлены дисковые тормоза и впереди, и сзади.
Приземление
Тягач FAW CA4180 способен реально конкурировать с европейскими тягачами (пока лишь с бэушными) и с новыми МАЗами и КамАЗами. В общем, это уже не продукт погони за копеечной ценой, а полноценный автомобиль. Орел!
Но и тут кроется подвох: как только китайцы сделали более-менее достойный тягач – его цена ощутимо приблизилась к европейским конкурентам. Таким образом, практически нивелировалось основное китайское преимущество – низкая стоимость. И чтобы российский покупатель не отвернулся, китайцы уже готовы подрезать орлу крылья и предложить данный автомобиль в более дешевой комплектации, который явно будет пользоваться большей популярностью, чем протестированный. Значит, нашим водителям опять ездить на копеечной продукции. Жаль. А орел-то хорош!