<<< Назад

Легкий танк Т-70

К. Ушанов, фото автора и С. Уколова
С развалом СССР гонка вооружений двух сверхдержав завершилась. Пошел обратный отсчет: опустели пусковые шахты ракет различных классов и радиуса действия, сократилась численность ВМФ, до предела снизился налет состава ВВС, а самый мощный в мире танковый бронещит стал восприниматься как миф. Заводы ВПК, уволив лучших специалистов в области вооружений, конверсировались на уничижительное производство алюминиевых "орал" – кастрюль, сковородок, вилок и ложек.
Танк Т-70 в музее бронетанковой техники в Кубинке
Танк Т-70 в музее бронетанковой техники в Кубинке
«Интерьер» танкаТ-70: и развернуться негде
«Интерьер» Т-70: и развернуться негде
Комбинация приборов Т-70 такая же, как и на военных «полуторках» горьковского автозавода
Комбинация приборов Т-70 такая же, как и на военных «полуторках» горьковского автозавода
Рабочее место механика-водителя Т-70
Рабочее место механика-водителя Т-70
Ведущий каток больше похож на звездочку, как на мотоцикле
Ведущий каток больше похож на звездочку, как на мотоцикле
Ось заднего поддерживающего катка/ Поддерживающий каток
Ось заднего поддерживающего катка/ Поддерживающий каток
Система гусеничных катков Т-70/ «Запаска»
Система гусеничных катков танка Т-70/ «Запаска»
Блок предохранителей и реле военных времен
Блок предохранителей и реле военных времен
Такой рабочий тормоз был установлен на Т-70
Такой рабочий тормоз был установлен на танке Т-70
Силовой агрегат из двух двигателей ГАЗ-203, сцепления и КП, даже с рычагом переключения
Силовой агрегат из двух двигателей ГАЗ-203, сцепления и КП, даже с рычагом переключения
Даже во время боя радиаторную решетку танка Т-70 закрывали рогожкой или мешковиной: глушитель расположен очень близко
Даже во время боя радиаторную решетку закрывали рогожкой или мешковиной: глушитель расположен очень близко

Вместе с этим был допущен стратегический промах: подкрепленная тотальной шпиономанией секретность военного ведомства в конечном итоге привела к историческому фиглярству и банальной профанации: праздничные открытки 23 февраля и газетные поздравления ветеранов к 9 Мая венчают танки третьего рейха, флагманы флота США, бравые пехотинцы стран НАТО.

Памятуя об избитой максиме – "без прошлого нет будущего", исправлением возникших реваншистских спекуляций занимаются исключительно энтузиасты, восстанавливающие и поддерживающие в надлежащем состоянии былую гордость Советской Армии. Сейчас в подмосковной Кубинке создан уникальный музей бронетанковой техники, в котором представлена бронетехника практически всех стран, участвовавших в Великой Отечественной войне. Именно в этом музее нам удалось увидеть легкий танк Т-70 и попробовать поуправлять им.

Краткая предыстория. В 1920– 1930-х годах специалисты многих европейских стран работали над созданием легких и пехотных танков массой до 15 т. Легкие танки неплохо себя проявили в финской компании 1939 года, и к 1940-му под руководством Н. А. Астрова был создан легкий танк Т-40 массой 5,5 т, оснащенный двумя пулеметами 7.62- и 12.7-мм калибров. На нем впервые в Союзе реализовали в серии индивидуальную торсионную подвеску. Толщина противопульного бронирования варьировалась от 6 до 13 мм.

Однако в первые недели Великой Отечественной войны стало ясно, что противопульное бронирование – слабая защита. В качестве замены предполагался 14,5-тонный танк Т-50, но из-за технологического несоответствия производства оперативно сменить модельный ряд было невозможно.

В инициативном порядке Астров с командой конструкторов за две с половиной недели (!) спроектировали и изготовили в металле первый образец нового танка Т-60 - предшественника Т-70 с усиленным вооружением: 20-мм пушкой и спаренным 7.62-мм пулеметом. Однако и этот вариант не подходил для ведения боя с панцербригадами из-за слабой броневой защиты и постоянных отказов матчасти. Были проблемы у Т-60 и с проходимостью – он не мог двигаться по местности, пригодной для другой бронетехники. Однако машины все равно выпускали, поскольку это был самый легкий и простой путь максимально восполнить тяжелые потери в технике, понесенные Красной Армией в первые месяцы войны.

Интересно, что спустя 60 лет уже нет единого мнения об оснащении этого танка моторами. Так, в иллюстрированной энциклопедии "Танки" Криса Шанта (2004 г.) приведены данные, что этот танк имел два карбюраторных двигателя ГАЗ-203 мощностью 85 л.с. каждый. А "Обозрение отечественной бронетанковой техники" (А.В. Карпенко, 1996 г.) сообщает, что Т-60 комплектовали карбюраторным двигателем ГАЗ-202 мощностью 70 л.с., который, по сути, представлял собой дефорсированную версию 85-сильного ГАЗ-11.

Такая же путаница касается и следующей разработки Астрова, тоже изготовленной в инициативном порядке, – легкого танка Т-70, который создали в конце 1941 года в КБ ГАЗа с учетом опыта Т-60. В одном источнике говорится, что этот танк комплектовали двумя бензиновыми двигателями ГАЗ-202 мощностью 85 л.с. каждый («Танки" того же Криса Шанта), однако в "Кратком руководстве службы танка Т-70" сказано, что двигатель ГАЗ-202 от танка Т-60 на "семидесятку" ставить нельзя. В "Обозрении отечественной бронетанковой техники" (А.В. Карпенко, 1996 г.) и энциклопедии военной техники "Танки и самоходные установки" под общей редакцией С. Ангелова (2000 г.) сообщается о комплектации танка Т-70 бензиновым двигателем ГАЗ-203, который представлял два последовательно соединенных мотора мощностью 70 л.с. каждый. У переднего двигателя индекс ГАЗ-70-6004, у заднего – ГАЗ-70-6005, и они не взаимозаменяемые, так как выводы обвески у них разные.

Тестируемый танк Т-70, восстановленный энтузиастами музея бронетанковой техники в подмосковной Кубинке, был укомплектован двумя карбюраторными двигателями ГАЗ-202 общей мощностью 140 л.с.

Конечно, вооружение боевой машины – пушка калибра 45 мм и спаренный 7,62-мм пулемет опробовано нами не было. К сожалению, во время боевых действий это оружие танка Т-70 было неэффективно против хорошо защищенных немецких танков, но оно значительно превосходило огневые возможности Т-40 и Т-60. На танке Т-70 усилено бронирование, и лобовая броня обеспечивает более надежную защиту от пуль, осколков снарядов и попаданий бронебойных выстрелов калибром до 37 мм.

Экипаж Т-70, как и на предыдущих легких танках, состоит из двух человек, поэтому командиру приходилось выполнять функции наводчика, заряжающего и управлять боем, что не способствовало взаимодействию подразделений и частей на поле боя.

Мы смоделировали вариант "командир танка". Оказалось, что и занимать свое место в неповорачивающейся башне командиру было непросто: быстрая посадка в танк отрабатывалась многократными тренировками, сломанными скулами и выбитыми зубами. А покидать подбитый танк во время боя, видимо, не предусматривалось вовсе.

Мы долго соображали: а каково было механику-водителю во время боевой тревоги? Он должен был запрыгивать в танк раньше командира через башенный люк танка Т-70 и "просачиваться" на свое место, за рычаги, либо залезать через смотровой люк. В любом случае водитель танка Т-70 должен был быть небольшого роста, сухощавым и гибким, как гимнаст. Человек полной комплекции рискует не пролезть на свое рабочее место через башню, а через люк – и подавно.

О комфорте в танке Т-70 говорить не приходится совсем. Особенно при задраенном люке. Командир танка Т-70 ютился на очень маленьком сиденье, похожем на детскую табуретку, и вертелся на нем: заряжал, прицеливался, стрелял, командовал водителем-механиком и глох от воя расположенных буквально под правой рукой двигателей. Экстрим на грани выживания. Впрочем, как и на любой войне...

Командир есть командир, но танком-то непосредственно управляет механик-водитель. Даже с плохой проходимостью, как утверждают официальные источники, танк Т-70 становился маневренным, как юла. И не только потому, что советские танкисты слыли асами своего дела, но и потому, что в бою хотелось выжить. Так говорят ветераны-танкисты.

Непосвященным трудно объяснить волнение, когда оказываешься за рычагами боевой, подбитой, а затем восстановленной бронированной машины на гусеницах с настоящей (пусть и нестреляющей) пушкой "сорокопяткой". Я из того поколения, отцы и деды которого воевали против фашистов, и про войну слышал из первых уст. И хотя отца давно нет в живых, остались фронтовые фотографии и боевые награды – семейные реликвии, которые будут передаваться из поколения в поколение, как и этот музейный легкий танк Т-70.

Управляется танк Т-70, как и любой другой танк или гусеничный трактор, посредством рычагов. Двигаешь одновременно два рычага назад и давишь на педаль "газа" – танк едет вперед. Перебрасываешь рычаги вперед – танк останавливается. Если какой-либо из рычагов оставляешь впереди, а другой тянешь на себя – танк поворачивает либо вправо, либо влево. Есть еще и педаль сцепления, поскольку коробка передач силового агрегата однотипна ЗИС-5 – механическая с рычажным приводом переключений. А как переключать передачи, манипулируя одновременно рычагами фрикционов, – вопрос. У меня это действо удавалось с трудом и медленно. За время, пока я переключал передачи, в реальном бою мой танк подбили бы уже несколько раз.

Так что тренировки экипажа по управлению танком – безусловный путь к успешному ведению боя. Даже трогание с места надо отрабатывать до автоматизма. Прибавил "газу", а рычаги назад перевести не успел – моторы заглохли. Рычаги назад перекинул, но "газу" мало дал или сцепление быстро отпустил – танк ни с места. Прав был великий русский полководец Александр Васильевич Суворов: "Тяжело в учении – легко в бою".

Но уж если танк поехал, то тут надо водителю, как говорится, не зевать. Через смотровой люк Т-70 обзорность плохая, и хотя скорость не очень большая, кажется, что танк мчится. Командир, если производит обзор местности через оптические приборы, а не через открытый люк, ощущает "реактивную" скорость своей боевой машины. Плюс к этому грохот двигателей и трансмиссии, которая тоже расположена открыто. Карданный вал с правой стороны от водителя подходит к редуктору, а от него через привод, который проходит прямо перед механиком-водителем, за комбинацией приборов. В общем, грохот внутри танка стоит неимоверный. Без шлемофона ни водителю, ни командиру никак нельзя. Но не только из-за шума, а еще из-за того, что танк – не легковой автомобиль и даже не грузовик с мягкой отделкой внутри салона. На ходу можно голову разбить о выступающие металлические предметы.

Шум внутри танка очень сильный и разговаривать в нем невозможно. Переговорного устройства в начале Великой Отечественной войны в танках не было. Даже рации не устанавливались. В дальнейшем командирские танки оборудовались радиостанциями 12РТ или 9Р. Как же общались командир танка и водитель-механик? Очень просто: командир имеет "луженую глотку" и орет, а водитель выполняет команды. Есть, правда, еще один способ общения – физический. Например, если надо повернуть направо или налево, то командир ногой стучит рулевого то в правое, то в левое плечо. На себе испытал – очень эффективное управление.

«Болтает" в танке здорово, но восторга меньше не становится, особенно когда сам управляешь этим маленьким бронированным "чудом". Исторические факты свидетельствуют о том, что танк Т-70 принимал участие в великом танковом сражении под Прохоровкой на Курской дуге. Правда, нет сведений о том, сколько "выжило" этих танков в самом кровавом танковом сражении.

Выпускать танк Т-70 перестали в октябре 1943 года. К тому времени танков Т-70 было произведено 8226 штук. К сожалению, в целом эти машины объективно не могли показать в бою блестящие результаты, как это делали средние танки Т-34. Поэтому их использовали в основном для выполнения разведывательных задач и непосредственной поддержки пехоты.

К 1943 году стало ясно, что модель Т-70 исчерпала себя, однако конструкторы решили продлить ее жизнь, создав Т-80. Попытка оказалась безуспешной, и производство легких танков было совсем прекращено, уступив место бронепехотным машинам БТР и БМП.

Тем не менее танк Т-70 остался в памяти нашего народа как легендарный легкий танк в одном ряду со средним легендарным танком Т-34. А самое главное – "живой" в Музее бронетанковой техники. И надо сказать огромное спасибо энтузиастам, которые восстановили этот танк.

Тактико-техническая характеристика легкого танка Т-70
Экипаж, чел
2
Состояние
Принят на вооружение в 1942 г.
Разработчик
КБ ГАЗ
Изготовитель
ГАЗ
Производство
Серия
Боевая масса, кг
9200
Двигатель
ГАЗ/202 (203) х 2
Топливо
Бензин
Мощность, л.с.
85 (70) х 2
Удельная мощность, л.с./т
15,2
Длина х ширина х высота, мм
4290 х 2320 х 2040
Клиренс, мм
300
Бронирование, мм:
 
лоб корпуса
45
лоб башни
35
Среднее удельное давление на грунт, кг/кв.см
0,67
Вооружение:
 
– пушка, калибр, мм
45
тип, образец
ТП, 1938 г.
боекомплект, шт.
90
– спаренный пулемет, калибр, мм
7,62
тип
ДТ
боекомплект, шт.
945
Максимальная скорость по шоссе, км/ч
45
Запас хода по шоссе, км
360
Преодолеваемые препятствия:
высота стенки, м
0,7
ширина рва, м
3,12
угол подъема, град
34
Прицел
ТО (ТОП или ТМФ)
Радиостанция
12/РТ (9Р)
 

Трофеи в тылу врага

Немецкая сторона на раннем этапе войны получила очень много советского вооружения, оно считалось устаревшим и слабым. Однако, завязнув в изнурительном противостоянии с красноармейцами и имея сильное партизанское сопротивление в тылу, немцы не пренебрегали трофеями, и случаи использования военной техники в вермахте не были единичными.

Существовавшая в немецкой армии жесткая типологизация вооружения заставила применять кодовые обозначения и для захваченной советской техники. В германских войсках активно использовались и "семидесятки": танки Pz Kpfw T-70 (r), транспортеры боеприпасов Mun Schl T-70 (r) и тягачи Mun Schl T-70 (r).

 

«Крылатый" танк

Одним из проектов, созданных на базе танка Т-60, является планер КТ («крылья танка", обозначался индексами А-Т, АТ-1 или планер A-40), спроектированный в КБ О.К. Антонова всего за две недели и построенный к лету 1942 года на планерном заводе в Тюмени.

Задание на подобный летательный аппарат Антонов, поддержанный начальником НТК ГБТУ генералом С. Афониным, получил в конце 1941 года. В качестве фюзеляжа использовался корпус танка Т-60, облегченный до 5,8 т (за счет демонтированного вооружения, боекомплекта, фар, крыльев и минимума топлива), а его ходовая часть – в качестве взлетно-посадочного устройства.

Машина предназначалась для переброски легких танков в составе десантов в тыл врага, а также для снабжения ими крупных партизанских отрядов. Полетная масса танка-планера составила 7804 кг, и для буксировки использовали четырехмоторный тяжелый бомбардировщик ТБ-3.

Крылья размахом 18 м и двухбалочное хвостовое оперение были выполнены по бипланной схеме для уменьшения размеров планера. Длина его составляла всего 12,06 м. Тросовое управление подведено к месту механика-водителя танка.

Комментировать ... >>
Чкеш
(22.09.08)
Т-50 не шёл на замену Т-40, это отдельная машина. Безвозвратные потери Т-70 под Прохоровкой в процентном отношение были ниже чем у Т-34. О нём вообще очень хорошо отзывались, немцам к примеру понравилась эргономика места командира.
На танках выпускавшихся серийно двигатель был осгорожен перегородкой, так что нетак шумно было. Производство Т-70 и Т-80 прекратили не изза их плохости, их СУ-76 съела, а их отсутвие возместили ленд-лизовские "валентайны&quo
генерал Чарнота
(16.08.07)
Аффтар, разберитесь с генезисом лёгких танков в СССР.

Потому, что это:
"В 1920– 1930-х годах специалисты многих европейских стран работали над созданием легких и пехотных танков массой до 15 т. Легкие танки неплохо себя проявили в финской компании 1939 года, и к 1940-му под руководством Н. А. Астрова был создан легкий танк Т-40 массой 5,5 т, оснащенный двумя пулеметами 7.62- и 12.7-мм калибров."

и это:
"производст легких танков было совсем прекращено, уступив место бронепехотным машинам БТР и БМП"

- бред.
любитель
(16.08.07)
Вам не понять всей прелести этого танка, гламурные любители мягкой езды с кондиционером.
Loading...