Танк Т-70
С развалом СССР гонка вооружений двух сверхдержав завершилась. Пошел обратный отсчет: опустели пусковые шахты ракет различных классов и радиуса действия, сократилась численность ВМФ, до предела снизился налет состава ВВС, а самый мощный в мире танковый бронещит стал восприниматься как миф. Заводы ВПК, уволив лучших специалистов в области вооружений, конверсировались на уничижительное производство алюминиевых «орал» – кастрюль, сковородок, вилок и ложек.
В месте с этим был допущен стратегический промах: подкрепленная тотальной шпиономанией секретность военного ведомства в конечном итоге привела к историческому фиглярству и банальной профанации: праздничные открытки 23 февраля и газетные поздравления ветеранов к 9 Мая венчают танки третьего рейха, флагманы флота США, бравые пехотинцы стран НАТО.
Памятуя об избитой максиме – «без прошлого нет будущего», исправлением возникших реваншистских спекуляций занимаются исключительно энтузиасты, восстанавливающие и поддерживающие в надлежащем состоянии былую гордость Советской Армии. Сейчас в подмосковной Кубинке создан уникальный музей бронетанковой техники, в котором представлена бронетехника практически всех стран, участвовавших в Великой Отечественной войне. Именно в этом музее нам удалось увидеть и попробовать управлять легким танком Т-70.
Краткая предыстория. В 1920–1930-х годах специалисты многих европейских стран работали над созданием легких и пехотных танков массой до 15 т. Легкие танки неплохо себя проявили в финской компании 1939 года, и к 1940-му под руководством Н. А. Астрова был создан легкий танк Т-40 массой 5,5 т, оснащенный двумя пулеметами 7,62- и 12,7-мм калибров. На нем впервые в Союзе реализовали в серии индивидуальную торсионную подвеску. Толщина противопульного бронирования варьировалась от 6 до 13 мм. Однако в первые недели Великой Отечественной войны стало ясно, что противопульное бронирование – слабая защита. В качестве замены предполагался 14,5-тонный танк Т-50, но из-за технологического несоответствия производства оперативно сменить модельный ряд было невозможно.
В инициативном порядке Астров с командой конструкторов за две с половиной недели (!) спроектировали и изготовили в металле первый образец нового танка Т-60 с усиленным вооружением: 20-мм пушкой и спаренным 7,62-мм пулеметом. Однако и этот вариант не подходил для ведения боя с панцербригадами из-за слабой броневой защиты и постоянных отказов матчасти. Были проблемы у Т-60 и с проходимостью – он не мог двигаться по местности, пригодной для другой бронетехники. Однако машины все равно выпускали, поскольку это был самый легкий и простой путь максимально восполнить тяжелые потери в технике, понесенные Красной Армией в первые месяцы войны.
Интересно, что спустя 60 лет уже нет единого мнения об оснащении этого танка моторами. Так, в иллюстрированной энциклопедии «Танки» Криса Шанта (2004 г.) приведены данные, что этот танк имел два карбюраторных двигателя ГАЗ-203 мощностью 85 л.с. каждый. А «Обозрение отечественной бронетанковой техники» (А.В. Карпенко, 1996 г.) сообщает, что Т-60 комплектовали карбюраторным двигателем ГАЗ-202 мощностью 70 л.с., который, по сути, представлял собой дефорсированную версию 85-сильного ГАЗ-11.
Трофеи в тылу врага
Немецкая сторона на раннем этапе войны получила очень много советского вооружения, оно считалось устаревшим и слабым. Однако, завязнув в изнурительном противостоянии с красноармейцами и имея сильное партизанское сопротивление в тылу, немцы не пренебрегали трофеями, и случаи использования военной техники в вермахте не были единичными.
Существовавшая в немецкой армии жесткая типологизация вооружения заставила применять кодовые обозначения и для захваченной советской техники. В германских войсках активно использовались и «семидесятки»: танки Pz Kpfw T-70 (r), транспортеры боеприпасов Mun Schl T-70 (r) и тягачи Mun Schl T-70 (r).
Такая же путаница касается и следующей разработки Астрова, тоже изготовленной в инициативном порядке, – легкого танка Т-70, который создали в конце 1941 года в КБ ГАЗа с учетом опыта Т-60. В одном источнике говорится, что этот танк комплектовали двумя бензиновыми двигателями ГАЗ-202 мощностью 85 л.с. каждый («Танки» того же Криса Шанта), однако в «Кратком руководстве службы танка Т-70» сказано, что двигатель ГАЗ-202 от танка Т-60 на «семидесятку» ставить нельзя. В «Обозрении отечественной бронетанковой техники» (А.В. Карпенко, 1996 г.) и энциклопедии военной техники «Танки и самоходные установки» под общей редакцией С. Ангелова (2000 г.) сообщается о комплектации Т-70 бензиновым двигателем ГАЗ-203, который представлял два последовательно соединенных мотора мощностью 70 л.с. каждый. У переднего двигателя индекс ГАЗ-70-6004, у заднего – ГАЗ-70-6005, и они не взаимозаменяемые, так как выводы обвески у них разные.
Тестируемый танк, восстановленный энтузиастами музея бронетанковой техники в подмосковной Кубинке, был укомплектован двумя карбюраторными двигателями ГАЗ-202 общей мощностью 140 л.с.
Конечно, вооружение боевой машины – пушка калибра 45 мм и спаренный 7,62-мм пулемет опробовано нами не было. К сожалению, во время боевых действий это оружие было неэффективно против хорошо защищенных немецких танков, но оно значительно превосходило огневые возможности Т-40 и Т-60. На Т-70 усилено бронирование, и лобовая броня обеспечивает более надежную защиту от пуль, осколков снарядов и попаданий бронебойных выстрелов калибром до 37 мм.
Экипаж, как и на предыдущих легких танках, состоит из двух человек, поэтому командиру приходилось выполнять функции наводчика, заряжающего и управлять боем, что не способствовало взаимодействию подразделений и частей на поле боя.
Мы смоделировали вариант «командир танка». Оказалось, что и занимать свое место в неповорачивающейся башне командиру было непросто: быстрая посадка в танк отрабатывалась многократными тренировками, сломанными скулами и выбитыми зубами. А покидать подбитый танк во время боя, видимо, не предусматривалось вовсе.
Мы долго соображали: а каково было механику-водителю во время боевой тревоги? Он должен был запрыгивать в танк раньше командира через башенный люк и «просачиваться» на свое место, за рычаги, либо залезать через смотровой люк. В любом случае водитель Т-70 должен был быть небольшого роста, сухощавым и гибким, как гимнаст. Человек полной комплекции рискует не пролезть на свое рабочее место через башню, а через люк – и подавно.
О комфорте в этом танке говорить не приходится совсем. Особенно при задраенном люке. Командир ютился на очень маленьком сиденье, похожем на детскую табуретку, и вертелся на нем: заряжал, прицеливался, стрелял, командовал водителем-механиком и глох от воя расположенных буквально под правой рукой двигателей. Экстрим на грани выживания. Впрочем, как и на любой войне…
Командир есть командир, но танком-то непосредственно управляет механик-водитель. Даже с плохой проходимостью, как утверждают официальные источники, Т-70 становился маневренным, как юла. И не только потому, что советские танкисты слыли асами своего дела, но и потому, что в бою хотелось выжить. Так говорят ветераны-танкисты.
Непосвященным трудно объяснить волнение, когда оказываешься за рычагами боевой, подбитой, а затем восстановленной бронированной машины на гусеницах с настоящей (пусть и нестреляющей) пушкой «сорокопяткой». Я из того поколения, отцы и деды которого воевали против фашистов, и про войну слышал из первых уст. И хотя отца давно нет в живых, остались фронтовые фотографии и боевые награды – семейные реликвии, которые будут передаваться из поколения в поколение, как и этот музейный легкий танк Т-70.
Управляется Т-70, как и любой другой танк или гусеничный трактор, посредством рычагов. Двигаешь одновременно два рычага назад и давишь на педаль «газа» – танк едет вперед. Перебрасываешь рычаги вперед – танк останавливается. Если какой-либо из рычагов оставляешь впереди, а другой тянешь на себя – танк поворачивает либо вправо, либо влево. Есть еще и педаль сцепления, поскольку коробка передач силового агрегата однотипна ЗИС-5 – механическая с рычажным приводом переключений. А как переключать передачи, манипулируя одновременно рычагами фрикционов, – вопрос. У меня это действо удавалось с трудом и медленно. За время, пока я переключал передачи, в реальном бою мой танк подбили бы уже несколько раз. Так что тренировки экипажа по управлению танком – безусловный путь к успешному ведению боя. Даже трогание с места надо отрабатывать до автоматизма. Прибавил «газу», а рычаги назад перевести не успел – моторы заглохли. Рычаги назад перекинул, но «газу» мало дал или сцепление быстро отпустил – танк ни с места. Прав был великий русский полководец Александр Васильевич Суворов: «Тяжело в учении – легко в бою».
Но уж если танк поехал, то тут надо водителю, как говорится, не зевать. Через смотровой люк обзорность плохая, и хотя скорость не очень большая, кажется, что танк мчится. Командир, если производит обзор местности через оптические приборы, а не через открытый люк, ощущает «реактивную» скорость своей боевой машины. Плюс к этому грохот двигателей и трансмиссии, которая тоже расположена открыто. Карданный вал с правой стороны от водителя подходит к редуктору, а от него через привод, который проходит прямо перед механиком-водителем, за комбинацией приборов. В общем, грохот внутри танка стоит неимоверный. Без шлемофона ни водителю, ни командиру никак нельзя. Но не только из-за шума, а еще из-за того, что танк – не легковой автомобиль и даже не грузовик с мягкой отделкой внутри салона. На ходу можно голову разбить о выступающие металлические предметы.
Шум внутри танка очень сильный и разговаривать в нем невозможно. Переговорного устройства в начале Великой Отечественной войны в танках не было. Даже рации не устанавливались. В дальнейшем командирские танки оборудовались радиостанциями 12РТ или 9Р. Как же общались командир танка и водитель-механик? Очень просто: командир имеет «луженую глотку» и орет, а водитель выполняет команды. Есть, правда, еще один способ общения – физический. Например, если надо повернуть направо или налево, то командир ногой стучит рулевого то в правое, то в левое плечо. На себе испытал – очень эффективное управление.
«Болтает» в танке здорово, но восторга меньше не становится, особенно когда сам управляешь этим маленьким бронированным «чудом». Исторические факты свидетельствуют о том, что Т-70 принимал участие в великом танковом сражении под Прохоровкой на Курской дуге. Правда, нет сведений о том, сколько «выжило» этих танков в самом кровавом танковом сражении.
Выпускать Т-70 перестали в октябре 1943 года. К тому времени этих танков было произведено 8226 штук. К сожалению, в целом эти машины объективно не могли показать в бою блестящие результаты, как это делали средние танки Т-34. Поэтому их использовали в основном для выполнения разведывательных задач и непосредственной поддержки пехоты.
К 1943 году стало ясно, что модель исчерпала себя, однако конструкторы решили продлить ее жизнь, создав Т-80. Попытка оказалась безуспешной, и производство легких танков было совсем прекращено, уступив место бронепехотным машинам БТР и БМП.
Тем не менее Т-70 остался в памяти нашего народа как легендарный легкий танк в одном ряду со средним легендарным танком Т-34. А самое главное – «живой» в Музее бронетанковой техники. И надо сказать огромное спасибо энтузиастам, которые восстановили этот танк.
Экипаж, чел. | 2 |
Состояние | Принят на вооружение в 1942 г. |
Разработчик | КБ ГАЗ |
Изготовитель | ГАЗ |
Производство | Серия |
Боевая масса, кг | 9200 |
Двигатель | ГАЗ-202 (203) х 2 |
Топливо | Бензин |
Мощность, л.с. | 85 (70) х 2 |
Удельная мощность, л.с./т | 15,2 |
Длина х ширина х высота, мм | 4290 х 2320 х 2040 |
Клиренс, мм | 300 |
Бронирование, мм:
|
45 35 |
Среднее удельное давление на грунт, кг/см2 | 0,67 |
Вооружение: | |
– пушка, калибр, мм
|
45 ТП, 1938 г. 90 |
– спаренный пулемет, калибр, мм
|
7,62 ДТ 945 |
Максимальная скорость по шоссе, км/ч | 45 |
Запас хода по шоссе, км | 360 |
Преодолеваемые препятствия:
|
0,7 3,12 34 |
Прицел | ТО (ТОП или ТМФ) |
Радиостанция | 12/РТ (9Р) |
«Крылатый» танк
Одним из проектов, созданных на базе танка Т-60, является планер КТ («крылья танка», обозначался индексами А-Т, АТ-1 или планер A-40), спроектированный в КБ О.К. Антонова всего за две недели и построенный к лету 1942 года на планерном заводе в Тюмени.
Задание на подобный летательный аппарат Антонов, поддержанный начальником НТК ГБТУ генералом С. Афониным, получил в конце 1941 года. В качестве фюзеляжа использовался корпус танка Т-60, облегченный до 5,8 т (за счет демонтированного вооружения, боекомплекта, фар, крыльев и минимума топлива), а его ходовая часть – в качестве взлетно-посадочного устройства.
Машина предназначалась для переброски легких танков в составе десантов в тыл врага, а также для снабжения ими крупных партизанских отрядов. Полетная масса танка-планера составила 7804 кг, и для буксировки использовали четырехмоторный тяжелый бомбардировщик ТБ-3.
Крылья размахом 18 м и двухбалочное хвостовое оперение были выполнены по бипланной схеме для уменьшения размеров планера. Длина его составляла всего 12,06 м. Тросовое управление подведено к месту механика-водителя танка.