<<< Назад

Новое амплуа «Бычка»
Автобус ЗИЛ-3250ВО

В. Вальданов, С. Уколов, фото Е. Сыропатова

Прежде чем представить героя этого теста, хотелось бы сделать небольшое лирическое отступление. Поток ваших писем с эмоциональными рассказами об опыте эксплуатации зиловских трехтонников, вызванный публикацией материала о "Бычке" с новым двигателем, не прекращается. Своей критикой вы, уважаемые читатели, просто разгромили автомобиль и его конструкторов в пух и прах. Мы вовсе не собираемся вставать на их защиту, однако попытаемся взглянуть на проблему и с другой точки зрения.

Что представляет собой "Бычок" для ЗИЛа? По сути, это не что иное, как принципиально новый автомобиль, учитывая основной профиль завода. И создавался он в условиях, которые как нельзя лучше описываются в известной песне: "Я его слепила из того, что было..." А "было" тогда немногое: единственный двигатель Д-245, с 24-воль-товым стартером (используемый на тракторах), 12-вольтовая система электрооборудования, гидравлическая система тормозов, причем дисковая на переднем контуре, плюс новый посадочный размер шин...

Правда, в отличие от песни, с любовью к тому, что получилось из "того, что было", у потребителя как-то не сложилось. К автомобилю в основном относятся как к бедной Золушке: раз ты получился таким сиротинушкой и некому за тебя заступиться, то можно и эксплуатировать тебя нещадно и безответственно. Сегодня вряд ли кто из частников вспоминает, что это городской автомобиль и его грузоподъемность три тонны, а не "сколько влезет". Но водители об этом, как правило, умалчивают, когда речь заходит о том, что "резина ходит всего 30 тыс. км", "сцеплением постоянно попахивает" и "подшипники рассыпаются, а рамы трещат"...

Комбинацию приборов не загораживает руль

И нет ничего странного в том, что в условиях эксплуатации "Бычка" "на убой" и сиденье становится жутко неудобным, и возникают большие сложности, связанные с доливкой жидкости в расширительный бачок. Еще раз подчеркнем, мы не пытаемся утверждать, что конструкция автомобиля представляется нам верхом инженерного искусства, а его эксплуатация – вечным праздником для водителя. Однако среди написавших нам читателей были и те, кто считает, что качество ЗИЛа абсолютно адекватно его цене и при надлежащем обслуживании машина вполне сносно выполняет свою работу.

Больше, чем "маршрутка"

Итак, мы хотим представить "Бычка" в новом качестве – как автобус категории М3. У автозавода уже имеется небольшой опыт в постройке подобных машин: во времена производства автомобилей представительского класса выпускался и VIP-микроавтобус с необычным для подобного рода пассажиров названием "Юность".

Наш испытуемый ЗИЛ-3250ВО имеет базу 3650 мм, но есть также и ЗИЛ-3250АО с базой 4505 мм, который, собственно, и является базовой моделью семейства автобусов. Наш автомобиль отличается от нее еще по ряду параметров, но имеет такую же пассажировместимость – 22 человека.

Коммуникационная система охлаждения наддувочного воздуха

Автобус имеет несколько аварийных выходов: люк в крыше салона и задние боковые оконные проемы. В соответствии со специальными требованиями безопасности машина оснащена дополнительными огнетушителями, кнопками аварийного открывания дверей и сигнальной связи с водителем, внутренним зеркалом заднего вида, отопителями салона и верхними поручнями для стоящих пассажиров. Салон отделен от кабины перегородкой с большой стеклянной вставкой.

Распахнув задние двери, имеющие по паре петель оригинальной конструкции и магнитные фиксаторы, мы сразу обратили внимание на высоту пола. Она составляет 850 мм, а это примерно высота письменного стола. Чтобы попасть внутрь, необходимо преодолеть три ступеньки. У молодого здорового человека посадка в автобус трудностей не вызывает: даже если обе руки у пассажира заняты багажом, ширины дверного проема вполне достаточно. На внутренней стороне дверей имеются дополнительные поручни, которые в некоторой степени облегчат процесс посадки пожилым людям.

Пассажирский салон автобуса ЗИЛ-3250В0

Кстати, знаете, чем автобус принципиально отличается от грузового "Бычка"? Тем, что его невозможно перегрузить так, как грузовик (конечно, если не задаться такой целью), да и его полная масса на 830 кг меньше, чем у модели 5301ВЕ.

ЗИЛ-3250ВО оснащен двигателем Д-245.9Е2, таким же, как и у грузового ЗИЛа, и результаты, полученные на редакционном тесте, практически продублировали полученные ранее. Максимальная скорость составила 100,6 км/ч – для городского автобуса далеко не крейсерский режим. Расходы топлива на постоянных скоростях оказались ниже, чем у грузового "Бычка", это можно отнести на счет меньшей полной массы автомобиля. Расход в режиме имитации городского движения составил 16,5 л/100 км при средней скорости 40,8 км/ч.

Года полтора назад нам довелось сравнивать двигатель "Газели"-фургона с двигателями ЗМЗ-4026 и ЗМЗ-4063. Тогда при полной массе 3,5 т их расход топлива в режиме ИГД был на уровне 17,8 л/100 км и 16,6 л/100 км соответственно (при одинаковой средней скорости). На постоянных скоростях движения до 70 км/ч эти показатели у ГАЗов также были соизмеримы с зиловскими, и только когда стрелка спидометра останавливалась за отметкой "70", "Бычок" начинал проигрывать в экономичности более легкому "парнокопытному".

У кресла водителя механическое подрессоривание

Возникает резонный вопрос: куда смотрят транспортники? Расход топлива у ЗИЛа на уровне "Газели"-"маршрутки", пассажировместимость при этом в два раза больше, под капотом – двигатель, удовлетворяющий экологическим нормам Еuro 2. Это полноценный автобус, по салону которого можно свободно перемещаться, а не протискиваться к свободному месту, согнувшись в три погибели, как в "маршрутке", по уровню комфорта с которой легко могла бы поспорить даже БМП. Быть может, руководство автопредприятий смущает тот факт, что пассажирские сиденья сделаны не из кожи молодых телят, рожденных в ноябре (не испорченной укусами комаров), а имеют обычную тканевую обивку и простейшую "стульную" конструкцию? Похоже, при оценке конструкции мы стали забывать о таком критерии, как ее простота...

В заключение напомним, что каким бы ни был "Бычок" – это отечественный автомобиль c вытекающими отсюда относительно низкой стоимостью и простотой в обслуживании. Из импортных деталей у него только турбокомпрессор чешского производства. Вероятно, когда Ярославский моторный завод начнет серийный выпуск малоразмерных дизелей нового поколения ЯМЗ-530, машина станет русской на все 100%...

Какое будущее ожидает семейство "Бычков" в жестких условиях современного рынка, на котором предполагается появление новых сильных игроков из Азии, предсказать невозможно. Впрочем, независимо от экономических и прочих внешних факторов ЗИЛу стоит продолжить работы по совершенствованию конструкции своих машин, а их потребителям относиться к эксплуатации автомобилей с большей ответственностью. Поверьте, в результате выиграют все.

Комментировать ... >>
Loading...