На газ
Перевод автомобильных бензиновых двигателей и дизелей на гaз получает всё большее распространение. Эта тенденция обусловлена не только тем, что газ существенно дешевле жидкого топлива – при работе на газе значительно улучшаются экологические характеристики автомобилей и увеличивается срок службы моторных масел.
Установив газовую аппаратуру на автомобиль с бензиновым двигателем, для его смазывания можно использовать то моторное масло, которое применялось при работе на бензине. При этом пробег до смены масла и масляного фильтра можно увеличить в среднем на 100% и даже более.
Замедление процессов старения масла при работе на газе обусловлено несколькими факторами. Основные из них следующие:
• перевод двигателя на газ несколько снижает его мощность из-за уменьшения коэффициента наполнения;
• полностью исключается разжижение масла топливом;
• многократно уменьшается загрязнение масла продуктами неполного сгорания топлива.
Перевод на газ дизеля, в котором газовоздушная смесь воспламеняется при впрыскивании небольшого количества дизельного топлива, также сопровождается улучшением условий работы масла. Оно значительно меньше загрязняется частицами сажи, которые, накапливаясь в большом количестве, резко повышают вязкость масла, ухудшают его противоизносные свойства, что часто служит одной из основных причин необходимости смены масла в дизелях. В природном газе (метане) и сжиженном нефтяном газе (смесь бутана с пропаном) содержится меньше серы, чем в дизельном топливе. При их сгорании образуется меньше кислот, на нейтрализацию которых расходуются щелочные присадки, добавленные к маслу. По этим причинам масла, применявшиеся в дизелях до их перевода на газ, остаются работоспособными намного дольше. Экспериментально установлена возможность увеличения пробега автомобилей до смены масла на 50...80%, причем износ деталей ЦПГ и их загрязненность отложениями при работе на газе были меньше, чем при работе на дизельном топливе с меньшим сроком смены масла.
Если на автомобиль установлен двигатель, изначально спроектированный для работы на газе, для его смазывания необходимо применять специальные масла, соответствующие спецификации автопроизводителя или допущенные им к применению по результатам эксплуатационных испытаний. Характерная особенность масел для газовых двигателей – низкая зольность, так как эти двигатели весьма чувствительны к образованию зольных отложений в камере сгорания. Обычно их сульфатная зольность не выше 0,8...1,0%, но щелочное число не менее 6 мг КОН/г.
Из крупных производителей грузовых автомобилей собственные спецификации на масла для газовых двигателей имеют DaimlerChrysler (MB 226.9), MAN (V-3271-1) и Renault V.I. (RGD).
В большинстве случаев для эксплуатации газовых двигателей автопроизводители рекомендуют использовать всесезонные масла классов SAE 10W-40 и SAE I5W-40.