Опубликовано: ГП 06-2007

Многие привыкли, что от всего можно откупиться

В. Волчков

С председателем комитета Государственной думы по безопасности Владимиром Васильевым мы встретились вскоре после парламентских слушаний «Проблемы законодательного обеспечения безопасности дорожного движения и повышения эффективности дорожно-транспортной инфраструктуры». Прежде всего мне хотелось узнать, какова роль парламентских слушаний в процессе принятия того или иного решения и вообще, что такое парламентские слушания. Разумеется, разговор начался с этого вопроса, а потом были другие.

Сначала я хотел передать наш разговор в форме интервью. Но при подготовке материала к публикации мне стало ясно, что гораздо лучше, если состоится прямой разговор одного из авторов законопроекта о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях с читателями журнала. Итак, слово Владимиру Абдуалиевичу Васильеву.

 

Если говорить о слушаниях по проблеме безопасности дорожного движения, которые прошли в нашем комитете, то, во-первых, надо сказать, что к этой теме Дума и в прежних созывах обращалась неоднократно. Депутаты пытались рассматривать вопрос повышения безопасности дорожного движения путем введения бо,льшей ответственности участников дорожного движения. В силу разных причин не получилось.

Нынешняя Дума в 2004 году внесла изменения в Кодекс об административных нарушениях, которые, в частности, коснулись усиления ответственности за управление транспортным средством в нетрезвом состоянии. Прежде был предусмотрен штраф или лишение права управления сроком на 1 год. Мы убрали штраф, а срок лишения увеличили до полутора или двух лет.

Когда этот вопрос находился в стадии обсуждения, скептики высказывали мнение, что усиление ответственности за подобные нарушения ничего не даст. Мол, если раньше давали взятку $50, то будут давать 100, 200 и ничего не изменится.

Изменилось! Статистика это подтверждает: каждый год на дорогах страны гибнет на 500 человек меньше. Давайте скажем спасибо тем честным парням в ГИБДД, которые сохранили жизни наших близких.

Далее. Накопился ряд нерешенных вопросов. Самый главный из них заключается в том, что сложившаяся система надзора и контроля настроена на выявление нарушений. Чем больше – тем лучше. При этом интенсивность движения, увеличение потока грузов и пассажиров, профилактика, безопасность и другие вопросы остаются на периферии внимания. В результате получилось так, что суточный пробег грузовых автопоездов на дорогах Европы близок к 1000 км, в Белоруссии около 700. У нас существенно меньше, к сожалению. По данным независимых организаций, не только качество дорог сказывается на этом, но и то, что большегрузную автомашину останавливают если не на каждом посту ДПС, то через один. Это занимает время. Происходят при этом и негативные процессы, на которые поступает много жалоб. Волей-неволей возникают вопросы: что происходит и как системно изменить ситуацию?

Пока многочисленная армия не очень хорошо технически оснащенных и низкооплачиваемых инспекторов ГИБДД регулирует движение на дорогах, мы кардинально ситуацию изменить не сможем. Давно пора начать реформирование ГИБДД. В начале этого года на встрече с руководителями ГИБДД руководством фракции «Единая Россия» этот вопрос поднимался. Но первое препятствие на этом пути – отсутствие нормативно-правовой базы.

Для повышения эффективности контроля на дорогах изобретать что-то новое не нужно. Зарубежный опыт показывает, что при установке видеокамер появляется возможность, не создавая дополнительного напряжения, заторов, четко выявлять нарушителей ПДД. Мы пошли по этому пути и, наконец, записали в законопроекте о поправках в КоАП применение на дорогах видеокамер для фиксации правонарушений и использование результатов в качестве источника доказательств для привлечения к ответственности нарушителей. По-моему, это главное из предлагаемых нововведений.

Наши оппоненты сначала приняли эту новацию в штыки, как нарушающую презумпцию невиновности в КоАП. Теперь мы вместе ищем способы, как разрешить проблемы, которые неизбежно возникнут после появления видеокамер на дорогах. Перед вторым чтением законопроекта в Думе прошел «круглый стол», где собрались два комитета – наш и комитет по конституционному законодательству и государственному строительству, члены Общественной палаты, различные специалисты. Были там, конечно, и наши самые активные оппоненты.

Вы спрашиваете: что такое парламентские слушания. Приведу пример. В первой редакции законопроекта была предложена балльная система. Система неплохая. Сделать, допустим, как у французов, когда начинающему водителю дают фору в баллах. За нарушения эти баллы снимают, не наказывая. Но когда выделенный лимит будет исчерпан, водителю придется пойти на пересдачу. Очень гуманная система. Или ввести премию, как в некоторых государствах. Если нет нарушений в течение года, водителя поощряют не только страховщики, но и те, кто радеет за соблюдение ПДД, и накидывают ему несколько поощрительных баллов.

ГИБДД предлагала ввести балльную систему, однако в результате многочисленных обсуждений, в том числе на «круглых столах» и парламентских слушаниях, мы отказались от ее введения сегодня. Причин несколько. Главная – не исключена опасность, что при балльной системе в рецидивиста могут превратить незначительного нарушителя.

Оппоненты «Единой России» говорят, что мы можем проиграть выборы, ведь повышение штрафов – мера непопулярная. Но коль скоро мы выполняем свой долг как законодатели, надо принимать меры, которые работают на безопасность, на сокращение смертей и травматизма на дорогах. Другое дело, что сделать все надо с минимальными недостатками и максимальным положительным эффектом. Поэтому и проходят «круглые столы», парламентские слушания, обмен мнениями, публичные обсуждения, встречи с представителями прессы. Я каждый месяц бываю в своем избирательном округе в Тверской области, на «Авторадио». Договорились, что буду вести мониторинг что происходит на дорогах. И до принятия законопроекта о штрафах, и после. Слушателей «Авторадио» мы просим сообщать
о всех случаях нечестного поведения сотрудников ГИБДД. Себя называть необязательно. Вместе с руководителями Тверского УВД найдем форму, как проверить, что там происходит на самом деле, если несколько разных источников сообщают о «пасущемся» на дороге инспекторе.

Жизнь показывает, что мы дошли до края. Многие привыкли, что от всего можно откупиться. Этих надо ставить на место. Без общества, без общественного участия нам на дороге ничего не сделать. Если каждый начнет пристегиваться и ездить по правилам, качественно начнет меняться жизнь, меньше будет горя, злобы и утрат и больше – добродушия и взаимного уважения. Кстати, многие водители отмечают, что мы чаще стали уступать, пропускать друг друга и улыбаться – обнадеживающий симптом.

Ко мне многие обращаются, и я заметил, что людей беспокоит не столько ужесточение наказаний, сколько то, что милиция будет злоупотреблять и никакого толку не будет, если только мы сами не будем безучастны. И второе. Кому-то кажется, что штрафы великоваты. Но только ощутимые и останавливают. Если штраф кажется небольшим, ничего не изменится. Есть такая категория нарушителей ПДД, которые садятся за руль, приготовив деньги на штрафы, и ездят как хотят, наглея от раза к разу. Вот это страшно.

Вы правильно говорите, что штрафы – это кнут, нужен и пряник. В чем он? «Пряник» – это предлагаемая к введению в Кодекс поправка об институте условно-досрочного освобождения от административного наказания.
Серьезная наша проблема – дороги. Я подготовил депутатский запрос относительно дороги «Балтия» (Москва–Рига). Стоит отъехать от Москвы на 150 км, чтобы убедиться: дорога в ужасном состоянии. Не каждая машина может проехать. Мне рассказали, как польский водитель вышел из большегрузной машины с картой в руках и спросил местного водителя:

– Скажите, где тут федеральная дорога?

– Да Вы стоите на ней.

– Не может быть! Здесь где-то должна быть федеральная дорога. Заехал, наверное, не туда.

Денег на дороги сегодня выделяется недопустимо мало. По той же «Балтии» на 2005–2006 годы планировалось выделить более 800 млн. рублей. Реально дали всего 120 млн. Вы лучше меня знаете, если мы не производим поддерживающий ремонт, потом наступают необратимые изменения!

Говорите, прежде был дорожный налог и дела в дорожной отрасли шли лучше? Да, это так. Но зато не доходили руки до других программ. Тришкин кафтан. На все денег явно не хватало. Приходилось выхватывать.

Я был на итоговой коллегии Минэкономразвития. Герман Греф в своем докладе сообщил, что по уровню ВВП мы превзошли уровень СССР, наконец. Второе: в прошлом году к нам в страну пришло $40 млрд. инвестиций. До этого 20 миллиардов вывозили.

Сейчас мы встали перед неизбежностью – надо делать дороги. Это все понимают. Без дорог все наши законодательные меры по повышению безопасности движения будут малоэффективны. Разметка, освещение – без них камеры нарушения не зафиксируют.

Я надеюсь, что вскоре закончится плохой период в нашем развитии. Мы ясно видим, что с такими дорогами экономика не может развиваться. Без нормальной работы транспорта ничего у нас не получится.

Комментировать ... >>