Опубликовано: ГП 01-2006

«Чёрный ящик» на колёсах

Автомобильные навигационные системы в настоящее время представляют достаточно совершенные в техническом отношении устройства, которые существенно повышают безопасность и комфортность движения. Тот факт, что началось их производство многими компаниями и заводская установка в автомобили класса «люкс», свидетельствует об увеличении спроса и признании потребителями.

Развертывание глобальных спутниковых навигационных систем и открытие свободного доступа к ним гражданских потребителей, технологический прорыв в области создания дешевых и миниатюрных приемников для обработки навигационных спутниковых сигналов сделали общедоступной услугу получения информации о местонахождении различных объектов, в том числе и транспортных средств (ТС).

Область применения систем, использующих информацию от навигационных спутников, на автомобильном транспорте широка и разнообразна. Вот некоторые из возможных применений:

• организация пассажирских и грузовых перевозок;

• управление движением грузового и пассажирского транспорта;

• обеспечение безопасности перевозок пассажиров, опасных и ценных грузов;

• контроль перемещений транспортных средств, состояния груза, целевого расхода топлива и работы водительского персонала;

• оперативная координация действий экстренных и спасательных служб;

• охрана пассажиров, автомобилей и грузов;

• решение логистических транспортных задач и др.

Все многообразие систем, представленных на рынке отечественными и зарубежными производителями, можно условно объединить в две большие группы.

Первая – системы «реального времени». Характеризуются тем, что информация о нахождении транспорта поступает на пункт контроля в реальном масштабе времени по одному из доступных каналов связи: УКВ, GSM или спутниковому. При этом предпочтение в использовании того или иного канала связи отдается, исходя из назначения системы, размеров зоны контроля, наличия операторов связи, стоимости их услуг и других обстоятельств, влияющих на эффективность и стоимость конкретной системы.

Ко второй группе относятся системы, использующие режим «черного ящика». Их основной особенностью является отсутствие канала связи между транспортным средством и пунктом контроля (диспетчерским пунктом). При этом вся информация о движении транспортной единицы сохраняется в памяти бортового «черного ящика» (контроллера) до окончания рейса. По окончании рейса информация считывается с контроллера, сохраняется в базе данных и обрабатывается. В процессе обработки выявляются все особенности совершения конкретного рейса: отклонения от расписания и маршрута движения; остановки; сходы с маршрута; факты превышения скорости; место, время и объем заправок топливом и многое другое.

Главное преимущество систем реального времени – оперативность доставки информации о местонахождении ТС на контрольный пункт.

А основным преимуществом систем типа «черный ящик» является их дешевизна по сравнению с системами первой группы. Это обусловлено отсутствием средств связи, стоимость которых составляет примерно половину стоимости всего бортового оборудования и отсутствием платы за использование частот (в том числе и абонентской платы) этими средствами, которая при большом транспортном парке может достигать внушительных размеров.

В рассматриваемые системы входят следующие основные элементы.

Диспетчерский центр (пункт контроля) (ДЦ) – стационарный или мобильный пункт, предназначенный для получения, обработки и хранения информации, поступающей от транспортных средств в реальном или пострейсовом времени, и отоб-ражения этой информации на электронной карте. Программно-аппаратные средства, входящие в состав ДЦ, должны позволять: маршрутизировать, обрабатывать, записывать и сохранять информацию, поступающую от транспортных средств, решать технологические, диспетчерские и управленческие задачи с использованием этой информации, создавать отчетные формы и документы для использования в повседневной деятельности предприятия.

Абонентская (бортовая) аппаратура (БА) устанавливается на транспортные средства и предназначена для определения местоположения, направления, скорости и других параметров их движения, контроля состояния груза и получения информации о состоянии датчиков, установленных на объекте и для передачи всей информации в диспетчерский центр. Как правило, в состав БА входят:

• навигационная аппаратура, осуществляющая прием и обработку сигналов спутниковых навигационных систем и определяющая параметры движения ТС;

• связная аппаратура, предназначенная для передачи информации на ДП и приема команд от ДП;

• датчики и исполнительные устройства, используемые для контроля и изменения состояния груза, систем и агрегатов автомобиля и других устройств, установленных на автомобиле;

• бортовой контроллер, накапливающий и хранящий навигационную и телеметрическую информацию и управляющий работой БА в целом.

Каналы связи и передачи данных – аппаратура, предназначенная для организации связи и передачи данных от БА до ДЦ. Это может быть аппаратура, принадлежащая операторам систем сотовой, спутниковой или УКВ-связи, использование которой необходимо оплачивать однократно (при установке базовых УКВ-станций) или периодически в виде абонентской платы и платы за трафик.

Последняя составляющая отсутствует в системах типа «черный ящик». Поэтому малым и средним автопредприятиям, в деятельности которых отсутствует потребность в немедленном получении данных о местонахождении ТС, выгоднее использовать именно такие системы, так как при существенном снижении общих затрат на развертывание и эксплуатацию системы, круг задач, решаемых с использованием «черных ящиков», остается довольно широким:

• запись информации о совершенных водителем рейсах и состоянии грузов в течение контролируемого периода (обычно сутки, при необходимости – до недели);

• прокладка новых и оперативное изменение старых маршрутов движения по электронной карте, создание расписания движения ТС; автоматический расчет протяженности маршрутов, расхода топлива и др.;

• отображение на электронной карте города (области) маршрутной сети, остановочных и контрольных пунктов, совершенных рейсов, опасных участков и другой необходимой дорожной обстановки для визуального контроля за работой водительского персонала и транспортных средств;

• анализ совершенных рейсов – выявление и фиксация фактов отклонения от маршрутов, расписания движения, превышение скорости, определение времени простоя, изменений состояния груза и других показателей, требуемых для эффективного управления транспортным предприятием;

• отображение на карте участков, где были зафиксированы факты схода с маршрута, отклонение от расписания движения, превышение скорости, простоя, ДТП, изменения состояния груза и др. события, интересующие пользователя системы;

• использование записанной информации при разборе аварийных ситуаций и других происшествий на дороге;

• сохранение информации о совершенных рейсах в течение контрольного периода (как правило, в течение года) и осуществление отбора хранимой информации по заданным критериям: фамилия водителя, рейс, транспортное средство, дата и другие критерии, позволяющие проанализировать работу предприятия по различным параметрам и аспектам за различные отчетные периоды;

• «проигрывание» на карте любых рейсов, совершенных за контролируемый период;

• контроль соблюдения водителями режима труда и отдыха;

• автоматическая подготовка и выдача отчетных и других документов, используемых на предприятии;

• другие задачи в интересах заказчика.

Внедрение подобных систем на автопредприятиях, как правило, носит фискальный характер и направлено в первую очередь на увеличение прибыли предприятия и в качестве сопутствующего эффекта – на повышение безопасности пассажирских и грузовых перевозок, повышение дисциплины водителей и руководителей нижнего звена управления.

Практический опыт показал, что экономический эффект от использования навигационных систем на автопредприятиях складывается из следующих положительных составляющих:

• факт внедрения систем дисциплинирует работу водителей, что приводит к снижению расхода топлива и уменьшению случаев хищения грузов на 10…50%;
n исключение приписок к фактическому пробегу в течение рейса. Известны случаи, когда на 500 км пробега выявлялось 100 км приписок;

• контроль места и времени заправок и исключение случаев «слива» топлива. Система позволяет с точностью до секунды – по времени и до десятков метров – в пространстве контролировать положение ТС, а также контролировать уровень топлива в баке. Анализ деятельности недобросовестных водителей, осуществляющих международные перевозки, позволил выявить получение ими незаконной прибыли около $200 за один рейс;

• автоматизация процессов формирования расписания и маршрутов движения, подготовки технологических и отчетных документов позволит существенно сократить время на решение технологических и транспортных задач и повысить эффективность работы персонала.

При умелом и целенаправленном использовании навигационных систем предприятие может в короткий срок (менее полугода) окупить затраты на их приобретение и установку и начать получать реальную прибыль в виде сэкономленных ресурсов при осуществлении пассажирских и грузовых перевозок.

Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен