«Чёрный ящик» на колёсах
Автомобильные навигационные системы в настоящее время представляют достаточно совершенные в техническом отношении устройства, которые существенно повышают безопасность и комфортность движения. Тот факт, что началось их производство многими компаниями и заводская установка в автомобили класса «люкс», свидетельствует об увеличении спроса и признании потребителями.
Развертывание глобальных спутниковых навигационных систем и открытие свободного доступа к ним гражданских потребителей, технологический прорыв в области создания дешевых и миниатюрных приемников для обработки навигационных спутниковых сигналов сделали общедоступной услугу получения информации о местонахождении различных объектов, в том числе и транспортных средств (ТС).
Область применения систем, использующих информацию от навигационных спутников, на автомобильном транспорте широка и разнообразна. Вот некоторые из возможных применений:
• организация пассажирских и грузовых перевозок;
• управление движением грузового и пассажирского транспорта;
• обеспечение безопасности перевозок пассажиров, опасных и ценных грузов;
• контроль перемещений транспортных средств, состояния груза, целевого расхода топлива и работы водительского персонала;
• оперативная координация действий экстренных и спасательных служб;
• охрана пассажиров, автомобилей и грузов;
• решение логистических транспортных задач и др.
Все многообразие систем, представленных на рынке отечественными и зарубежными производителями, можно условно объединить в две большие группы.
Первая – системы «реального времени». Характеризуются тем, что информация о нахождении транспорта поступает на пункт контроля в реальном масштабе времени по одному из доступных каналов связи: УКВ, GSM или спутниковому. При этом предпочтение в использовании того или иного канала связи отдается, исходя из назначения системы, размеров зоны контроля, наличия операторов связи, стоимости их услуг и других обстоятельств, влияющих на эффективность и стоимость конкретной системы.
Ко второй группе относятся системы, использующие режим «черного ящика». Их основной особенностью является отсутствие канала связи между транспортным средством и пунктом контроля (диспетчерским пунктом). При этом вся информация о движении транспортной единицы сохраняется в памяти бортового «черного ящика» (контроллера) до окончания рейса. По окончании рейса информация считывается с контроллера, сохраняется в базе данных и обрабатывается. В процессе обработки выявляются все особенности совершения конкретного рейса: отклонения от расписания и маршрута движения; остановки; сходы с маршрута; факты превышения скорости; место, время и объем заправок топливом и многое другое.
Главное преимущество систем реального времени – оперативность доставки информации о местонахождении ТС на контрольный пункт.
А основным преимуществом систем типа «черный ящик» является их дешевизна по сравнению с системами первой группы. Это обусловлено отсутствием средств связи, стоимость которых составляет примерно половину стоимости всего бортового оборудования и отсутствием платы за использование частот (в том числе и абонентской платы) этими средствами, которая при большом транспортном парке может достигать внушительных размеров.
В рассматриваемые системы входят следующие основные элементы.
Диспетчерский центр (пункт контроля) (ДЦ) – стационарный или мобильный пункт, предназначенный для получения, обработки и хранения информации, поступающей от транспортных средств в реальном или пострейсовом времени, и отоб-ражения этой информации на электронной карте. Программно-аппаратные средства, входящие в состав ДЦ, должны позволять: маршрутизировать, обрабатывать, записывать и сохранять информацию, поступающую от транспортных средств, решать технологические, диспетчерские и управленческие задачи с использованием этой информации, создавать отчетные формы и документы для использования в повседневной деятельности предприятия.
Абонентская (бортовая) аппаратура (БА) устанавливается на транспортные средства и предназначена для определения местоположения, направления, скорости и других параметров их движения, контроля состояния груза и получения информации о состоянии датчиков, установленных на объекте и для передачи всей информации в диспетчерский центр. Как правило, в состав БА входят:
• навигационная аппаратура, осуществляющая прием и обработку сигналов спутниковых навигационных систем и определяющая параметры движения ТС;
• связная аппаратура, предназначенная для передачи информации на ДП и приема команд от ДП;
• датчики и исполнительные устройства, используемые для контроля и изменения состояния груза, систем и агрегатов автомобиля и других устройств, установленных на автомобиле;
• бортовой контроллер, накапливающий и хранящий навигационную и телеметрическую информацию и управляющий работой БА в целом.
Каналы связи и передачи данных – аппаратура, предназначенная для организации связи и передачи данных от БА до ДЦ. Это может быть аппаратура, принадлежащая операторам систем сотовой, спутниковой или УКВ-связи, использование которой необходимо оплачивать однократно (при установке базовых УКВ-станций) или периодически в виде абонентской платы и платы за трафик.
Последняя составляющая отсутствует в системах типа «черный ящик». Поэтому малым и средним автопредприятиям, в деятельности которых отсутствует потребность в немедленном получении данных о местонахождении ТС, выгоднее использовать именно такие системы, так как при существенном снижении общих затрат на развертывание и эксплуатацию системы, круг задач, решаемых с использованием «черных ящиков», остается довольно широким:
• запись информации о совершенных водителем рейсах и состоянии грузов в течение контролируемого периода (обычно сутки, при необходимости – до недели);
• прокладка новых и оперативное изменение старых маршрутов движения по электронной карте, создание расписания движения ТС; автоматический расчет протяженности маршрутов, расхода топлива и др.;
• отображение на электронной карте города (области) маршрутной сети, остановочных и контрольных пунктов, совершенных рейсов, опасных участков и другой необходимой дорожной обстановки для визуального контроля за работой водительского персонала и транспортных средств;
• анализ совершенных рейсов – выявление и фиксация фактов отклонения от маршрутов, расписания движения, превышение скорости, определение времени простоя, изменений состояния груза и других показателей, требуемых для эффективного управления транспортным предприятием;
• отображение на карте участков, где были зафиксированы факты схода с маршрута, отклонение от расписания движения, превышение скорости, простоя, ДТП, изменения состояния груза и др. события, интересующие пользователя системы;
• использование записанной информации при разборе аварийных ситуаций и других происшествий на дороге;
• сохранение информации о совершенных рейсах в течение контрольного периода (как правило, в течение года) и осуществление отбора хранимой информации по заданным критериям: фамилия водителя, рейс, транспортное средство, дата и другие критерии, позволяющие проанализировать работу предприятия по различным параметрам и аспектам за различные отчетные периоды;
• «проигрывание» на карте любых рейсов, совершенных за контролируемый период;
• контроль соблюдения водителями режима труда и отдыха;
• автоматическая подготовка и выдача отчетных и других документов, используемых на предприятии;
• другие задачи в интересах заказчика.
Внедрение подобных систем на автопредприятиях, как правило, носит фискальный характер и направлено в первую очередь на увеличение прибыли предприятия и в качестве сопутствующего эффекта – на повышение безопасности пассажирских и грузовых перевозок, повышение дисциплины водителей и руководителей нижнего звена управления.
Практический опыт показал, что экономический эффект от использования навигационных систем на автопредприятиях складывается из следующих положительных составляющих:
• факт внедрения систем дисциплинирует работу водителей, что приводит к снижению расхода топлива и уменьшению случаев хищения грузов на 10…50%;
n исключение приписок к фактическому пробегу в течение рейса. Известны случаи, когда на 500 км пробега выявлялось 100 км приписок;
• контроль места и времени заправок и исключение случаев «слива» топлива. Система позволяет с точностью до секунды – по времени и до десятков метров – в пространстве контролировать положение ТС, а также контролировать уровень топлива в баке. Анализ деятельности недобросовестных водителей, осуществляющих международные перевозки, позволил выявить получение ими незаконной прибыли около $200 за один рейс;
• автоматизация процессов формирования расписания и маршрутов движения, подготовки технологических и отчетных документов позволит существенно сократить время на решение технологических и транспортных задач и повысить эффективность работы персонала.
При умелом и целенаправленном использовании навигационных систем предприятие может в короткий срок (менее полугода) окупить затраты на их приобретение и установку и начать получать реальную прибыль в виде сэкономленных ресурсов при осуществлении пассажирских и грузовых перевозок.