XF105 – Новый флагман в семействе грузовиков DAF
Представленный на осеннем автосалоне в Амстердаме новый DAF XF105 – эволюционное развитие прежней, очень удачной концепции магистрального тягача. Однако обилие новых агрегатов, скрытых за слегка облагороженной внешностью, смело дает основание называть его одной из интереснейших новинок 2005 года.
Родоначальник «95-й» серии увидел свет почти 20 лет назад, в 1987 году. За техническое совершенство и современный дизайн первый DAF 95 получил почетный титул «Грузовик 1988 года». Автомобили комплектовались четырьмя типами кабин: короткой «дневной»; со спальным местом позади водителя; ее разновидностью, отличающейся увеличенной высотой, и уникальной короткой, со спальным местом над сиденьями. В 1994 году на выставке в Амстердаме состоялась премьера тягача, созданного для сверхдальних маршрутов (типа Европа – Сибирь), DAF 95 Super Space Cab, который поразил посетителей выставки объемом «жилой комнаты» для экипажа – 10,2 м3. Разработанная в результате серьезнейшего исследования пожеланий водителей особо длинная и высокая кабина имела общую емкость внутренних багажных отсеков, превышающую 1 м3, и в течение длительного времени считалась самой комфортабельной среди европейских грузовиков.
В 1997 году серия «95» подверглась коренному обновлению. К цифрам в индексе добавились две буквы – XF (начальные от слов «extra forte», что в переводе значит «очень сильный» или «очень эффективный»). Автомобили получили вместо 11,6-литрового новый 12,6-литровый дизель с четырьмя клапанами на цилиндр мощностью от 381 до 483 л.с. По желанию они поставлялись с 14-литровыми силовыми агрегатами фирмы Cummins, развивавшими 530 л.с.
В выдвижной столик вмонтирован холодильник |
Но при этом главные привлекательные для водителей и механиков свойства машин – надежность, простота и долговечность – были сохранены. В то время как многие компании пытались внедрить сложную электронику, дизели DAF с механическим топливным насосом Bosch отвечали нормам Еuro 2. На грузовики серии 95XF давали двухгодичную гарантию без ограничения пробега, а интервал смены моторного масла (при условии, что оно синтетическое) был увеличен до 100 тыс. км пробега. Норматив по техобслуживанию, наоборот, сократили до 7 часов в год. Немудрено, что в 1998 г. DAF 95XF стал снова «Грузовиком года», однако уже в 2002 г. в продаже появились модернизированные машины с индексом XF95 (вместо 95XF). Внешне их можно было отличить по новой, более обтекаемой кабине и обновленным бамперам, решетке радиатора и фарам. Среди нововведений необходимо отметить новую раму, применение 12-ступенчатой механической коробки передач ZF AS-Troniс с автоматизированным переключением и установку дисковых тормозов на всех колесах.
Модернизированный 12,6-литровый дизель мощностью 380...530 л.с. расходовал на 1,5...2,1% меньше топлива, а синтетическое масло нужно было менять через каждые 120 тыс. км. Благодаря усилиям конструкторов шасси новых автомобилей удалось сделать легче на 310 кг, а кабины еще более комфортабельными для водителя и его напарника.
Многофункциональный руль позволяет водителю, не отрываясь от «баранки», управлять целым рядом бортовых систем: от круиз-контроля до сотового телефона с hands-free |
Серии XF95 предстоит еще долгая жизнь на конвейере, тем не менее гамма грузовиков, предлагаемых в 2005 г., пополнилась новинкой DAF- XF105, о которой мы расскажем подробнее.
Мощный и дружелюбный
Создатели новых грузовиков на презентации подчеркивали, что XF105 не революционный, а эволюционный по своей концепции обновления вариант хорошо зарекомендовавших себя прежних версий. Новый флагман семейства не сменит на конвейере прежние модели XF95, а лишь дополнит их. Сохранив все фирменные стилевые особенности дизайна, его кабина отличается от прежней солидностью. Новая крупная облицовка радиатора; закругленная верхняя часть крыши кабины Super Space Cab со встроенными прожекторами; новые ксеноновые фары, поставляемые, правда, в качестве опции; привлекающие взгляд комбинированные фонари на переднем бампере вместе с окрашиваемыми в цвет кабины корпусами зеркал заднего вида создают оригинальный образ тягача, стоящего на самой верхней ступеньке гаммы. Двумя словами его можно охарактеризовать как мощный и одновременно дружелюбный.
В интерьере кабины произошли кардинальные изменения. Их цель – удовлетворить все требования водителей, предо-ставив им пространство для обитания в течение нескольких дней, приятное для работы и отдыха.
Под дефлекторами и клавишами расположена вместительная полка с бортиком для хранения полезных мелочей |
Применение нового низкого силового агрегата позволило уменьшить высоту моторного тоннеля, что сразу сказалось на существенном изменении восприятия внутреннего объема. Кабина стала просторнее и перемещаться в ней легче. Убирающийся рычаг переключения передач (в версии с коробкой AS-Tronic он отсутствует вовсе) не мешает проходу от водительского места в спальный отсек. Заново сконструированная спальная зона включает две просторные полки, нижнюю можно использовать как комфортабельный диван. Для удобного доступа к верхней полке предусмотрена складная алюминиевая лестница с широкими ступеньками. Под полкой расположено несколько вещевых ящиков. При желании туда можно установить 45-литровый холодильник, в котором помещаются вертикально даже высокие бутылки. Их можно установить в держатель, расположенный в пределах удобного доступа от водительского сиденья. Дизайнеры предусмотрели даже специальную вешалку для полотенца.
Эргономика рабочего места водителя подверглась ревизии, и на модели XF105 она более совершенна. В качестве опции поставляется рулевое колесо новой конструкции с надувной подушкой безопасности и встроенными подсвеченными переключателями для включения ряда систем, таких как круиз-контроль, управление скоростью на спусках и телефон. Органы управления другими ключевыми функциями, включая коробку передач AS-Troniс, расположены на рулевой колонке.
На верхнюю полку ведет удобная лесенка. Обратите внимание на продуманную систему подсветки жилого пространства |
Переключатели управления четырьмя большими зеркалами и на приборной панели оборудованы системой подсветки. На передней панели есть три отсека, расположенных один над другим, в которые можно установить не только аудиосистему, но и дисплей навигационной системы или встроенного компьютера, чтобы они находились в зоне обзора водителя.
Система отопления и вентиляции с автоматической регулировкой температуры управляется удобно расположенными переключателями, а в центре приборной панели установлен информационный дисплей с важнейшей информацией о состоянии автомобиля. Впервые на этот дисплей стали выводиться величины осевых нагрузок, причем не только тягача, но и полуприцепа. Серия XF105 предлагается с двумя типами кабин: Space Cab (внутренняя высота 1885 мм) и Super Space Cab (высота от пола до потолка – 2265 мм).
Новый двигатель с новыми техниxескими решениями
Двигатель PACCAR MX с рабочим объемом 12,9 л, разработанный и производимый на заводе DAF Trucks в Эйндховене, сначала будет выпускаться в вариантах мощностью от 410 до 510 л.с., с крутящим моментом от 2000 до 2500 Н·м. В будущем планируется выпустить версию двигателя мощностью 560 л.с. Разработанный «с нуля» новый шестицилиндровый двигатель сочетает отличные рабочие характеристики с экономичным потреблением топлива.
В зависимости от комплектации приборная панель и консоль могут быть отделаны пластиком «под дерево» или в спортивном стиле «полированным алюминием» |
Применение высококачественных материалов, таких как чугун со связанным графитом, в блоке цилиндров и головке блока цилиндров и широкая функциональная интеграция обеспечивают высокую надежность и долговечность. В конструкции двигателя множество интересных технических нововведений. Перечислим главные из них. В блоке цилиндров и головке блока количество трубопроводов было максимально сокращено для того, чтобы уменьшить количество комплектующих и поднять надежность соединений. Конструкторы применили гильзы мокрого типа для оптимального охлаждения цилиндров. Это решение было принято и для того, чтобы дать возможность установить распределительный вал в блоке, уменьшив тем самым высоту двигателя.
Двухступенчатый турбонаддув с регулируемым перепускным клапаном помимо высокой мощности обеспечивает высокий крутящий момент в широком диапазоне оборотов двигателя, в то время как турбина нагружается меньше, что увеличивает ее ресурс.
Система впрыска топлива высокого давления, разработанная совместно с компанией Delphi, полностью встроена в блок цилиндров. По необходимости может быть выбран ранний или поздний впрыск или одновременное использование двух режимов. Другой уникальной отличительной чертой нового двигателя является система изменения давления впрыска, которая регулируется электроникой. Впускной коллектор интегрирован в головку блока цилиндров, а масляный фильтр, масляный термостат и охладитель масла объединены в один модуль.
Создатели кабины сто пятой серии предусмотрели даже вешалку для полотенца |
Мощный встроенный декомпрессионный тормоз имеет максимальную тормозную мощность 325 кВт, в том числе не менее 200...250 кВт в диапазоне рабочих оборотов двигателя. Это обеспечивает максимально комфортное движение под уклон, особенно с установленной в качестве опции системой управления скоростью на спусках, связанной с круиз-контролем.
Двигатели PACCAR MX благодаря применению системы снижения вредных выбросов с помощью реагента AdBlue и каталитического нейтрализатора SCR соответствуют требованиям стандартов Еuro 4 и Еuro 5 даже без установки сажевого фильтра.
Кроме перечисленных интересных технических решений нельзя не отметить, что в приводе генератора и кондиционера используются поликлиновой ремень, клапанная крышка, выполненная из композитных материалов, со встроенной системой вентиляции картера. Блок распределительных шестерен находится в задней части блока цилиндров, применены оригинальные стальные поршни, объединенные насос высокого давления и подкачивающий насос, алюминиевый картер сцепления, новый привод толкателей с интегрированным механизмом декомпрессии. Последняя система увеличивает эффективность торможения при низкой частоте вращения двигателя. Еще одна новая разработка – это двухступенчатый воздушный компрессор, созданный совместно с компанией Wabco.
В специальный карман помещается 1,5-литровая пластиковая бутылка |
Что касается разницы в цене на автомобили, то специалисты завода сообщили следующее. При росте цены на 10...15% по сравнению с XF95 грузовые автомобили, соответствующие нормам Еuro 5, по сравнению с грузовыми автомобилями, соответствующими нормам Еuro 3, будут дороже для потребителей на 7–8 тыс. евро. Версия грузового автомобиля, соответствующего нормам Еuro 4, будет дороже версии, отвечающей требованиям стандарта Еuro 3, на 5–6 тыс. евро. Для покупателей, желающих приобрести грузовики с дизелями в исполнениях Еuro 3 и Еuro 4 DAF Trucks будет продолжать их производство до тех пор, пока они будут востребованы.
За последние несколько лет DAF Trucks полностью переоборудовал свой моторный завод. В настоящее время он полностью готов для массового выпуска новых двигателей. Было закуплено новейшее оборудование, в частности для изготовления крышек коренных подшипников коленвала методом разрушения. Ранее в производстве прежних двигателей использовался этот метод для получения крышек шатунных подшипников, теперь эта продвинутая технология нашла применение в производстве крышек коренных подшипников двигателя МХ.
Новый двигатель PACCAR MX соответствует требованиям Еuro 4 и Еuro 5 |
Высокую эффективность эксплуатации гарантирует не только новый двигатель с объявленным пробегом до капитального ремонта не менее 1,5 млн. км. Не менее важную роль играют новые коробка передач и одноступенчатый задний мост. Они обеспечивают минимальные потери мощности в трансмиссии и тем самым меньший расход топлива. Возможность выбора механической 16-ступенчатой коробки передач ZF или автоматической 12-ступенчатой коробки передач AS-Tronic и различных передаточных чисел заднего моста позволяет подобрать идеальную трансмиссию для любой транспортной задачи.
Благодаря размещению воздушных баллонов и компонентов тормозной системы с внутренней стороны рамы освободилось место для дополнительных больших топливных баков. Суммарная емкость топливных баков XF105 может достигать 1500 л. DAF предлагает топливные баки из алюминия и из стали. Для реагента AdBlue системы SCR устанавливается бак емкостью 50 или 75 л. Последний вариант достаточен для плеча перевозок около 4500 км. Наряду с обычным указателем уровня топлива на панели приборов предусмотрен указатель уровня для бака с раствором AdBlue.