Догонялки в стиле авангард
Отечественные производители все чаще засматриваются в сторону Европы. Очень уж заманчива перспектива проникновения на этот рынок, поэтому и стараются они придать своей продукции европейский уровень. С одной стороны, такие попытки сегодня кажутся наивными, а с другой – именно они помогут нам создать в скором времени качественные и конкурентоспособные машины.
Не первый раз ОАО «Транс-Альфа» (ранее Вологодский машиностроительный завод) делает попытку заинтересовать европейских потребителей своими троллейбусами. В 2003 году они выставляли практически серийный, но специально доработанный до европейских требований низкопольный троллейбус ВМЗ-5298-01 на выставке в Мадриде. Заказов тогда не получили, зато заявили о себе как о производителе.
В этом году была предпринята вторая попытка, теперь уже со специально разработанной европейской версией низкопольной машины ВМЗ-5298-01-70 под наименованием «Авангард». Главное ее отличие не столько во внешнем виде с доработанным дизайном и более качественной внутренней отделкой, сколько в применении электрооборудования чешской фирмы Cegelec в сочетании с шестиполюсным асинхронным тяговым двигателем фирмы Pragoimex с пониженным максимальным числом оборотов (2600 мин–1) при сохранении всех остальных тягово-скоростных характеристик. При меньших оборотах двигателя – меньше уровень шума и выше его ресурс. Тяговый преобразователь троллейбуса выполнен на базе IGBT-модулей.
По европейским стандартам кабина водителя не отделена сплошной перегородкой от салона |
ВМЗ-5298-01-70 оснащен системой автономного хода на суперконденсаторах, которые дают ему возможность преодолеть участок бесконтактной сети до 3 километров. Для полной зарядки конденсаторов требуется не более 15 минут работы под контактной сетью. На «Авангарде» установлены еще новые для нас полуавтоматические токоприемники с дистанционным управлением, в результате чего троллейбус лишился привычной для него лесенки сзади и больше – никаких веревок от штанг!
На троллейбусе установлена автоматическая система обнаружения и тушения пожара, финская информационная система с маршрутными табло на светодиодах. Предусмотрена функция книлинг – наклон троллейбуса вправо на остановках для удобства входа и выхода пассажиров.
«Авангард» хотели этим летом представить на выставке в Финляндии, но из-за бюрократических и таможенных проволочек не сложилось, и троллейбус первый раз показали широкой публике в сентябре на Московском автомобильном форуме (МАФ).
Интересная дизайнерская задумка с комбинацией задних фонарей испорчена некачественным изготовлением (обратите внимание на щель снизу) |
При осмотре нового троллейбуса понимаешь, что это всего лишь глубокий рейсталинг серийно выпускаемой «Транс-Альфой» низкопольной машины. Кузов остался тем же, изменились лишь торцы, в дизайне которых учтены последние тенденции мирового автопрома, но оригинального стайлинга, к сожалению, не получилось. Оригинальность «Авангарду» придают лишь застекленные нижние борта кузова в центральной части троллейбуса, чтобы люди в инвалидных креслах, сидящие ниже обычных пассажиров, имели лучший обзор. Но на практике глаза пассажира в инвалидной коляске будут находиться чуть выше или на уровне панели силового каркаса, и в нижнее окно они смогут увидеть только асфальт. А вот как раз специальных мест для фиксации инвалидной коляски почему-то здесь нет. Да и кнопки для связи с водителем, надо полагать, тоже.
Поспешив застеклить нижние борта кузова, разработчики машины сделали ее запоминающейся, но в эксплуатации это нововведение, скорее всего, не приживется. Троллейбусы нижней частью бортов в депо и на улицах притираются почти постоянно, и стекла придется беречь! Достойны критики и декоративные экраны на крыше, призванные закрывать электрооборудование, сделаны они примитивно и оттого просто некрасивые.
Есть за что еще критиковать «Авангард», но стоит взглянуть на машину с другой стороны: вологжане целенаправленно ведут атаку на европейский рынок, пусть пока еще с малым обратным эффектом. Но с таким упорством, что можно не сомневаться: они приведут свою продукцию действительно к европейскому уровню, наберутся опыта и подтянут свои технологии изготовления до необходимых высот.