Грузовик с «мезонином»
Недавно Европейская комиссия приняла решение, упрощающее процедуру перевозки грузов и пересечения границ на автомобилях полной массой до 13 т (вместо ранее разрешенных 7 т). Ведущие автомобильные компании мгновенно отреагировали на это нововведение появлением новых моделей автомобилей. Все бы хорошо, если бы не одно «но».
Автомобили этой категории нерационально оснащать спальными кабинами, слишком много места они «съедают», да и снаряженная масса увеличивается, но уменьшается масса перевозимого груза. А ведь этим машинам предстоит пересекать Европу от Хельсинки до Афин и от Лондона до Варшавы. И водителям надо где-то спать.
Идея обеспечить практически любой грузовой автомобиль отдельным спальным местом пришла в голову Олдржиха Седлачека из небольшого чешского городка Границе не случайно. Можно даже сказать, он ее выстрадал. В недавнем прошлом Олдржих занимался частным извозом на небольшом грузовике Avia и развозил одежду с фабрики по нескольким крупным магазинам. Модные вещи надо было ночью погрузить на фабрике и доставить за 300 км к открытию магазина. Спать приходилось урывками в тесной кабине, ни о каком комфорте речь просто не шла. И тогда Олдржих, призвав на помощь жену и старого приятеля, сделал первый в своей жизни пластиковый «спальник» на кабину своей машины. В нем можно было с комфортом отдохнуть днем и даже переночевать.
Заказы от соседей посыпались на Седлачеков как из рога изобилия. Оставив извоз, Олдржих полностью переключился на изготовление спальных модулей. За первый год (а было это 10 лет назад) начинающие фабриканты собрали 80 модулей, за следующий – уже 200. Последних 3 года компания Pony Auto Trend руками 85 рабочих выпускает более 1 300 модулей ежегодно. Сейчас название компании Pony Auto Trend известно едва ли не всем европейским транспортникам и дилерам фирм, выпускающих грузовики. По дорогам Европы колесит более 8,5 тыс. автомобилей, оснащенных жилыми модулями чешского производства.
«Спальники» оказались востребованными чуть ли не во всех европейских странах. Интегральный спальный модуль, так официально он называется, изготавливают методом вакуумной формовки из пенополиуретана. Изнутри его оклеивают специальной мягкой тканью на тонком поролоне, использующейся для отделки салонов автобусов. Рисунок подобран так, чтобы скрыть все швы, даже внутренние, и создать впечатление единого пространства.
В модуле предусмотрено не только общее освещение, но и специальная лампа для чтения. Два боковых окна из растрированного полупрозрачного пластика и большой люк в крыше обеспечивают отличное естественное освещение и вентиляцию. Лабиринтные уплотнения люка и окон полностью исключают попадание влаги внутрь. Предусмотрена установка антенны для подключения автономной аудиосистемы и пара шкафчиков для мелких вещей в передней стенке модуля.
Переселение в модуль не составляет большого труда. В потолке кабины либо прорезают отверстие, либо используют штатное место для монтажа люка, входящего в дополнительную комплектацию многих моделей. Попасть в «спальник» можно по съемной лестнице или прямо с сиденья. Все модули имеют откидные или сдвижные панели, которые укладываются на пол изнутри и полностью отделяют «спальню» от кабины.
Сейчас в программе компании Pony Auto Trend пять типов спальных модулей объемом 1,37, 1,77, 1,85, 2,43 и 2,65 м3, названных Pony Fantasy.
Самый маленький из них Fantasy I готов гостеприимно предложить путнику односпальный матрац размером 110х205 см при внутренней высоте модуля 83 см. Его «носители» – легкие грузовики, одноклассники нашей «Газели». Многие перевозчики, работающие на относительно коротких международных перевозках, высоко оценили уровень комфорта и экономичность грузовиков полной массой до 3,5 т и широко используют их на расстояние до 500 км. Однако их почти непреодолимым недостатком было отсутствие спального места. С появлением «малыша» от Pony они его лишились. Небольшие Boxer, Daily, Sprinter и «иже с ними» в изобилии курсируют по европейским трассам, не боясь высоких требований к отдыху водителя в пути, предъявляемых профсоюзами транспортников и полицейскими разных стран.
Fantasy II – более крупная конструкция с нормальным полноразмерным полуторным матрацем (135х205 см). Его «носители» – автомобили полной массой до 7–8 т. Европейские и корейские «родственники» московского «Бычка» и новых «развозников» из Минска и Набережных Челнов давно оснащаются такими спальными модулями, превращаясь в своеобразных мини-дальнобойщиков, тем более, что они дополняются двухосными прицепами. Интересно, что по статистике компании Pony Auto Trend модели Fantasy I и Fantasy II составляют две трети объема продаваемых «спальников».
Fantasy II XL – это просто роскошная спальня в мансарде площадью 3 м2 и с высотой «потолка» почти 90 см. Очень часто такой модуль устанавливают на автомобили, уже имеющие одно штатное спальное место в кабине. Для второго в ней места нет, а потребность есть, самое время пристроить дополнительную коечку. Так, 13-тонные бортовые грузовики или тягачи на их шасси легко превращаются в трансконтинентальный автопоезд с экипажем из двух водителей.
Двуспальный модуль Fantasy II XXL – находка для дальнобойщиков. Дооборудовать длинную кабину с одним спальным местом дополнительной «спальней» объемом почти 2,5 м3 дешевле, чем заказывать кабину с двумя «койко-местами». При этом уровень комфорта в модуле такой же, как и в кабине – внутренняя высота модуля 90 см, встроенная «акустика», местное освещение, шкафчики для вещей!
Несмотря на внушительные размеры (226х180 см), модуль Fantasy Space Master все же скорее «палочка-выручалочка», чем постоянное жилье – высота модуля всего 65 см. Зато водитель невысокого роста может спокойно устроиться не поперек, как обычно, а вдоль модуля, положив подушку в самой высокой его части. Эти спальники предназначены для таких крупных автомобилей как Volvo FM, Mercedes, DAF, Renault, MAN, IVECO. Российскому сердцу, естественно, ближе МАЗ или «Урал».
Казалось бы, простая вещь – «коробка» для сна. На самом деле, в своеобразной «библиотеке» компании Pony Auto Trend хранятся пресс-формы «спальников» для 85 типов автомобилей 20 ведущих мировых компаний. Модуль точно повторяет конфигурацию крыши, к которой крепится намертво болтами. Стыки заделываются герметиком так, чтобы полностью исключить паразитные потоки воздуха в щелях, ухудшающие аэродинамику машины и создающие довольно сильный шум.
Форма спального модуля играет большую роль в улучшении аэродинамических качеств автомобиля и снижении расхода топлива. Для усиления этого эффекта его можно дополнить боковыми и верхним спойлерами. Дороже, но внешне смотрится куда выигрышней. Интересно, что для простоты ремонта или замены они крепятся к корпусу «спальника» на болтах. По мнению специалистов Pony, именно они чаще всего страдают во время неудачного маневра или от сильного удара.
«Спальники» – не единственная продукция компании. Она выпускает серию спойлеров Wind Master. Комплект своеобразного «конструктора» состоит из четырех деталей – верхнего спойлера, 15-сантиметрового уширителя и двух боковых спойлеров. Конструкция их крепления позволяет менять профиль и площадь комплекта в зависимости от типа и размера кузова, направляя воздушные потоки вверх или в стороны.
Для создания целостного впечатления от кабины с установленным на ней модулем крайне важно подобрать цвет «спальника», для чего применяют компьютерный подбор компонентов эмалей. В итоге установленный на кабине «бокс» смотрится как единая конструкция, придавая автомобилю свой, индивидуальный стиль. Установив выносные габаритные огни, козырек над ветровым стеклом автомобиля или хромированные «дудки» пневматического сигнала, можно дополнить экстерьер. Главное – не включить сигнал, когда наверху спит сменщик (а конструкция модуля допускает пользование им в движении). Того и гляди, бедолага с перепугу слетит с двухметровой высоты на шею ничего не подозревающего водителя.
Своим успехом компания Pony Auto Trend обязана не просто удачному стечению обстоятельств. В его основе лежит личный опыт Олдржиха Седлачека, исколесившего когда-то на потрепанном грузовике всю Чехию. Точно выбранная им ниша, лежащая на стыке новых решений в области дорожного сервиса и расширения возможностей обычного автомобиля, помноженные на грамотный экономический расчет.