Scania: появилась R-серия
О том, что Scania приступает к выпуску тяжелых грузовых автомобилей новой R-серии, автомобильный мир узнал в последний день марта. Модели этой серии, предназначенные для магистральных перевозок, еще больше расширяют ассортимент компании. В начале апреля на презентации R-серии удалось побывать и российской группе журналистов, которые могли «напрямую» пообщаться с создателями грузовиков, а также провести несколько часов за рулем автомобилей на полигоне компании. На пресс-конференции Лейф Остлинг, президент и председатель совета директоров Scania, отметил: «При разработке нового модельного ряда инженеры и дизайнеры сосредоточили свое внимание на улучшении эргономики рабочего места водителя, а также на предоставлении владельцу грузовика возможности более полно использовать потенциал автомобиля. Мы уменьшили массу машин, повысили их надежность и производительность, сохранив все те черты, которые позволяют безошибочно угадать характер изделий с маркой «Scania».
В первый день организаторы устроили выезд группы из Стокгольма на теплоходе, и первые впечатления о новинках были получены на одном из многочисленных островов, среди выступающих из земли скальных пород, то и дело встречающихся как в столице, так и ее окрестностях, под вековыми соснами загадочного северного леса. Да, в Швеции умеют ценить природу, и многое делают для ее сохранения. И установка с осени 2004 г. на грузовики R-серии нового 420-сильного дизеля, отвечающего еще не введенным в Европе нормам Euro-4 – большое достижение, которое, впрочем, не удивляет. Уровень выбросов по окислам азота у него снижен на 30%, а по твердым частицам – на все 80%.
Следующий день был посвящен более близкому знакомству с техническими особенностями автомобилей и их ходовыми качествами. Журналисты стали гостями главного офиса Scania в небольшом городе Седертелье, в 35 км к северу от Стокгольма. Именно здесь расположены крупнейшие заводы фирмы, на которых 5 900 рабочих и служащих делают двигатели, различные компоненты, собирают грузовики, а также автобусные шасси. Мосты для сборки поступают со специализированного предприятия в Фалуме, а кабины – с завода в Оскарсхамне.
Из первого сообщения мы узнали, что прошедший, 2003 г. для фирмы Scania был удачным. Общие продажи грузовиков и автобусов достигли 49 955 ед. (43 669 ед. в 2002 г.), а рыночная доля компании в Западной Европе выросла с 13,5 до 14%. Самым крупным импортером грузовых автомобилей Scania стала Великобритания (продано 6 570 грузовиков, доля на рынке – 30,1%), на 2-м месте по числу вновь зарегистрированных грузовиков находится Бразилия (4 106 машин), затем следует Франция (3 720), Испания (3 448), Германия (3 436) и Италия (2 826). Кстати, и в России успех компании налицо. Из 2,4 тысяч новых тяжелых импортных грузовиков, ввезенных в 2003 г., наибольшая доля – 36,8%, принадлежит продукции Scania.
Созданию R-серии предшествовала большая подготовительная работа, в частности, включающая обширные маркетинговые исследования. Более 1 000 водителей и владельцев грузовиков Scania четвертого поколения, дебют которого состоялся в 1995 г., были опрошены, чтобы собрать необходимый материал для улучшения конструкций.
В течение пяти последних лет модернизирован производственный процесс на заводах фирмы, увеличена производительность сборочных производств, усовершенствованы и внедрены новые типы испытаний перспективных автомобилей, организован участок сборки новых автомобилей для отработки технологического процесса с последующим переводом моделей на основные сборочные конвейеры.
Первые автомобили R-серии были изготовлены задолго до официальной презентации, еще в сентябре 2003 г. Их передали автотранспортникам, чтобы получить заключение о проведенной инженерами работе. Всего таких предсерийных машин до весны 2004 г. собрали около 600. И только после устранения всех «детских болезней» и идеальной отладки производства позвали журналистов и официально объявили о дебюте R-серии. Кстати, общий пробег первых опытных грузовиков нового модельного ряда, испытания которых проводили заводчане, к этому времени превысил 3 млн. км. Кроме того, 50 опытных образцов, переданных транспортным фирмам 13 стран, накатали около 4 млн. км.
Чем же отличается R-серия от хорошо известных грузовиков Scania четвертого поколения?
Начнем с внешнего вида. Кабины, сохранив каркасы и базовые размеры, благодаря оригинальной, широкой, открывающейся вверх передней панели смотрятся более стильно. Скругленная в плане форма кабин и новых бамперов благотворно сказалась на аэродинамике, что улучшило экономичность машин. Измененная центральная облицовка радиатора вместе с новыми боковыми дефлекторами усилили традиционное восприятие внешности тягачей Scania как машин исключительно мощных, солидных, надежных и динамичных. Впервые на моделях R-серии Scania применила вкленные в проем ветровые стёкла, что, думается, не вызовет восторга у наших перевозчиков.
Впервые к вариантам спальных кабин со стандартной и высокой крышей (Topline) добавили средний по высоте вариант.
Многочасовые продувки в аэродинамической трубе позволили усовершенствовать форму спойлеров на крыше. Благодаря им на тягаче, работающем с полуприцепом на международных рейсах, удалось уменьшить сопротивление воздуха на 15%. Подобные спойлеры-дефлекторы с кабинами Topline доступны на рынках, где разрешена максимальная высота автопоездов от 4,3 до 4,5 м. С боковин кабин новых грузовиков исчезли откидные ступеньки, входившие в список заказного оборудования. Невозможно не заметить и новейших ксеноновых фар, устанавливаемых по заказу на самые мощные версии. На нижней поперечине облицовки радиатора впервые появилось новое обозначение модели, к примеру, R580. От системы старых обозначений Scania отказалась. Обновленный дизайн кабин R-серии полностью соответствует фирменному стилю, характерному для прежних моделей.
Что касается интерьера кабины, то здесь заметны более радикальные перемены. Внут-реннее пространство кабин кажется увеличенным, и это не обман зрения. Дело в том, что кабины грузовиков R-серии приподняты относительно рамы на 70 мм, что позволило получить почти ровный пол и улучшить охлаждение двигателей набегающим потоком воздуха. Высота туннеля над дизелем составляет всего 145 мм, не препятствуя передвижению членов экипажа внутри кабины.
Специалисты по эргономике предложили новый, усовершенствованный вариант рабочего места водителя, что потребовало изменений в креплении рулевой колонки, разработки новых приборных панелей (их две: «длинная» и «короткая»), замены старых приборов и установки новых сидений. Кабины получили новую, более эффективную систему отопления и вентиляции, по заказу возможна установка климат-контроля.
Согласно пожеланиям транспортников конструкторы увеличили число ящиков внутри кабины для хранения одежды, документов, провизии и т.п. В середине центральной консоли появились держатели для чашек и бутылок с водой. Двухсекционный холодильник занял место под нижней полкой между креслами. Полностью переработана компоновка спальных полок. Верхняя кровать, располагавшаяся ранее в кабинах Topline над приборной панелью, переместилась на более традиционное место – заднюю стенку. Ее ширина стала намного меньше: 70 см вместо 88 см у Topline, но это больше 60 см у кабин других типов. Ширина нижней полки при этом увеличилась с 70 до 80 см.
На приборной панели появился жидкокристаллический дисплей бортового компьютера и тахометр со светящимся зеленым сектором, загорающимся, если режим двигателя отличается от экономичного, а на автомобилях, оснащенных автоматизированной трансмиссией Opticruise, под рулевым колесом появились многофункциональные подрулевые переключатели. Между нижними спицами, в центре самого рулевого колеса, разместили клавиши управления магнитолой, круиз-контролем и борткомпьютером. Теперь грузовики Scania полностью соответствуют самым последним тенденциям в вопросе организации рабочего места водителя и оптимального размещения органов управления.
При разработке семейства грузовиков R-серии конструкторы использовали все лучшее, что было в моделях, запущенных в производство после 1995 г. Вместе с тем они модернизировали многие узлы и агрегаты, добавили новые компоненты. Интересно, что доля уже выпускаемых узлов составила 65%. Среди хорошо известных агрегатов – 6-цилиндровые рядные дизели: DC 1108 (430 л.с., 1 600 Нм), DC 1109 (380 л.с., 1 800 Нм) рабочим объемом 11,0 л; 12-литровый DC 1214 мощностью 420 л.с., развивающий максимальный крутящий момент 2 100 Нм, его 470-сильная модификация DT 1206; а также V-образный 8-цилиндровый 16-литровый дизель DC 1604 (580 л.с., 2 700 Нм).
Новинками в этой гамме силовых агрегатов, предназначенных для R-серии, являются два: DT 1211 420, производство которого планируется с сентября 2004 г., впервые в истории фирмы соответствует экологическим нормам Euro-4, вводимым в Европе с октября 2005 г., и 500-сильный V-8 модели DC 1604 500, отвечающий нормам Euro-3 и сменивший в производстве прежний 480-сильный вариант. Его максимальный крутящий момент достигает 2 400 Нм.
Глава отдела развития силовых агрегатов Урбан Йоханссон (Urban Johansson) с нескрываемой гордостью представлял 420-сильную новинку журналистам. «Scania постоянно совершенствует выпускаемые дизели. Наша цель – достигнуть высокой топливной экономичности в рамках требований каждого внедряемого в жизнь экологического стандарта. Испытания новых дизелей Euro-4, показали, что по расходу топлива они практически идентичны дизелям Euro-3. Это большое достижение! В процессе разработки дизеля пришлось оптимизировать его систему управления, улучшить работу форсунок, турбокомпаундной системы, а также создать новую систему рециркуляции отработавших газов. Электрооборудование новых грузовиков R-серии содержит электронные блоки, соединенные между собой мультиплексной шиной CАN, существенно снизившей массу и облегчившей поиск неисправностей. Новая система электронного оснащения позволила более точно управлять как самим двигателем, так и его взаимодействием с автоматизированной трансмиссией Opticruise, что также способствовало уменьшению расхода топлива. Для снижения эмиссии окислов азота конструкторы разработали новую систему SCR (Selective Catalytic Reduction), подающую чистый воздух и раствор мочевины в каталитический нейтрализатор. Вместе с системой рециркуляции отработавших газов ЕGR ее применение позволило не только достичь соответствия требованиям Euro-4, но и сохранить прежний расход топлива».
Завершая рассказ о новом двигателе, Урбан Йоханссон просил отметить, что 420-сильный дизель, удовлетворяющий нормам Euro-4, имеет уровень выбросов по окислам азота и твердым частицам, сниженный соответственно на 30 и 80%. Действительно есть, чем гордиться!
В течение технической презентации была возможность подробно познакомиться с узлами трансмиссии и ходовой части автомобилей. Большинство применяемых на грузовиках R-серии механических коробок передач не претерпело изменений. Обновилась лишь коробка, работающая в паре с 580-сильным дизелем, развивающим максимальный крутящий момент 2 700 Нм. Теперь ее в базовой комплектации оснащают системой охлаждения, устанавливаемой в качестве заказного оборудования для других трансмиссий.
Модели грузовиков R340 и R380 оснащают коробками GR900 с числом ступеней 8+1 или 12-ступенчатыми GRS890.
Грузовики R420, R470 и R500 комплектуют коробками GRS900 (12+2 ступени). Самые мощные машины (R580) выпускаются с коробками GRS920, имеющими 12+2 ступени. По заказу коробки передач могут быть дополнены ретардерами и автоматизированной системой управления Opticruise, адаптированной к моделям R-серии с электронной шиной CAN, причем модернизация системы Opticruise позволила повысить ее быстродействие и четкость включения передач. По желанию водителей педаль сцепления на грузовиках R-серии была сохранена. Водители считают, что управление с ее помощью облегчает вождение автомобиля при движении на низких скоростях, маневрировании, движении задним ходом и т.п.
Главным нововведением в механизме сцепления моделей R-серии стала система защиты дисков сцепления от износа при старте (заказное оборудование), воздействующая на электронную систему управления дизелем. Как только водитель выжимает педаль сцепления перед стартом, обороты дизеля автоматически ограничиваются 900 мин-1. Этого более чем достаточно для нормального старта, и вместе с тем снимает с водителя заботу о старте автомобиля с минимальным проскальзыванием дисков сцепления. Новая система продлевает срок службы агрегата и уменьшает объем технического обслуживания автомобиля в течение срока его эксплуатации.
Грузовики R-серии выпускают с колесной формулой 4х2, 6х2, 6х2/4 (с двумя управляемыми осями) и 6х2х4 (с задними управляемыми колесами). Новый задний мост модели R660, рекомендуемый к установке на шасси с 11-литровыми дизелями, стал весить на 80 кг меньше, чем прежний, модели R780. Все мосты можно заказать с блокируемыми межколесными дифференциалами, в том числе действующими в автоматическом режиме.
Грузовые автомобили R-серии получили также дисковые тормоза на всех колесах с электронным управлением нового поколения EBS. Достоинством новой системы является то, что она учитывает нагрузку, приходящуюся на каждое колесо. Теперь одно и то же усилие на педали тормоза соответствует адекватному торможению груженого и порожнего автомобиля. Быстрота реакции системы стала выше, что гарантирует более точный контроль со стороны водителя над процессом торможения. Кстати, ход педали тормоза с новой EBS заметно уменьшился. Необходимо только учесть, что эта система устанавливается в качестве стандартного оборудования на грузовики с пневмоподвеской на всех мостах, и в качестве заказного – на машины с рессорной подвеской.
АБС входит в список стандартного оснащения всех моделей R-серии, система электронной стабилизации ESP, предотвращающая аварии при ошибках водителя, доступна для тягачей с колесной формулой 4х2, пневмоподвеской и оборудованных системой EBS.
Специалисты компании Scania подсчитали, что средний расход топлива грузовиков R-серии, уменьшился на 3%. Не в последнюю очередь улучшение экономичности связано с большой работой, проведенной конструкторами по снижению массы снаряженных автомобилей. Общее облегчение двухосного шасси магистрального тягача достигает 270 кг. Заметим, что непрерывная работа по снижению собственной массы тягачей четвертого поколения, выпуск которых начался в 1995 г., уже привела к тому, что к 2004 г. грузовики стали на 400 кг легче, чем их предшественники. А теперь еще и дополнительные 270 кг «излишков» массы! Все это не могло не сказаться на снижении расхода топлива или повышении грузоподъемности. Откуда же набрались эти килограммы?
Кроме перечисленного для грузовиков R-серии сконструирована рама с новой пневмоподвеской ведущего моста, имеющей не два, как прежде, а четыре пневмобаллона. Применение новой подвески с V-образным верхним рычагом позволило «снять» с машины 40 кг. Уменьшение толщины лонжерона рамы с 8 до 7 мм за счет применения более прочной стали снизило массу рамы на целых 90 кг. Устранение проставки под седлом, которое теперь крепится непосредственно к раме, снизило массу еще на 85 кг. Не стоит говорить о том, что снижение материалоемкости никак не отразилось на ухудшении долговечности и надежности машин.
Тестирование автомобилей нового семейства R-серии на дорогах Демо-центра компании в Седертелье показало, что напряженная работа инженеров и дизайнеров фирмы не пропала даром. Налицо значительное повышение технического уровня машин. В новых автомобилях водителю удобнее находиться на своем месте и пользоваться как органами управления, так и большим количеством ящиков для багажа. Управлять тяжелыми машинами легко и приятно. Единственным замечанием, которое я бы сделал, является следующее: неудобно расположен многофункциональный колесный переключатель режимов работы (N, D, H, R) системы Opticruise и ретардером – слишком глубоко под спицами рулевого колеса. Обнаружилась эта особенность на участке дороги, имитирующем горный серпантин, когда нужно переключать режимы Opticruise при интенсивном рулении. Выбирать режимы приходится на ощупь, неестественно изогнув правую ладонь под обод «баранки», и не видя индикацию на самом переключателе.
С сентября 2003 г. постоянно идет наращивание объемов производства грузовиков нового семейства. Выпуск автомобилей для продажи клиентам в разных странах начался в апреле 2004 г. на заводе в Седертелье (Швеция), в мае – в Цвалле (Нидерланды), в июне начнется в Анжере (Франция). За R-серией последует производство моделей других обновленных серий. В России на грузовики R-серии уже принимаются заказы.