<<< Назад

«Французский батон» по-английски

А. Краснов

Всем известна любовь англичан к двухэтажным автобусам и неприятие в потоке транспорта сочлененных автобусов. Такое положение дел сохраняется еще со времен паровых дилижансов. Времена меняются, а «даблдеккеры» остаются, как бы их ни хотели убрать с улиц английских городов. А вот что касается сочлененных автобусов, здесь история непростая. В старые города с их узкими и извилистыми улочками им путь заказан. С другой стороны, пассажиропоток растет, и приходится выискивать маршруты, по которым такие «составы» могли бы пройти.

И работают на них универсальные транспортные средства нового поколения. Они используются как сочлененные автобусы с гибридным приводом, как трамваи – если на улице имеется рельсовая колея или одна средняя рельса, как троллейбусы – если проложены высоковольтные провода. На Британских островах этой темой серьезно начали заниматься относительно недавно, и в частности ирландская фирма Wright, член международного консорциума First Group со штаб-квартирой в Англии.

Фирма Wright состоит из нескольких научно-исследовательских центров и заводов по производству пассажирских автобусов различного класса (в том числе и двухэтажных, как же без этого!) и института по исследованию транспортных проблем. Так вот в 2004 году эта группа фирм разработала и показала широкой общественности макет автобуса-трамвая-троллейбуса под названием «f-t-r» (вольное сокращение от слова future – «будущее»). От англичан такого никто не ожидал, и новинка была принята без особых «восклицательных знаков», но, несомненно, замечена. Особенно интересный у нее дизайн.

Второе свое название – Streetcar – автобус получил чуть позже. Дело в том, что «стрит-карами» англичане называют трамваи, а в «f-t-r» заложены возможности малотоксичного дизельного автобуса с гибридным приводом, троллейбуса и трамвая на резиновых шинах.

В конце 2005 года на улицах Глазго появился реальный экипаж, внешне до мелочей повторяющий показанный ранее макет. Этот сочлененный автобус длиной 18 750 мм базируется на модифицированном шасси Volvo B7L. Изменения в шасси: укорочен передний свес, а передняя ось сдвинута вперед почти на 300 мм. Кроме того, радиатор, располагавшийся рядом с двигателем, «перекочевал» на крышу (причина этого пока непонятна).

Рядный 6-цилиндровый 7-литровый двигатель D7C275 развивает мощность 275 л.с., его выхлоп соответствует нормам Euro 3. Его агрегатируют с 4-ступенчатой автоматической коробкой передач. Подвеска осей шасси пневматическая. Такова сегодняшняя механическая начинка Streetcar.

По словам разработчиков, автобус следует обкатать и выявить слабые места, а тем временем группа инженеров доведет уже готовый гибридный привод с небольшим дизелем и мощной электрогенераторной установкой. Так что на фото только окончательный внешний вид, а механика «авто-трамвая-троллейбуса» в скором времени кардинально поменяется. Именно в связи с этим и были привнесены изменения в «вольвовское» шасси. По всей видимости, размеры доделываемой ныне ходовой части не вписывались в стандартные габариты шведской конструкции.

Несколько слов о дизайне нового транспортного средства. Дизайнеры постарались сделать все, чтобы новый Wright был максимально похож на скоростной рельсовый транспорт, а не на автобус. Они даже прикрыли передние колеса кожухами, чтобы кузов смотрелся как единое целое, такими же щитками закрыты колеса средней и задней осей. Сильно наклоненное ветровое стекло лишь подчеркивает скоростные требования разработчиков к своему творению, хотя понятно, что даже на загородных шоссе в Англии особенно не разгонишься, тем более на общественном транспорте. Одним словом, в дизайн кузова Streetcar умышленно заложено некое противоречие между желаемым и действительным. Правда, возможен еще один вариант – разработчики не открыли перед общественностью все козыри... Но время расставит все на свои места...

Передняя часть Streetcar выполнена в стиле автобусов Wright (на фото современный двухэтажный автобус этой фирмы, поставляемый в Гонконг). Декоративная фальшрешетка радиатора и форма ветрового стекла очень близки по стилю. Бамперная часть передка имеет дополнительные заборники воздуха для охлаждения тормозов – опять намек на высокие скорости? Расположенные там же дефлекторы работают только на высоких скоростях. На это же намекают вклеенные в поверхность кузова боковые стекла, не выступающие двери. Никаких выпуклых элементов, даже зеркала заднего вида прижаты к кузову как можно ближе.

Единственным «антискоростным» элементом является резко обрывающаяся задняя часть кузова. Здесь просто неизбежен срыв воздушного потока, турбулентные завихрения, и, как следствие, появляются силы торможения, сводящие на нет все ухищрения дизайнеров. В общем, дизайн кузова Streetcar – это клубок противоречий, который, возможно, будет распутан в ближайшее время.

Пассажирский салон и рабочее место водителя выполнены в футуристическом стиле. Пассажирские сиденья в головном вагоне имеют непривычную форму – эдакие полудиваны. Остальные напоминают привычные для нас автобусные. Не совсем обычна верхняя часть салона. Она имеет фальшпотолок, под которым спрятаны светильники, поэтому свет у пассажиров неяркий, рассеянный, что должно способствовать созданию уютной атмосферы.

Панель приборов водителя построена по необычной схеме. Все приборы (даже основные) вынесены в левую часть и закреплены на консольно подвешенной детали, а перед водителем находится большой дисплей непонятного пока назначения. В общем, все необычно, но эффектно...

Вероятнее всего, в 2006 году Wright Group представит нам окончательный вариант своего мегаавтобуса, тогда-то мы и получим ответы на многочисленные вопросы, возникшие при знакомстве с этой удивительной машиной.

Комментировать ... >>
Loading...