Maxus и «ГАЗель» в одной «группе»
Руководство «Группы ГАЗ» неоднократно заверяло, что малотоннажные автомобили нового поколения компании будут сконструированы такими, что после освоения в производстве не заменят, а, наоборот, дополнят семейство нынешних «ГАЗелей» и «Соболей». Теперь, когда вместо модели собственной разработки у «Группы ГАЗ» появился серийно выпускаемый английский Maxus, сделанный, естественно, без оглядки на существующие отечественные малотоннажники, вновь возникает вопрос: смогут ли близкие по многим потребительским характеристикам британские и российские аналоги ужиться друг с другом под крышей единой компании и не станет ли Maxus причиной скорого сворачивания производства нижегородских моделей?
«Группа ГАЗ» намеренно демонстрирует фургон в «леворукой» версии – маркетологи компании надеются на интерес к автомобилю в странах с правосторонним движением |
Для начала – краткая предыстория. О новом поколении нижегородских полуторок руководители «Группы ГАЗ» говорили достаточно давно, но весьма туманно. Ясность в вопросе наступила в последний день июля, когда российский концерн объявил о приобретении 100% акций независимой британской компании LDV Holdings. Эта фирма специализируется на производстве только одной модели автомобиля – малотоннажника Maxus, во многом аналогичного нижегородским моделям. В чем проявляется эта аналогия и не будут ли автомобили отбивать друг у друга покупателей?
Английские малотоннажники в отличие от российских одни из самых современных в своем классе. А значит, они конкурентоспособны в сравнении с другими европейскими моделями! Одно лишь то, что Maxus оснащен современным 2,5-литровым дизельным двигателем, делает его поистине бесценным приобретением для «Группы ГАЗ», страдающей от отсутствия собственных серийных малолитражных дизелей, что снижает экспортный потенциал «Соболей» и «ГАЗелей». Этот двигатель, в зависимости от модификации развивающий 95 или 120 л.с. при 3800 мин-1, располагает четырьмя клапанами на каждый цилиндр и оборудован системой распределенного впрыска топлива, турбонаддувом, а также интеркулером. Естественно, он удовлетворяет всем нынешним европейским экологическим нормативам и будет соответствовать новым, что вступят в силу через несколько лет. Это позволяет «Группе ГАЗ» осуществить давнюю мечту о широкомасштабной и долгосрочной экспансии своей продукции не только на рынки СНГ и некоторых развивающихся стран, но и в Западную Европу.
А может, и за океан. Одним словом, Maxus в руках «Группы ГАЗ» – не просто более современный автомобиль для замены собственных, порядком устаревших малотоннажников на уже освоенном ими внутреннем рынке. В первую очередь это автомобиль-интервент для завоевания зарубежных, весьма сложных с точки зрения конкуренции рынков легкой коммерческой автотехники. Экспансии в Европу способствует еще и получение российским производителем в придачу к английскому автозаводу развитой дилерской сети.
С европейскими и другими странами все понятно: на их рынках Maxus никак не пересекается с российскими полуторками. Но уживутся ли эти автомобили в России и странах СНГ, где ситуация прямо противоположная: «ГАЗели» и «Соболи» идут «на ура», а Maxus мало кто знает? На первый взгляд, как только английскую модель раскрутят в нашей стране, она начнет отбирать заказчиков у российских моделей. Судите сами: в настоящее время под именем Maxus выпускают коммерческие автомобили полной массой 2,8 и 3,5 т, по весовым характеристикам точные аналоги соответственно – «Соболи» и «ГАЗели», по габаритам тоже почти идентичны. В коротко- и среднебазной версии Maxus, который производят с тремя вариантами высоты кузова, по длине и высоте слегка превосходит «Соболь», а в длиннобазной – «ГАЗель». Полезные объемы кузовов английских фургонов и их российских аналогов не очень разнятся. Правда, в пассажирских версиях салон Maxus менее просторен – сказывается меньшая на 8,5 см ширина.
Maxus в варианте микроавтобус – явный кандидат стать маршрутным такси |
Но несмотря на это, на его базе выпускают как короткобазный 11-местный, так и длиннобазный 14-местный микроавтобусы со свободным сквозным проходом между рядами сидений. Так что если будет желание, «маршрутку» из автомобиля с увеличенной колесной базой сделать можно, причем вмещать она будет на одного пассажира больше, чем 13-местная «ГАЗель». Одним словом, по весовым характеристикам и габаритным размерам между английскими и российскими малотоннажниками наблюдается практически полный паритет. Но есть несколько нюансов, которые разводят эти автомобили по разным рыночным нишам даже в нашей стране.
В вариантах шасси или с бортовой платформой Maxus, в отличие от его предшествующей модели, просто не выпускают. С точки зрения импорта это не так страшно – на европейском, азиатском или латиноамериканском рынках подобные модификации востребованы меньше, чем цельнометаллические фургончики. Зато на внутрироссийском рынке, где наиболее популярной до сих пор остается бортовая «ГАЗель», Maxus просто не способен ей ничего противопоставить. А значит, сам по себе не несет угрозу преждевременному снятию с конвейера нижегородских малотоннажников. Скорее наоборот, для отечественных моделей он может выступить в качестве донора различных узлов и агрегатов, чем только повысит их конкурентоспособность.
Maxus – не конкурент «ГАЗели» и в грузопассажирском варианте, в котором кузов фургона разделен на пассажирское и грузовое отделения. Дело в том, что у «англичанина» в первом из них размещается не один, а два ряда сидений! Получается, автомобиль помимо груза может перевозить до девяти человек. Это поистине уникальные способности среди грузопассажирских малотоннажников!
Сравнивая Maxus с отечественными аналогами, стоит обратить внимание и на принципиальные отличия его конструкции. Например, на несущий, а не рамный кузов (именно по этой причине отсутствуют варианты шасси и с бортовой платформой), на односкатную ошиновку задних колес; на передний привод, позволивший увеличить пространство для груза, но объективно снижающий проходимость в сложных (особенно зимних) условиях, а также на более мягкую подвеску (передняя – независимая пружинная, задняя – однолистовая рессорная), поднимающую на новую ступень комфортабельность пассажирской и медицинской модификаций. Все эти особенности говорят о большей прогрессивности конструкции английского малотоннажника, что позволит ему прочно занять позиции в рыночных нишах, в которых трудно утвердиться более примитивной «ГАЗели».
Кроме того, следует учитывать, что «Группа ГАЗ» не намерена разобрать по винтикам приобретенный английский завод и перевезти его в Россию. Наоборот, производство в Англии планируется всячески развивать (в 2006 году в Бирмингеме должно быть выпущено 10 000 LDV Maxus). Более того, чтобы повысить его эффективность и улучшить экспортный потенциал, «Группа ГАЗ» пригласила двух авторитетных в автомобильных кругах британских менеджеров.
Благодаря мягкой подвеске Maxus идеально подходит для трансформации в «скорую помощь» |
Должность председателя Совета директоров LDV Holdings займет Мартин Лич, за плечами которого опыт работы президентом Ford Europe, директором по оперативным вопросам этой же компании и генеральным директором Maserati SpA. А генеральным директором станет Стив Янг, в прошлом работавший главой автомобильного направления в международной консалтинговой компании A.T. Kearney и занимавший руководящие должности в компаниях British Leyland и Ford Europe. Это означает, что на первых порах речь о переносе производства Maxus в Россию не идет, поэтому в нашу страну его будут импортировать. Так что внутрироссийская цена на английский малотоннажник будет значительно выше, чем на «ГАЗели» и «Соболи», что гарантированно разведет их по различным ценовым нишам. Падение цен на Maxus возможно лишь после 2008 года, когда его сборку начнут на ГАЗе. Но и тогда по стоимости он вряд ли сравняется с «коренными» нижегородскими полуторками, хотя бы по причине многочисленных импортных комплектующих и дорогостоящего дизеля.
Вывод из сказанного можно сделать следующий: Maxus и российские малотоннажники, несмотря на достаточно близкие массогабаритные характеристики, пересекаются лишь отчасти и только на рынках стран СНГ. А значит, конкурентной борьбы между ними почти не будет. Получается, что «Группа ГАЗ», не затратив ни одного дня на проектно-конструкторские работы, получила современный малотоннажник, дополняющий модельный ряд «ГАЗелей» и «Соболей», но отличающийся от них более высокой конкурентоспособностью, что открывает перед ним двери рынков любых развитых стран. Кроме того, по мнению аналитиков, приобретение LDV Holdings и последующее развертывание производства Maxus в России обойдется «Группе ГАЗ» значительно дешевле, чем разработка «с нуля» и запуск в серию собственного малотоннажного автомобиля нового поколения.