<<< Назад

Навигация по карману

А. Внуков

Навигационная техника, ставшая популярной в последнее время, продолжает завоевывать новых поклонников. Среди них не только путешественники, рыболовы и охотники, но и представители бизнеса разного уровня в сфере охраны, перевозок всеми видами транспорта, предприятий доставки, экстренных служб, такси и многих других областей. И здесь возникает вопрос: могут ли представители столь разноплановых направлений обойтись одним и тем же оборудованием и программным обеспечением? Ответ очевиден – конечно же нет.

Вот тут и начинается самое интересное – поиск необходимой системы, максимально удовлетворяющей потребностям предприятия и согласующейся с размерами его «кармана».

Бывают ситуации, когда руководитель предприятия (или другое уполномоченное им лицо) услышал или прочитал в популярном издании о положительном опыте применения новых навигационных технологий и хочет «скопировать» удачное техническое решение на собственном предприятии. Но при этом не учитываются особенности функционирования своего предприятия, и вместо положительного (в лучшем случае) получается нулевой эффект.

Иллюстрацией непродуманных действий может послужить часто встречающийся на практике подход к выбору системы. Обращается представитель предприятия с просьбой осветить какой-то вариант построения системы. Начинаешь осторожно расспрашивать, а почему заинтересовал именно этот вариант, и получаешь ответ: «Хочу знать, где автомобили и что делают водители». Объясняешь, что цены могут существенно варьировать от варианта построения системы, который в свою очередь определяется ее назначением и функциональной наполненностью. При этом обращаешь внимание на то, что для системы реального времени (позволяющей «посмотреть», где именно сейчас находится автомобиль) немаловажной расходной статьей будут эксплуатационные расходы на обслуживание каналов связи, по которым информация о местоположении будет поступать с борта транспортного средства на центр слежения. В ходе дальнейшего общения выясняется, что цель приобретения системы и контроль целевого использования транспорта могут быть достигнуты более дешевыми средствами – установкой так называемых «черных ящиков», позволяющих записывать информацию о всех перемещениях автомобиля и обрабатывать ее после возвращения транспорта из рейса, и соответствующего программного обеспечения. При этом экономятся средства на приобретение системы (в 1,5...2 раза) и отсутствуют эксплуатационные расходы.
Прежде чем приобщиться к высоким космическим технологиям, определите, зачем это надо. Необходимо взвешенно подойти к выбору навигационного оборудования, учитывая некоторые рекомендации.

Охрана автомобиля. Здесь, несомненно, должна использоваться система реального времени (online). Устанавливаемое оборудование помимо навигационных функций должно позволять подключать охранные датчики и исполнительные устройства, быть малогабаритным и устойчивым к воздействию электромагнитных помех. Последнее необходимо, чтобы какой-нибудь старой электробритвой не «заглушили» охранную систему, превратив ее в дорогостоящего, но немого «свидетеля» угона. Следует тщательно подойти и к выбору системы связи, чтобы иметь возможность как можно дольше и дальше отслеживать угнанный автомобиль. Если охраняемая техника дорогая, но нет сплошного покрытия сотовыми сетями связи, имеет смысл рассмотреть варианты использования спутниковых систем связи для передачи информации о местонахождении объекта охраны.

И хорошо бы сразу позаботиться о создании собственной или использовании предоставляемой какой-либо фирмой системы быстрого реагирования по факту угона и взаимодействии с силовыми структурами в данном вопросе.

Экстренные службы, службы доставки, такси и др. В данных случаях также следует остановить свой выбор на системах «реального времени». Этот выбор определяется необходимостью иметь оперативную информацию о местоположении парка автомобилей, работающих на линии, для оптимального обслуживания поступающих заказов (вызовов). Здесь важно обратить внимание на то, чтобы программное обеспечение способствовало решению производственных задач, а зона обслуживания используемой системы связи позволяла максимально перекрывать места возможного нахождения транспортных средств предприятия.

Международные и междугородные перевозки. Здесь возможны варианты: можно использовать оборудование по-слерейсового контроля типа «черный ящик» или, если требуется эпизодический контроль местоположения автомобиля, систему «реального времени». При выборе последней следует обратить внимание на то, чтобы бортовое оборудование имело возможность накопления данных по типу «черного ящика». Это позволит, с одной стороны, осуществлять эпизодический контроль в режиме реального времени, не затрачивая больших средств на оплату связи, а с другой – получать детальную путевую информацию после возвращения автомобиля из рейса.

Региональные перевозки. В этом случае, как правило, для полного контроля за целевым использованием транспорта и сохранностью грузов можно обойтись системами типа «черный ящик», работающими в режиме послерейсовой обработки навигационной информации. Установка такой системы обходится предприятию в 1,5...2 раза дешевле и не потребует последующих эксплуатационных расходов. Но и в этом случае не стоит торопиться, необходимо определенное время на изучение возможностей и выбор бортового оборудования и программного обеспечения. Следует обратить внимание на то, чтобы бортовое оборудование могло накапливать путевую информацию в течение необходимого периода времени; записывать при необходимости состояние бортовых датчиков; достаточно быстро, надежно и с минимальными неудобствами переносить накопленную информацию в центр обработки, а программное обеспечение обладало наибольшим спектром необходимых функций, позволяющих обрабатывать, сортировать, накапливать и хранить информацию, формировать необходимые отчеты и представлять другую производственную информацию в удобном и доступном виде.

Необходимо обратить внимание и на техническую поддержку, предлагаемую поставщиком системы, возможность наращивания системы, сопряжения оборудования «реального времени» и «черных ящиков». Ведь не исключается вариант, когда одна часть (например, наиболее дорого-стоящая) подвижного состава оборудуется онлайновыми комплектами, а другая – «черными ящиками». При этом желательно, чтобы программное обеспечение было единым и позволяло работать со всеми типами бортового оборудования.

Эти примеры, конечно, не могут претендовать на полный охват всех возможных вариантов и ситуаций, с учетом многообразия автопредприятий, вариантов построения систем навигации и связи, но проиллюстрируют необходимость системного подхода к выбору подходящего бортового оборудования и программного обеспечения. Это позволит сделать высокие космические технологии «по карману» любому транспортному предприятию, заинтересованному в контроле целевого использования транспортных средств, повышении дисциплины водителей и оптимизации работы предприятия в целом.

Комментировать ... >>
Loading...