<<< Назад

TopClass све­жей вы­печки
Автобус Setra TopClass 400

Александр Трохачёв, фото автора

Схема
Прозрачная крыша – фирменная особенность туристских лайнеров Setra
Пассажиры немецкого автобуса чувствуют себя как VIP-персоны
Ниша с «запаской» и радар устройства поддержания заданной дистанции
Большой угол поворота передних колес обеспечивает маленький радиус разворота

В автобусе так тепло и уютно, так приятно и комфортно, что выходить на зимнюю улицу не хочется ни за какие коврижки. Даже деловой ужин с деликатесами и шикарный номер в гостинице не радуют так, как тестовая поездка. Куда с большим удовольствием я взял бы пассажиров и отправился с ними хоть через всю Европу. Да только самой интересной сказке рано или поздно приходит конец. Вот и мне нужно возвращаться из Ульма в Москву, садиться за ноут-бук и делиться впечатлениями. Что я и делаю...

Мировая премьера Setra TopClass 400 состоялась еще в 2001 году. Автобус оказался настолько хорош, что сразу взял титул «Coach of the Year». В 2002 году был продан тысячный лайнер этой серии, в марте 2005-го – 3000-й, еще через год – 5000-й, правда, с учетом туристских версий ComfortClass 400. 26 февраля 2007 года компания Setra передала немецкому транспортному оператору Arnold Reisen автобус за номером 90 000 (с момента рождения бренда в 1951 году). Им тоже стал представитель TopClass 400, выпущенный в Ульме. Осенью прошлого года семейство пережило модернизацию, о которой и пойдет речь.

Силовые изменения
В обновленном семействе упор сделан на безопасность и комфорт. С октября 2005 по март 2007 года немецкие специалисты провели серию имитационных краш-тестов. После компьютерных столкновений были устроены натурные испытания на механическую прочность. В результате конструкция TopClass 400 была доведена до соответствия международным нормам безопасности ECE-R 29 и ECE-R 93 на фронтальное столкновение и опрокидывание. Запатентована новая система Front Collision Guard (FCG), представляющая собой силовой каркас для поглощения энергии удара и сохранении структуры водительской капсулы.В спинках кресел появилась инструкция по безопасности с указанием выходов, молотков для разбивания стекла в случае ДТП, аварийных люков и огнетушителей. В аварийной ситуации паника заставляет забыть все на свете и наличие шпаргалки для них не будет лишним.Перемены коснулись и силовых агрегатов. Например, в арсенале нового TopClass 400 предусмотрено шесть вариантов двигателей Mercedes-Benz. Наряду с «автоматом» ZF AS-Tronic появилась абсолютно новая трансмиссия Mercedes-Benz: 8-ступенчатая автоматизированная GO 240-8 PowerShift VR 115 E с электронным переключением передач. В отличие от моделей, используемых на грузовых машинах, она создана специально для автобусов. Ее главная особенность – высокая скорость переключения передач.

Полная гамма туристских автобусов Setra TopClass 400

Габаритная длина Серия HD Серия HDH Серия DT (двухэтажные)
10 метров S 411 HD
10 160 мм
12 метров S 415 HD*
12 200 мм
S 415 HDH
12 300 мм
  S 415 HD-RL
12 000 мм
   
13 метров S 416 HDH**
13 190 мм
14 метров S 417 USA
13 700 мм
S 417 HDH
14 050 мм
S 431 DT
13 890 мм

Уже не опции
В комплектацию TopClass 400 включено оборудование, прежде применявшееся на легковушках: датчик дождя и сенсор освещенности. Передняя часть удлинена на 60 мм, что добавило пространства водителю и позволило комфортнее разместить гида на откидном кресле с электроприводом (!). Кстати, откидных кресел два: для гида и второго водителя (не все же время ему спать в специальном отсеке!). Дополнительные 140 мм за спинкой водительского сиденья позволили создать напольную площадку для вещей и на 70 мм увеличить пространство в зоне колен пассажиров первого ряда. Вставка еще 100 мм за передней осью дала возможность нарастить полезный объем багажных отделений. В них, как и в моторном отсеке, появился датчик автоматической системы пожаротушения. Люки теперь поднимаются на газовых амортизаторах. За счет этого экономится негабаритное место на стеснённых стоянках.Установлен новый джойстик КП и основательно переработана панель приборов. На монохромный дисплей выводится больше информации: расстояние до едущего в попутном направлении объекта, запас хода по топливу, состояние привода (включена передача или нет). Цифровые данные на мониторе сопровождаются графическим изображением. В ходе теста дождь то начинался, то прекращался, и это позволило по достоинству оценить работу щеток по команде датчика дождя. Хотя и без него они не только без остатка удаляют влагу со стекла, но и не оставляют грязевых разводов.В TopClass 400 применена новая система освещения салона. А тем, кто любит держать руку на пульсе происходящего, предлагается устремить взор на один из двух 19-дюймовых мониторов. Если по просьбе пассажиров не транслируется художественный фильм или «мультики» (кому-то ведь и спать хочется), безмолвный прибор отобразит в реальном времени движение автобуса по компьютерной карте.В тестовом S 416 HDH с уровнем комфорта **** установлена полностью прозрачная крыша. И если сидящий впереди пассажир перекрыл могучими плечами весь обзор, можно в буквальном смысле слова смотреть в потолок, благо он прозрачный. Это действительно удобно, поскольку кресла откидываются на приличный угол – больше, чем в самолете. Интересно, что ручки в спинках кресел удобны настолько, что можно не просто держаться за них, но и делать массаж кистей рук – проверено на личном опыте.А вот верхние полки не в пример самолетным узкие. Они явно не для тяжелых и громоздких вещей. Да и начинаются полки только со второго ряда. Почему нет продолжения полок над первым рядом – понятно: чтобы при резком торможении багаж не влетел в ветровое стекло и не свалился на головы водителя и гида. Над вторым входом в середине салона в полках сделан разрыв, чтобы при входе и выходе пассажиры не сгибались. Кстати, и дверь в колесной базе тоже новая, доработанная с учетом пожеланий туроператоров.Впечатление о немецком «туристе» было бы неполным, если бы не наличие туалетного блока и мини-кухни. Об оснащении WC рассказывать особо нечего: здесь все достаточно стандартное. Из дополнительных преимуществ можно назвать информацию о наполнении резервуара, выводимую на дисплей бортового компьютера. А мини-кухня представляет собой устройство для приготовления сосисок и кофе-машину на 40 чашек кофе за один заход.

Проверка дорогой
Постигнув все великолепие TopClass 400 в статике, предстояло оценить его и в динамике. Предложенный маршрут тестовой поездки характеризовался подбором дорог на любой вкус: включал в себя городские улицы Ульма и двухполосное загородное шоссе, разделенный кустарником автобан и горный серпантин. На пути следования встречался булыжник небольших поселков и каменные джунгли исторических городков, в которых все знают друг друга. Словом, условия для тестирования были разнообразными. Да и тест начался в утренние часы, едва рассвело, а закончился затемно.Езда на S 416 HDH в дневное время – сплошное удовольствие: обзор с водительского места отличный, плавность хода безукоризненная, маневренность отменная. Превосходная степень здесь уместна, поскольку претензий к поведению трехосника практически не возникает. Единственное замечание – к рулевому управлению. На автобане оно справляется со своими задачами удовлетворительно, а вот на узких загородных шоссе ловишь себя на том, что для следования заданной траектории приходится часто подруливать. Скорее всего, люфт этот вполне устраним. Возможно, таковы особенности конструкции, и к ним следует привыкнуть.После дождя не хочется жаться к земляной обочине, которая находится сантиметров на 5–7 ниже уровня асфальта, и я то и дело принимаю левее. Это позволяет увереннее чувствовать себя при знакомстве с машиной на скорости более 70 км/ч. Однако зуммер и вибрация кресла при наезде на пунктир осевой линии начинают раздражать, и я выключаю систему SPA. В принципе, она поставлена для того, чтобы не дать водителю заснуть. Ночью я отдохнул, как следует, усталости никакой, и спать я не собираюсь, так что пусть «ассистент дорожной разметки» помолчит....Въезжаю в небольшой городок и упираюсь в светофор с красным сигналом. Все бы ничего, да вот трогаться придется в горку. Инструктор подсказывает, что можно воспользоваться системой удержания лайнера на подъеме. Точно! И как это я забыл?! Ищу глазами клавишу на панели приборов справа, нажимаю ее – и с удовольствием снимаю ногу с педали. Загорается зеленый, даю газ и без отката назад трогаюсь с места. Удобное устройство, ничего не скажешь.Пока еду по равнинной местности, бортовой компьютер показывает средний расход топлива 32,6 л/100 км. Правда, я не топлю педаль газа в пол и вообще стараюсь меньше тормозить и реже перестраиваться. Сравниваю «аппетит» трехосника с расходом на двухосной версии S 415 HD (30,3 л/100 км) и понимаю, что можно добиться и лучшего результата. Но как только дорога пошла по холмам с извилистыми петлями, об умеренном потреблении топлива вообще можно забыть. От смены данных мгновенного расхода начинает рябить в глазах. Но тут уже не до показаний компьютера – только успевай следить за встречными машинами да старайся разъехаться без проблем.Адаптация к поведению лайнера на дороге происходит очень быстро. Во многом это заслуга специалистов по эргономике, которым удалось добиться максимального результата. Создается впечатление, что они даже смогли предвосхитить пожелания водителей, а не только выполнить их в полном объеме. Даже с наступлением темноты никакого дискомфорта за рулем: все под рукой и все под контролем. Адаптивный круиз-контроль ART, который был полезен на автобане, в городе уже не нужен – скорость слишком мала, да и останавливаться приходится едва ли не на каждом перекрестке.Как только сгустилась тьма, положительные эмоции вызвало действие адаптивных противотуманных фар. При движении со скоростью до 40 км/ч загорается фара с той стороны, в которую повернут руль. Причем фара тоже поворачивается вслед за передними колесами. Таким образом, подсвечивается темная зона, в которую направляется автобус. Раньше такая оптика устанавливалась только на легковые автомобили премиум-марок. Головной свет выполнен по энергосберегающей технологии LED. Это так называемый холодный свет, при котором фара нагревается значительно меньше, чем при обычных лампах накаливания.На TopClass 400 впервые применена независимая подвеска передних колес, что не могло не сказаться на поведении лайнера. Волны асфальта он проходит очень плавно, без увеличения амплитуды продольных колебаний. Словом, неровностям S 416 HDH не кланяется. То же справедливо и в отношении поперечной раскачки: при быстрой смене полосы движения, резком повороте руля крены кузова незначительны. И хотя переднюю часть автобуса удлинили на 60 мм, какой-то тяжести в переднем свесе не ощущается. Отчасти это заслуга подвески ZF RL 75-EC, которая легче прежней на 160 кг. Значение существенное, ведь в современных пассажирских лайнерах борьба в прямом смысле слова идет за каждый килограмм снаряженной массы.В начале теста мы загрузили в багажные отсеки со стороны обочины несколько чемоданов и дорожных сумок. И когда в конце дня пришло время их вынимать, выяснилось, что они остались на своих местах. Если честно, я ожидал, что вещи будут разбросаны по всему багажному пространству. Кстати, о качестве TopClass 400 и высоком спросе на него говорят высокие цены на вторичном рынке. На технику конкурентов цены ощутимо ниже – достаточно заглянуть в Интернет. И это весьма достойный аргумент в пользу выбора марки Setra ведущими туроператорами.

Техническая характеристика Setra S 416 HDH

Весовые параметры  
Собственная/допустимая полная масса, кг 15 300/ 24 000
Распределение нагрузки по осям, кг 7100, 11 500, 5750
Двигатель  
Mодель OM 457 LA (Euro 5), I-6, турбодизель, 24 v
Тип и рабочий объем, см3 11967
Максимальная мощность, л.с. 455,4 при 2000 мин–1
Максимальный крутящий момент, Н.м 2100 при 1100 мин–1
Обороты холостого хода, мин–1 560
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 128/155
Степень сжатия 18,5:1
Трансмиссия  
Коробка передач Mercedes-Benz GO 240-8 PowerShift
Тип КП и число передач механическая, с ГУ, 6
Рулевое управление и мосты  
Модель рулевого управления ZF Servocom
Передний мост и подвеска ZF RL 75 EC, независимая
Ведущий мост Mercedes-Benz НО6
Задний мост ZF RL 75 EC, управляемый
Тормозная система  
Тип электронная (EBS)
Тип тормозных механизмов дисковые
Моторный тормоз гидродинамический
Стояночный тормоз гидропневматический
Системы движения и торможения ABS, EBS, ASR, DBL
Другие параметры  
Диаметр разворота (по кузову), мм 21300
Число посадочных мест, включая водительское 50 + 1 + 1
Пассажирские кресла Ambiente
Водительское кресло Grammer MSG 90.5 G
Система кондиционирования воздуха TopAir, централизованная
Мощность системы кондиционирования, кВт 37
Размер шин 295/80 R22.5

Серийное оснащение Setra TopClass 400 (двигатели и КП)

Модель S 411 HD S 415 HD (см. «ГП» №2, 2008 г., с. 52)   S 415 HDH/ S 416 HDH/ S 417 HDH     S 431 DT
Двигатель ОМ 501 LA,
407,9 л.с., 1900 Н.м Euro 4/5
ОМ 457 LA, 428
л.с., 2100 Н.м Euro 4/5
ОМ 457 LA,
455,5 л.с., 2200 Н.м Euro 5
ОМ 457 LA, 428
л.с., 2100 Н.м Euro 4/5
ОМ 457 LA, 455,5
л.с., 2200 Н.м Euro 5
ОМ 502 LA,
503 л.с., 2300 Н.м Euro 4/5
ОМ 502 LA, 203
л.с., 2300 Н.м Euro 4/5
Коробка передач GO 190
VR 115 E
GO 210
VR 115 E
GO 230
VR 115 E
GO 210
VR 115 E
GO 230
VR 115 E
GO 230
VR 115 E
ZF AS-tronic
    GO 240-8
PowerShift
VR 115 E
GO 240-8
PowerShift
VR 115 E
GO 240-8
PowerShift
VR 115 E
GO 240-8
PowerShift
VR 115 E
GO 240-8
PowerShift
VR 115 E
 
    AS-Tronic
Intarder
AS-Tronic
Intarder
AS-Tronic
Intarder
AS-Tronic
Intarder
AS-Tronic
Intarder
 
Вместимость бака для дизельного топлива, л 440 490 565 565 565 565 560
Вместимость бака для AdBlue, л 30 56 65 65 (62*) 65 (62*) 65 (62*) 56
Число мест в варианте *** 37 49 49 51/ 55/ 50 **     83
Число мест в варианте **** н.д. 44 44 46/ 50/ 54 **     н.д.
Радиус поворота, м 8,65 10,57 10,57 9,61/ 10,65/ 11,655**     11,38

Примечание:
* — для Setra S 417 HDH
** — приведены данные для моделей в указанной последовательности: S 415 HDH, S 416 HDH, S 417 HDH

Комментировать ... >>
Oleg
(30.07.12)
Я себе такой прикупил вчера. Бомба.
Егор
(11.12.11)
Если в 2000-2008 зарубежные туристы ездили на "убитых" Икарусах-250-256 моделей , то теперь на автобусах Setra !
Loading...