Время тяжеловесов
Минский завод колесных тягачей разработал самый грузоподъемный автомобиль в своей истории, который способен перевозить груз массой до 45 тонн! Другой известный производитель крупногабаритных автомобилей повышенной проходимости – Брянский завод колесных тягачей – завершил создание оригинального шасси, специально предназначенного для монтажа кранового оборудования.
Полноприводное внедорожное шасси МЗКТ-790976 оснащено 550-сильным дизелем Cummins C15 |
Сорок пять тонн – грузоподъемность для колесного автомобиля более чем серьезная. Даже не каждый карьерный самосвал способен выдержать столь впечатляющую нагрузку! Снаряженная масса нового четырехосного минского гиганта, получившего наименование МЗКТ-790976, – около 28 т, а полная достигает 73 т! Длина шасси с установленной на нем массивной стальной безбортовой платформой размером 8850х3660 мм составляет ровно 13 м, а высота – около 3,7 м. Груз на платформу можно буквально затащить с помощью установленной за моторным отсеком лебедки с гидроприводом и планетарным редуктором, максимальное тяговое усилие которой составляет 450 кН. По ширине автомобиль, конечно же, не вписывается в установленные ПДД для дорожной техники два с половиной метра – он превышает этот параметр почти в полтора раза! А дорожный просвет МЗКТ-790976 составляет внушительные 45 см.
Надо отметить, что в производственной программе Минского завода колесных тягачей с середины 1990-х присутствует другой полноприводный четырехосник с базовым индексом 7909. Но новая модель, не выходя за установленные производителем весовые ограничения, на своей платформе может перевозить упомянутый автомобиль, причем не пустой, а с полной загрузкой! Другими словами, грузоподъемность МЗКТ-790976 составляет примерно столько же, сколько полная масса МЗКТ-7909. Как говорится, почувствуйте разницу!
Новая минская "передвижная платформа" способна перевозить до 45 т груза! |
В моторном отсеке 73-тонного богатыря установлен американский дизель Cummins C15. Это рядная "шестерка", рабочий объем цилиндров которой составляет 15,2 л. МЗКТ-790976 оснащен 550-сильным вариантом этого двигателя, с которым агрегатированы автоматическая коробка передач Allison с шестью передними и двумя задними диапазонами, а также двухступенчатая "раздатка" с блокируемым дифференциалом. Дифференциалы центральных редукторов сделаны самоблокирующимися. Крутящий момент от них передается колесам посредством двух шарнирных полуосевых карданных валов и планетарных редукторов. Благодаря столь сложной по меркам обычных автомобилей-внедорожников трансмиссии, а также за счет энергоемкой подвески (передней торсионной, задней балансирной) автомобиль может не только перевозить груз массой 45 т, но и успешно делает это даже в сложных дорожных условиях!
Каких "работодателей" сможет найти для себя МЗКТ-790976? Как правило, наибольший спрос подобные автомобили с прочными платформами и загрузочными лебедками находят на предприятиях нефтегазового комплекса и в компаниях по транспортировке сверхтяжелых грузов. Одним словом, там, где есть необходимость возить крупные неделимые грузы, к которым не "подъедешь" на обычном дорожном тягаче.
Новое вездеходное шасси БАЗ-8027 предназначено в первую очередь для монтажа крановых установок |
Поскольку работать подобной технике приходится не просто на бездорожье, но еще и не в самых оптимальных для людей климатических условиях, Минский завод колесных тягачей оснастил новый автомобиль оригинальной кабиной собственной разработки. Она полностью выполнена из пластика и прекрасно термоизолирована. Такая кабина рассчитана на долговременную комфортабельную работу двух человек, для чего оборудована высокоэффективными системами отопления и кондиционирования.
Если спектр применения минской новинки достаточно широк, то для нового автомобиля Брянского завода колесных тягачей определена узкая специализация. Вернее сказать, это даже не автомобиль, а двухосное полноприводное шасси, специально разработанное для последующего монтажа крановой установки. Оно получило наименование БАЗ-8027 и изначально конструировалось под новый кран "Ивановец" грузоподъемностью 32 т.
Ширина этой машины в отличие от другой серийной автотехники завода не превышает 2,55 м. Получается, что эксплуатация БАЗ-8027 возможна на дорогах общего пользования без получения специальных разрешений. Длина машины тоже сравнительно небольшая – 8,83 м. Для кранового шасси это неплохой показатель! К примеру, разработанное ранее с использованием узлов и агрегатов серийных брянских вездеходов трехосное шасси 8026 под установку такого же крана было длиннее почти на два метра. Небольшие габариты позволяют новинке легко маневрировать в стесненных городских условиях – радиус ее поворота по оси следа внешнего управляемого колеса составляет всего 9,3 м. Это, например, на 0,7 м меньше, чем у часто используемого в качестве шасси под аналогичный 32-тонный кран КамАЗ-53229!
Несколько лет назад БЗКТ разработал свое первое специальное крановое шасси БАЗ-8026 |
Еще одно достоинство БАЗ-8027 – повышенная проходимость. Причем ее уровень благодаря полному приводу, односкатной ошиновке колес, независимой гидропневматической подвеске, блокируемым межколесным дифференциалам и блокируемому дифференциалу раздаточной коробки не намного ниже уровня проходимости тяжелых колесных внедорожников!
К достоинствам новинки можно отнести и приземистый силуэт. Если сравнивать с тем же БАЗ-8026, новая модель на 12 см ниже! Малой высоты, составляющей всего 2,78 м, удалось достигнуть благодаря выбору компоновки "кабина перед двигателем". За счет того, что крыша этой кабины расположена не очень высоко, как у бескапотных грузовиков традиционной компоновки, перед брянским шасси открываются возможности использования под монтаж не только кранов, но и широкого спектра другого спецоборудования: пожарных лестниц, автогидроподъемников, экскаваторов или коммунальных агрегатов. Но это – в будущем. Пока первый экземпляр БАЗ-8027 отправлен в ОАО "Автокран" для оснащения крановой установкой "Ивановец" КС-59712.