Опубликовано: ГП 06-2005

Короли на задворках

К. Закурдаев

Кто поспорит, что грузовички и фургоны полной массой 3,5 т – самые востребованные на рынке малотоннажников? Это аксиома, не требующая доказательств. Зарубежные компании, выпускающие легкие грузовики, вкладывают в их разработку большие деньги и получают высокую прибыль. Они позволяют возить груз, максимально разрешенный для обладателя "легковых корочек", и представляют собой оптимальный компромисс между грузоподъемностью и вместимостью, с одной стороны, и необходимыми в городе маневренностью и малыми габаритами – с другой. Одним словом, 3,5-тонные коммерческие автомобили – короли среди малотоннажной "братии". А цельнометаллические фургоны – элитная часть! Как чувствуют себя на российской территории представители этой элиты, съехавшиеся к нам из самых разных стран? И не превратился ли блестящий королевский двор под воздействием отечественного рынка в малопривлекательные задворки?

Renault Master – единственный из ожидаемых новичков российского рынка импортных 3,5-тонных фургонов

Кое-Что о королевском величии

В любом секторе "легкового" автомобильного рынка (к которому и относятся грузовички полной массой до 3,5 т) отечественный автопром отступает под натиском с Востока и Запада. И только нижегородские "ГАЗели" стойко держат удары со стороны многочисленных зарубежных конкурентов. Почему? Во-первых, "Газель" оказалась в нужном месте в нужное время, захватив в своем классе все господствующие высоты; во-вторых, для своего "козырного" автомобиля нижегородцы с самого начала и по сей день удерживают востребованный баланс цена/качество.

С другой стороны, в собственных бедах иностранцы отчасти виноваты сами. Скажите, кто их заставлял вместо простых и неприхотливых "рабочих лошадок" предлагать российским покупателям модели, которые и по техническому оснащению, и по цене в реалиях нашей переходной экономики больше воспринимались не как автомобили, а как космические корабли? В середине 1990-х годов покупателей, готовых платить серьезные деньги за техническую продвинутость и "легковую" комфортабельность малотоннажников, в России можно было пересчитать по пальцам. А сейчас, хотя число таких людей увеличилось, погоды в данном секторе рынка они не делают. Другая причина – совершенно убогое продвижение импортных 3,5-тонных грузовичков и фургончиков на фоне купающихся в лучах "пиара" легковушек. Подготавливая материал к публикации, автор обзвонил два десятка автосалонов, и очень редко менеджеры, отвечающие за реализацию подобных автомобилей, знали свой предмет "на пять" – чаще на "два", в лучшем случае – на "троечку".

Mercedes-Benz Sprinter уже десятилетие присутствует на российском рынке малотоннажников. Результат – продажи автомобиля резко пошли вверх

Почему у разных модификаций одного и того же двигателя различается мощность? На какие характеристики это влияет? Что обозначают буквы в индексе автомобиля? Чем отличается одна модификация от другой? Каковы варианты вместимости грузового отсека? Попробуйте задать эти вопросы тем, в чьи прямые обязанности входит реализация малотоннажников, и многие из них "поплывут". Окончательно способна добить покупателей только информация, выложенная в Интернете, причем как на дилерских сайтах, так и сайтах представительств. Из данных на них сведений совершенно непонятно, какие модификации предлагаются к продаже, какова их комплектация и технические характеристики. Причем часто основных характеристик, критически важных для тех, кто собирается использовать автомобиль не в удовольствие, а для зарабатывания денег, нет: не указаны ни расход топлива, ни скорость, ни динамика, ни применяемый сорт бензина, ни кубатура грузового отсека. Иногда даже габариты автомобиля – и те не указаны!

Вместо этого на сайтах общие слова и подробные рассказы об особенностях изгибов бамперов, креативности дизайна фар и прочая ерунда. Кроме того, часто "вывешенные" на сайтах варианты модификаций и комплектаций автомобилей диаметрально отличаются от тех, что реально предлагаются к продаже в автосалонах. А ведь высокая цена зарубежных малотоннажников подразумевает, что их продавцы ясно и понятно с цифрами в руках обрисуют будущим покупателям, как, за счет каких параметров и характеристик последние будут из года в год гарантированно "отбивать" вложенные деньги. Заметьте, существенные деньги, на которые можно купить сразу три-четыре "ГАЗели". Но куда там – большинству менеджеров выучить бы предлагаемые модификации, чтобы по пять минут не копаться в компьютере после каждого вопроса. Одним словом, при подобном подходе к продвижению импортных малотоннажников не стоит удивляться, что их продажи на фоне продаж отечественных "полуторок" – капля в море. Но даже при подобном скептическом подходе надо признать: рост реализации импортных грузовичков полной массой 3,5 т налицо. К примеру, в 2004 году Mercedes-Benz Sprinter удалось продать в пять раз больше, чем годом ранее.

Volkswagen LT празднует 30-летний юбилей. От предшественника нынешний фургон отличается, как реактивный истребитель от "этажерки" с пропеллером

Так что желающие поменять "рабочую лошадку" на "космический корабль" находятся всё чаще. Поэтому есть резон внимательно посмотреть, какие модели зарубежных цельнометаллических фургонов предложены к продаже на отечественном рынке малотоннажной "космической техники".

Mercedes-Benz Sprinter

Это один из первых зарубежных малотоннажников, официально появившихся на российском рынке. Сейчас трудно сказать, кто раньше начал мелькать на столичных улицах – он или "Газель", запущенная в серийное производство примерно в то же время. За прошедшее десятилетие внешность фургона не очень преобразилась, зато внутри... Внутри машина обновлена капитально! Все двигатели – новые! Их экономичность в среднем на 3...5% выше в сравнении с двигателями предыдущего поколения, которые были оснащены системами непосредственного впрыска топлива, и на 10...15% выше предкамерных дизелей, применяемых на Sprinter в первые годы после их появления. Еще большую экономичность можно получить, заказав автомобиль с системой, автоматически выключающей двигатель при остановке более чем на три секунды, а затем позволяющей снова тронуться в путь, не касаясь педали сцепления (ее стоимость примерно $250). Вместо стандартной ручной 5-ступенчатой "коробки" с любым из предлагаемых дизелей по заказу устанавливают автоматизированную механическую КП Sprintshift (приблизительно $1120), шесть передач которой переключаются как автоматически, так и вручную, причем при ручном переключении не нужно пользоваться сцеплением. Одним словом, Sprinter по своему техническому оснащению может быть на очень высоком уровне, если владелец расщедрится, чтобы этому уровню соответствовать.

Дизелей в моторной гамме два. Оба современной конструкции – 4-клапанные, с системой подачи топлива Common Rail, турбонаддувом и интеркулером. Первый, 2,15 л, предлагают в трех модификациях, различающихся по мощности (82, 109 или 129 л.с.). Второй дизель сильнее: при рабочем объеме 2,7 л он развивает максимальную мощность 156 л.с. А третий двигатель бензиновый объемом 2,3 л, мощностью 143 л.с.

Sprinter полной массой именно 3,5 т стал у нас наи-более популярным, хотя на российском рынке продают и 4,6-тонные, и 2,8-тонные его версии. Вариантов колесной базы, как и вариантов двигателей, у автомобиля три – 3000, 3550 и 4025 мм. Полезный объем фургона составляет от 7,0 до 13,4 м3. Последняя характеристика – для фургона с максимальной колесной базой и максимальной высотой крыши.

Цены на Sprinter с бензиновым двигателем в зависимости от колесной базы (3000, 3550 или 4025 мм) составляют при приблизительном пересчете с евро на доллары соответственно $36 900, 38 300 или 41 500. Фургон с 82-сильным дизелем с соответствующей колесной базой стоит меньше примерно на $4500. Sprinter, оснащенный 109-сильным дизелем, дешевле бензинового аналога тех же габаритов приблизительно на $3300, а с 129-сильным дизелем – приблизительно на $2700. А если под капотом установлен самый тяговитый дизель мощностью 156 л.с., то машина получается даже дороже бензинового аналога. Разница всего ничего – порядка $200.

Центральный замок и сигнализация – опционное оборудование (соответственно около $500 и $270). Высокая крыша стоит приблизительно $1700, дополнительная боковая сдвижная дверь – порядка $700. Цена перегородки между кабиной и грузовым отсеком в зависимости от исполнения составляет $80...300.

Гарантия на Sprinter – всего год. Но на двигатель и трансмиссию срок больше – 2 года или 200 000 км пробега. Стоимость регламентного техобслуживания в пределах $500...700. Межсервисный пробег определяется автоматически и составляет приблизительно 20 000...22 000 км. Вне зависимости от этого владельцу бензинового фургона для проверки автомобиля предстоит заезжать в автосервис один раз, а дизельного – два раза в год.

Volkswagen LT

По конструкции это двойник Sprinter, соответственно габаритные и весовые характеристики у него те же. А вот двигатели другие. Во-первых, все они большего рабочего объема, во-вторых, в их гамме нет бензинового мотора. Турбодизель рабочим объемом 2,5 л в зависимости от модификации развивает максимальную мощность 83, 95 или 109 л.с. А максимальная мощность 2,8-литрового турбодизеля – 158 л.с. Как показывает практика, у различных дилеров разброс цен на цельнометаллические фургоны Volkswagen LT довольно велик.

Transit полной массой 3,5 т предлагают только в заднеприводном варианте. Передний привод – удел более легких модификаций

Одни поставляют в Россию минимально оснащенные версии, умудряясь при этом получать от производителя немаленькие скидки, другие предпочитают реализацию "нафаршированных" модификаций. Поэтому у одних в базовую стоимость автомобиля входят подрессоренное водительское и двухместное пассажирское сиденья и перегородка, отделяющая салон от кабины, у других всё это считается опционным оборудованием. В последнем случае дополнительная сдвижная дверь обойдется покупателю в $240, а задние двери, распахивающиеся на 270°, – в $570.

Разброс цен на модификации с минимальной колесной базой (3000 мм) в зависимости от мощности двигателя при удачном выборе дилера составляет приблизительно $28 000...32 000 (каждый более мощный дизель увеличивает цену фургона примерно на $1500). Вариант со средней колесной базой (3550 мм) дороже короткобазного варианта с аналогичным мотором также примерно на $1500. У тех дилеров, что предпочитают предлагать хорошо оснащенные модификации, цены выше примерно на $4000...6000. При таком подходе длиннобазный вариант автомобиля с высокой крышей обойдется заказчику приблизительно в $39 000.

Гарантия на Volkswagen LT больше, чем на Sprinter, и составляет 2 года. А вот межсервисный пробег чуть меньше – 15 000 км, причем как раз посередине этого расстояния необходимо посетить автосервис для замены фильтра и моторного масла. Стоимость ТО у разных дилеров составляет $250...300.

Ford Transit

Это уникальный малотоннажник! Ни один другой аналогичный автомобиль не выпускают одновременно как в передне-приводном, так и в заднеприводном вариантах! На передние колеса крутящий момент передается у модификаций полной массой до 3,3 т, а у интересующих нас 3,5-тонных версий применена заднеприводная трансмиссия. Причем колесная база последних может быть двух вариантов: 3300 мм (объем кузова 8,55 или 9,8 м3) и 3750 мм (объем кузова 9,85 или 11,3 м3). Это модификации со средней и длинной колесными базами, а вот короткая база – удел лишь переднеприводных Transit.

У IVECO Daily сейчас переходный период: новые дизели скоро потеснят существующие

Турбодизель рабочим объемом 2,0 л, широко используемый в модификациях полной массой до 3,3 т, для более тяжелой модификации 3,5 т используют чрезвычайно редко. Здесь выбор сделан в пользу моторов посерьезнее. Это или 2,3-литровый бензиновый двигатель, или 2,4-литровый турбодизель. Причем последний, если верить данным с официального сайта "Форда", предлагают в трех вариантах – мощностью 75, 90 и 125 л.с. Но реально у дилеров в продаже есть автомобили только с одним из вариантов дизеля, причем, по словам их менеджеров, его мощность составляет не 125, а 115 л.с. Стоимость среднебазного Transit с данным мотором составляет чуть меньше $31 500. Цена фургона с этим же дизелем, но с увеличенной базой на $400 больше. Модификации со средней и длинной колесными базами, но с бензиновым мотором под капотом стоят соответственно около $33 100 и 33 500.

Из всего малочисленного стандартного оборудования можно выделить перегородку между кабиной и кузовом и двойное пассажирское сиденье. Все остальное – опции. Например, рекомендованные для дилеров цены на ABS составляют $1200, дополнительная боковая сдвижная дверь обойдется заказчику в $580, полноразмерное резиновое покрытие пола – в $370, а комплект, состоящий из боковых зеркал с электроприводом и электроподогревом, а также парктроника, облегчит карман на $480. Цена за кондиционер составляет $2300, за установку магнитолы с двумя динамиками – от $250 до $420, а сигнализация в комплекте с центральным замком "встанет" почти в $800.

Гарантия, которую "Форд" предоставляет на фургон в нашей стране, невелика (как и список стандартного оборудования), она составляет всего один год без ограничения пробега. Некоторые дилеры предлагают за сумму, немного превышающую $1000, увеличить ее до двух, а если понадобится, и до трех лет. Техобслуживание автомобиля сравнительно недорогое – порядка $120...130. Межсервисный пробег машины составляет 25 000 км!

Peugeot Boxer

Самый элегантный из представленных на рынке 3,5-тонных фургонов – это Peugeot Boxer. Даром что француз! Обо-значаемую числовым индексом "350" версию автомобиля полной массой 3,5 т (о 2,8-тонной мы рассказывали в прошлом номере) в нашей стране предлагают с двумя дизелями (рабочим объемом 2,2 и 2,8 л) и одним вариантом колесной базы – максимально большим, составляющим 3700 мм (в индексе машины обозначается буквой L). Хотя в Европе этот автомобиль продают в модификациях и с короткой, и со средней базами.

Полезный объем длиннобазного Boxer – 12 или 14 м3. Для нашей страны в качестве базового принят первый вариант. Цена такого автомобиля с 2,2-литровым дизелем под капотом – порядка $28 500, а 2,8-литровый дизель, который мощнее на 27 л.с., увеличивает ее приблизительно на $1000. Следует учитывать, что цена у разных дилеров может сильно "гулять" – для этой версии Peugeot Boxer понятие "базовая комплектация" весьма условно: одни продавцы получают этот автомобиль с ABS, но без перегородки между кабиной и кузовом, другие – наоборот, у одних двухместное пассажирское сиденье входит в стандартное оснащение, у других – нет. По словам дилеров, французы сами то и дело "играют" комплектациями, пытаясь нащупать золотую середину, при которой и покупатель будет доволен, и компания заработает по максимуму. Фургон в любом случае будет укомплектован электростеклоподъемниками, электроприводом зеркал и центральным замком с дистанционным управлением. Если у предлагаемого автомобиля нет ни перегородки, ни распахивающихся на 270° задних дверей, то их дозаказ обойдется примерно в $350...370 за каждую из позиций. Кстати, у версии с 2,8-литровым мотором распахивающиеся на 270° двери ставят в "стандарте". ABS добавит к цене машины порядка $1000.

Гарантия на "француза" составляет 2 года без ограничения пробега. А межсервисный пробег для дизельных фургонов – 15 000 км. Стоимость ТО1 не очень большая и составляет порядка $150, а ТО2 стоит приблизительно на $70...100 больше.

Citroen Jumper

Jumper и Boxer – близнецы-братья. Но покупателю долго придется ломать голову, сравнивая многочисленные варианты базовых и дополнительных комплектаций

В отличие от двойника Peugeot Boxer, Citroёn Jumper в варианте полной массой 3,5 т в нашей стране продают с разными колесными базами: средней (3200 мм, полезный объем 10 м3) и длинной (3700 мм, полезный объем 12 м3). В гамме моторов присутствует дизель 2,8 л, есть еще и бензиновый двигатель 2 л мощностью 110 л.с. Оба могут использоваться на модификациях как со средней (цена соответственно $25 100...25 800 и приблизительно $25 800), так и с длинной колесной базой ($28 200...28 800 и приблизительно $28 800). Как видим, порядок цен тот же, что и в случае с Peugeot Boxer, а небольшую ценовую разницу можно отнести на счет различающихся в мелочах комплектаций. В частности, Jumper по указанным ценам в базовом варианте помимо электроприводов боковых стекол и зеркал включает двойное пассажирское сиденье и комфортабельное водительское сиденье: с подогревом, регулируемым поясничным подпором и подлокотником. Кроме того, модификации с 2,8-литровым дизелем плюс ко всему штатно оборудованы обогреваемыми форсунками и подогревателем Webasto. Зато вместо сплошной перегородки за спиной водителя – лишь решетчатая "дуга безопасности", а глухая перегородка будет стоить дополнительно примерно $650. Одним словом, ценителю французских 3,5-тонных авто предстоит долго повозиться с дилерскими прайсами Jumper и Boxer, прежде чем удастся высчитать, у какого дилера обойдется дешевле.

Межсервисный пробег для любой модификации Citroёn Jumper составляет 15 000 км, а средняя стоимость ТО в пределах $200...230.

IVECO Daily

Это единственный из малотоннажных фургонов, выпускаемый компанией, в производственной программе которой отсутствуют легковые автомобили. Видимо, поэтому о ее малотоннажниках утвердилось мнение как об очень прочных и долговечных автомобилях.

На российском рынке представлены Daily, оснащенные двигателями двух поколений. К первому принадлежит семейство дизелей рабочим объемом 2,8 л, максимальной мощностью 105, 125 или 150 л.с. Именно малотоннажники с этими моторами присутствуют в прайсах большинства российских дилеров IVECO. Самый мощный вариант ставят главным образом под капот модификаций, полная масса которых превышает 3,5 т, а "вписывающиеся" в этот весовой параметр фургоны оснащают моторами поскромнее – в одном из двух первых вариантов. Их дилерская цена в зависимости от размера колесной базы колеблется в пределах $31 500...39 100 (двигатель 105 л.с.) или $33 000...42 200 (двигатель 125 л.с.). К началу 2006 года 105-сильный вариант дизеля будет снят с производства, его заменит 2,3-литровый турбодизель нового поколения, развивающий в зависимости от модификации мощность 96 или 116 л.с. Кстати, Daily с этим двигателем уже начинают продвигать в России. В Европе стартовали продажи автомобиля еще с одним турбодизелем, рабочий объем которого 3 л, а максимальная мощность в зависимости от модификации 136 или 166 л.с.

Межсервисный пробег IVECO Daily, оснащенных 2,8-литровыми дизелями, составляет 30 000 км. Между ТО2 этот интервал в три раза больше! Стоимость ТО1 у дилеров находится в пределах $320...330, второе ТО обойдется уже приблизительно в $580. Гарантия на автомобили – 1 год и 2 года на двигатель и трансмиссию, в частности. Сервисный пробег IVECO Daily с двигателями нового поколения увеличен до 40 000 км.

Комментировать ... >>