Опубликовано: ГП 02-2007

«Берег моей надежды...»

М. Шелепенков, фото автора

Люди, разрабатывающие и изготовляющие технику для пожарных команд и спасателей, всегда вызывали у меня особое уважение, ведь от их знаний и умений напрямую зависит количество спасенных жизней. Поэтому, когда поступило предложение посетить Производственное объединение «Берег» (ПО «Берег», Московская обл., Павлово-Посадский р-н), занимающееся созданием такой техники, у меня не было и тени сомнения, принимать приглашение или нет.

Для таких мегаполисов, как Москва и Санкт-Петербург, предназначена цистерна АЦ-2,5-40 на шасси КамАЗ-4308

Один взгляд назад

Оказывается, ПО «Берег» – это старейшее в России предприятие по выпуску продукции пожарно-технического назначения. В этом году ему исполнится 139 (!) лет. Основано оно еще в позапрошлом веке как Павловская льнопрядильная фабрика для производства льняных напорных рукавов пожарных команд.
В 1960-х годах предприятие переименовали в Павлово-Посадский льнокомбинат и вдобавок к рукавам здесь освоили производство защитных костюмов для пожарных. В 1990-х годах уже на ПО «Берег» начали производство огнетушителей, пожарных ручных лестниц и генераторов пены. Но нас больше интересует организованное здесь в 1998 году производство пожарных автомобилей.

Восемь лет назад на основной территории завода, расположенной в поселке Большие Дворы, был выделен небольшой цех под пожарные автомобили, где собственными силами завода была сооружена полноценная окрасочная камера. Кстати, камера получилась очень приличной, способной вмещать для покраски целиком любой пожарный автомобиль. Но начали на предприятии не с производства новых автомобилей, а с ремонта старых. Для капитального ремонта на завод поступали автоцистерны АЦ-40 (131)-137 и автонасосы АНР-40 (130)-127А. Их конструкция подвергалась глубокой конверсии и к потребителю они возвращались фактически с новыми надстройками, полностью изготовленными на ПО «Берег». Первые самостоятельные пожарные автоцистерны АЦ-3,2-40 на шасси автомобилей ЗИЛ-4331 были изготовлены на предприятии в начале 1999 года и по своей конструкции почти повторяли аналогичные пожарные автомобили производства АМО ЗИЛ, хотя внешне и отличались от них.

Пожарный автомобильный насос ПН-40УВ.01, прошедший доработку на ПО «Берег», с установленными на нем приборами, контролирующими его работу, как это сделано на насосах фирмы Rosenbauer

Набравшись опыта при изготовлении своих первых пожарных автомобилей и при ремонте чужих машин, в 2000 году на заводе изготовили две пожарные автоцистерны АЦ-3,2-40 (433112) собственной разработки с надстройками, собранными из алюминиевого профиля (!) на болтовых и клеевых соединениях, с большими шторными дверьми автомобилей производства итальянской IVECO для отсеков кузова. Эти автомобили-огнеборцы восприняли тогда настороженно, ведь до «Берега» пожарные автомобили по таким технологиям в России никто не производил. Теперь, годы спустя, понятно, что «пожарки», изготовленные подобным способом, намного долговечнее своих цельнометаллических собратьев. Убедившись в надежности
и технологичности клеевых соединений, их уже используют и другие отечественные производители пожарного оборудования.

Но самое главное – после дебюта алюминиевых пожарных машин на выставке «Пожарная безопасность» в 2000 году на ПО «Берег» обратили внимание специалисты, и на завод стали поступать заказы на новые пожарные автомобили. Только потребителей в то время интересовала техника на шасси КамАЗ, поэтому пришлось срочно переквалифицироваться на новое шасси. И тут, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Из-за финансовых трудностей в соседнем районе прекратило существование предприятие ОАО «Давыдово», занимающееся производством пожарных машин на шасси КамАЗ по технологиям фирмы Rosenbauer. Всю незавершенку и техническую документацию этого предприятия приобрело ПО «Берег». Этот шаг позволил значительно сократить время на разработку и освоение в производстве собственных пожарных автомобилей как на шасси КамАЗ, так и на базе других автомобилей.

Автомобиль подготовки специальных растворов АПСР (43118) для МЧС

Современный модельный ряд

Сегодня в производственной программе ПО «Берег» присутствуют практически все
виды современных пожарных автомобилей, исключая, наверное, только лестницы и коленчатые подъемники. Судите сами, помимо широкой гаммы автоцистерн на различных отечественных шасси здесь производят пожарные автомобили пенного и порошкового тушения, автомобили водозащитной службы, автомобили тыла, автонасосы штабные и рукавные автомобили, а также специальные автомобили для спасательных служб МЧС, предназначенные для дегазации и дезинфекции местности. А сейчас на предприятии идет сборка первых образцов пожарных автомобилей комбинированного тушения на шасси КамАЗ с баком для воды и установкой порошкового тушения. В ближайших планах – создание пожарных автомобилей на шасси грузовых автомобилей Volvo, что делается явно с экспортным прицелом на будущее.

Наибольшим же спросом у пожарных пользуются обычные пожарные автоцистерны АЦ-6,0-40 с емкостью для воды на 6000 л. Причем для региональных городских пожарных команд эти цистерны изготавливают на шасси КамАЗ-53215 (6х4), а для подмосковных пожарных – в основном на полноприводном шасси КамАЗ-43118. Ведь в Подмосковье огнеборцам часто приходится выезжать на пожары в дачных поселках и лесополосах. Крупные города, наоборот, озадачены приобретением небольших пожарных автомобилей, как АЦ-2,5-40 на шасси «камазёнка» (официальное название шасси КамАЗ-4308 «Тулпар»). И их желания тоже понятны: на полноразмерных КамАЗах очень сложно пробираться через городские пробки и через плотные застройки дворов. А возить в мегаполисах с собой огромный запас воды ни к чему – обычно в больших городах есть хорошо разветвленная сеть пожарных гидрантов.

Лазерный станок для резки металла из Шатуры

Не отказываются на заводе до сих пор и от капитального ремонта пожарных автомобилей других производителей. Как и раньше, на ремонтируемом автомобиле полностью заменяют надстройку и специальное оборудование, в том числе модернизируют собственными силами популярный у пожарных насос ПН-40.

Технологии

Проходя по цехам предприятия, невозможно не обратить внимание на современные технологии, которые здесь используют: раскрой листового металла в заготовительном цехе производят с помощью лазерной установки, а обработку металлических заготовок осуществляют с помощью ножниц и листогибочного пресса бельгийской фирмы Haco. «Это дорогостоящее оборудование обеспечивает нам очень высокую точность при изготовлении заготовок и позволяет при монтаже полностью исключить такую операцию, как подгонка детали «по месту». Это особенно важно для обеспечения герметичности изготовляемых нами баков для воды, – рассказывает главный конструктор производства пожарных автомобилей Михаил Игоревич Никитский. – Не имея лазера и листогиба, мы бы такую «бочку» просто не смогли качественно сделать».

В заготовительном цехе находятся также участки изготовления дверей дополнительной кабины и шторных дверей. Я раньше думал, что двери для дополнительных кабин на ПО «Берег» делают с помощью штампового оборудования с глубокой вытяжкой. Но оказалось, что никакого сложного штампового оборудования здесь нет. Все заготовки для дверей делают с помощью упомянутой листогибочной машины, а дальше только опыт и труд мастеров поистине высшей квалификации! Приглядитесь, при случае к дверям дополнительной кабины пожарных автомобилей производства ПО «Берег», и вы поймете, о чем я говорю. Кстати, шторные двери отсеков надстроек здесь тоже изготовляют самостоятельно, набирая из специального алюминиевого профиля.

Водобак на автомобиле ПО «Берег» занимает всю ширину автомобиля и не имеет фальшбортов

Не секрет, что установку водобаков на пожарные цистерны без всяких фальшбортов на ПО «Берег» переняли в свое время у ОАО «Давыдово» вместе с технологиями фирмы Rosenbauer. Поэтому внешнему виду и герметичности баков здесь придают особое значение. Сборку осуществляют на специальных стапелях с помощью электродуговой сварки в среде защитных инертных газов, после чего баки очень тщательно проверяют на герметичность, дробеструят в специальной камере и покрывают защитными составами (на основе цинка). Все элементы автомобилей, включая баки для воды, надстройки и дополнительные кабины, окрашивают эмалью в окрасочной камере. От качества окраски зависит впоследствии, как надежно будут держаться многочисленные клееные детали надстроек и дополнительных кабин, так как сборочные операции по клеевым технологиям осуществляются уже после окраски этих элементов. А на водобаках по клеевой технологии закрепляется вставленный внутрь цистерны дополнительный пенобак и так же, клеем, прикрепляются верхние листы бака (крыша).

По окончании сборочных работ все машины независимо от того, отремонтированы они или новые, обязательно проходят испытания, после чего уже со стопроцентной гарантией работоспособности сдаются заказчику. Сейчас на предприятии выдерживается ежемесячный темп выпуска пожарных автомобилей 6–8
машин в месяц, и мне показалось, это почти предел, особенно для сборочного цеха предприятия. При дальнейшем росте масштабов производства пожарных машин ПО «Берег» придется увеличивать свои производственные площади.

Комментировать ... >>