Шины для малотоннажников
Дело было осенью, в самый сезон замены летней «резины» на зимнюю: подъехав к гигантскому хвосту из трёх десятков разномастных «легковушек», коих к шиномонтажу согнал первый гололёд, я с удивлением обнаружил в их рядах «Газель». «С каких пор, – был мой первый вопрос скучающему водиле, – на полуторки ставят сезонную «резину»? «А с таких, – ответил он, – как две наши «Газели» подряд накушались снега в придорожном кювете, и начальство распорядилось «переобуть» все имеющиеся в фирме малотоннажники. Вот, всем с утра выдали,» – водитель пнул ногой сложенную рядом с машиной пирамиду из шести новеньких «баллонов».
– А почему выбор пал именно на эти шины?
– Да бог их знает, – отмахнулся водитель, – какие выкатили, те и ставим.
Его безразличие к «обувному» вопросу подтолкнуло меня к парадоксальной мысли: если владельцы «легковушек» уже практически поголовно пользуются сезонными шинами, то почему большинство из тех, кто ездит на малотоннажниках, до сих пор предпочитают «всесезонку»? В ожидании своей очереди я мысленно перебирал аргументы «за» и «против» замены всесезонных шин сезонной «обувкой». И аргументы «за» получились куда более многочисленными и весомыми.
Разберёмся в нюансах
Начнём с того, что настоящих зимних шин для самых массовых отечественных малотоннажников – «Газелей» и «Соболей» – в нашей стране не производят. А производят для них шины исключительно или летние, или всесезонные. При этом последние по своим свойствам настолько отличаются друг от друга, что на одних хоть на северный полюс отправляйся, а на других запросто начнешь буксовать в самом безобидном сугробе. С грузовыми «уазиками» и забугорными пикапами-внедорожниками в этом смысле легче: на их колёса можно ставить те же зимние шины, что и на обычные джипы. Такой «резины», особенно импортной, на прилавках магазинов завались, причем как в шипованном, так и в нешипованном вариантах. С «каблучками» и другими созданными на базе обычных «легковушек» пикапами дело обстоит ещё проще – их в большинстве случаев комплектуют теми же шинами, что и массовые пассажирские модели, так что с выбором настоящей зимней «обувки» для этой категории грузовичков вообще никаких проблем.
Как, придя в магазин, отличить зимнюю шину от летней или всесезонной? Ищите на её боковине обозначение М+S, а на протекторе – ламели (многочисленные мелкие тонкие прорези, улучшающие сцепление на льду). У всесезонной шины, которая будет неплохо вести себя в условиях зимы, на боковинах, как правило, нет стандартизованных обозначений, зато на протекторе тоже найдутся ламели, правда, в количестве значительно меньшем, чем у типичной зимней модели. Кроме того, у такой шины должны быть ярко выраженные не только продольные, но и поперечные канавки, повышающие проходимость по рыхлому снегу. Кстати, когда дело дойдет до похода в магазин с целью подбора достойной «резины» для зимних условий, то в половине случаев продавец предложит владельцу малотоннажника (скорее не со зла, а по незнанию) купить шины с так называемым универсальным рисунком протектора – мол, смотри, какие у них развитые грунтозацепы, любые сугробы будут нипочем! Прав ли он? Скорее нет, чем да.
Дело в том, что в данном случае произошла подмена понятий: товарищ перепутал специализацию шин в зависимости от климатических условий со специализацией в зависимости от условий дорожных. Шины с дорожным рисунком протектора предназначены для использования на дорогах с асфальтовым покрытием, шины с универсальным рисунком – на дорогах любых категорий, в том числе на грунтовых. Естественно, и те, и другие, в зависимости от конкретной модели, могут быть как летними, так и зимними. Или всесезонными. Соответственно, у одной или другой модели зимней или всесезонной шины запросто может быть как универсальный, так и дорожный рисунок протектора. Кстати, для эксплуатации в городе последний даже лучше. Поэтому при выборе шин правильным будет полагаться не на чьи-то слова и объяснения, а посмотреть их «сезонность» в характеристиках производителя. Как показывает практика, в большинстве случаев из заводской «бумажки» можно получить однозначные указания на сезонные условия эксплуатации. А если таких характеристик не оказалось под рукой ни у продавца, ни у покупателя? Или же в них оказался указан лишь тип рисунка протектора, например, универсальный (потому что иногда производитель считает это название синонимом слова «всесезонный», а это неверно)? Что делать в этих случаях? Остается изучать маркировку или высматривать характерные особенности протектора.
Плюсы сезонной «резины»
Естественно, если бы у летних или зимних шин не было однозначных и очень весомых преимуществ над всесезонными шинами, большинство владельцев «легковушек» (особенно российских) никогда добровольно не отказались бы от последних. Чтобы увидеть плюсы летней или зимней «резины» над моделями, предназначенными для круглогодичного использования, достаточно почитать любую статью о сравнительном тесте шин в любом автомобильном издании. Как правило, «всесезонки» там – в конце списка с итоговыми оценками вне зависимости от того, летом проводился тест или зимой. Жаль только, что все эти статьи – о шинах для легковых автомобилей. Сравнение же грузовых шин – вещь чрезвычайно редкая, тем более сравнение шин для коммерческих малотоннажников. Но всё же такие тесты проводились в Швеции, Финляндии, в некоторых других европейских странах. Поэтому кое-какие сравнительные данные (правда, обобщённые) привести можно.
Начнём с безопасности – как не крути, а это главный фактор, побуждающий автомобилистов к сезонной замене шин. Допустим, у нас два одинаковых малотоннажника, на колёсах одного из которых установлены летние, на колёсах другого – всесезонные шины. Какова будет разница в их тормозном пути (естественно, в теплую погоду и на асфальте, потому как использовать летние шины зимой могут только самоубийцы). Так вот, тормозной путь автомобиля на летних шинах будет, в среднем, на четверть короче, чем на всесезонных! Теперь заменим летние шины одного из малотоннажников на зимние и снова замерим тормозной путь обоих грузовичков, но теперь уже на снегу и на льду. Каковы результаты? На снегу тормозной путь фургона с зимними шинами оказался в 1,5 раза короче, чем с всесезонными! На льду эта разница чуть меньше, но и там приоритет зимних шин бесспорен! Кроме того, во всех испытаниях автомобиль с сезонными шинами показал значительно лучшую курсовую устойчивость. А ведь эти плюсы особенно важны для тех, кто эксплуатирует микроавтобусы-маршрутки – как они ездят, никому рассказывать не надо, поэтому пассивная безопасность для таких автомобилей (а шины – её важнейшая составляющая) – главный приоритет!
Интересно, что и в «летних», и в «зимних» условиях сравнительных испытаний соотношения динамики разгона фургона на сезонных шинах и фургона на «всесезонках» получились примерно те же, что и соотношения при испытаниях на торможение. Естественно, только с противоположным знаком: на асфальте грузовичок, «обутый» в летние шины, разгоняется, в среднем, на четверть быстрее, чем автомобиль, «обутый» во всесезонную «резину», а на заснеженной или обледеневшей дороге динамика грузовичка на зимних шинах в 1,5 раза лучше, чем того, на котором установлены шины, допускающие их круглогодичное использование.
Начнём с безопасности – как не крути, а это главный фактор, побуждающий автомобилистов к сезонной замене шин.
А ведь ещё существуют зимние шипованные шины! Да, пусть у нас пока их практически не встретишь на колёсах малотоннажников. Но это – у нас. А в скандинавских странах в такие шины «обувают», к примеру, так полюбившиеся в России «Форд Транзит» и «Фольксваген Транспортер». Впрочем, пикапы-внедорожники, импорт которых в Россию по результатам 2004 г. превысил 1 000 шт., как и обычные «джипы» нередко оснащают шипованной резиной, так что и у нас, можно сказать, дело сдвинулось с мёртвой точки.
Какие преимущества дают шипы? В сравнении с нешипованными зимними шинами они улучшают и разгонную, и тормозную динамику приблизительно на 10–15%. Это на льду. На снегу данные скромнее – всего 2–3%. А на очищенном асфальте шипы вообще ухудшают и торможение, и разгон. Так что шипованные шины – выбор далеко неоднозначный. Особенно для тех, кто эксплуатирует свой малотоннажник в городе.
А как влияет установка шин в соответствии с сезоном на экономичность автомобиля? Здесь данные разнятся очень сильно. Летние шины однозначно способствуют экономии топлива по сравнению с всесезонными. Зимние по сравнению с теми же всесезонными иногда позволяют сэкономить топливо, иногда нет – тут всё зависит от того, сколько времени автомобиль проводит в условиях действительно заснеженных или обледеневших дорог, а сколько – на чистом (или очищенном с помощью реагентов) асфальте. Если полученные данные сильно усреднить, то получается, что экономия топлива от использования сезонных шин составляет 5–7%. Много это или мало? Давайте посчитаем на простейшем примере.
Допустим, интенсивно эксплуатируемая «Газель» в течение месяца «сжигает» бензина на 15 000 руб. Какова получается ежемесячная экономия? Порядка 750–1 050 руб.! Так что, если для кого-то данные о преимуществах сезонных шин в плане безопасности оказались не совсем убедительными, чтобы оснастить ими свое авто, то он может утешить себя тем, что, экономя топливо, за год сможет «отбить» приобретение сезонной «резины»! А ведь использовать её можно не один, а три-четыре года!
Итак, пусть приведенные выше данные предельно обобщены и упрощены, но «информации к размышлению» в вопросе необходимости приобретения для малотоннажников сезонных шин они предоставляют достаточно. Как видим, её анализ подталкивает к однозначному выводу: с ростом скорости и плотности движения «всесезонки» оказались «прошлым веком» не только для легковых, но и для коммерческих автомобилей. Во всяком случае, от установки соответствующей сезону «резины» владелец грузовичка или микроавтобуса ничего не теряет, получая дополнительные шансы в критической ситуации сохранить и свою машину, и своё здоровье. А здоровье, как известно, это не шины, его не купишь!
В скандинавских странах для малотоннажников выпускают как летние,так и зимние шины,причем последние могут быть и в ошипованном варианте