Volvo 7500 – бывают ли длиннее?
В середине прошлого лета жители шведского Гётеборга стали свидетелями дорожных работ, которые велись на одной из трасс. Автобусные остановки почему-то отодвигались от проезжей части и становились на десяток метров длиннее. Жители объясняли это грядущим увеличением парка автобусов, а строители вообще не понимали, для чего затеяна стройка, но качественно выполняли свою работу, которую должны были закончить к декабрю 2005 года. И вот в декабре на трассу выехал невиданный шведами 24-метровый автобус...
Новый автобус – Volvo 7500, выполненный по биартикулярной схеме, то есть сочлененный двумя «гармошками». Пассажиры новинки сразу отметили бесшумную работу двигателя, комфорт в салоне и самое главное – вместимость. Volvo 7500 способен перевезти до 200 человек. При этом его динамика ничуть не страдает – машина демонстрирует плавное, очень быстрое ускорение и такое же торможение. Более того, руководитель этого проекта Жан Карлссон рассказал, что пассажиры оказывались в нужном им месте в 2...3 раза быстрее, чем при поездке на обычных автобусах, причем в это время включалось и ожидание автобуса.
«На самом деле на ресурсные испытания вышли два автобуса, – продолжил Карлссон, – один вместимостью 200 пассажиров, другой – 160. Вскоре будет готов еще один 165-местный. Руководитель проекта подчеркнул, что по своим характеристикам Volvo 7500 подходит под заморское BRT (Bus Rapid Transit – скоростная доставка пассажиров), широко развитое особенно в США. Там это понятие в ходу уже лет двадцать, а теперь оно есть и в Европе.
Рабочее место водителя напоминает кокпит авиалайнера |
А сейчас поближе познакомимся с самим автобусом и его конструкцией. Автобус построен на шасси Volvo B9S, разработанном специально для применения в BRT Сантьяго (Чили) и его окрестностях. На сегодня это шасси разошлось здесь тиражом 1100 штук – впечатляющее количество для автобуса любого типа.
Шасси имеет несколько модификаций. На базовой модификации дизельный 6-цилиндровый двигатель D9A, развивающий мощность 340 л.с. с выхлопом, соответствующим Euro 3, расположен за передней осью, слева. Он работает в паре с автоматической коробкой передач ZF 6HP602. Двигатель скомпонован так, что пол в салоне приподнят только в его зоне, а дальше по всему автобусу пол ровный. Отметим, что за основу конструкции гиганта взята модель Volvo 8500 LE (low entrance – в переводе «низкий вход»). Действительно, высота ступеньки у передней двери составляет 270 мм, а с помощью подвески пол может быть приподнят до 340 мм.
Пассажиры остались довольны современными эргономичными сиденьями |
Основа кузова взята у упомянутой модели, но, что интересно, его борта выполнены не из листового металла, а набраны из алюминиевых профилей, обеспечивающих высокую коррозионную стойкость и исключительную ремонтопригодность. Сборка этих автобусов велась под особым контролем в специальном цехе шведской фирмы Saffle, там же проводили стендовые испытания и доводку всей конструкции. При удачных результатах эксперимента, вероятно, весь завод перейдет на выпуск шведских BRT, потому что желающих приобрести эти «длинномеры» набралось предостаточно. Единственное, что отмечают практически все эксплуатационщики, так это немного несовременный вид автобуса. Не станем забывать, что это только опытные образцы, изготовленные для обкатки самой конструкции. Вполне вероятно, что серийный автобус будет иметь более прогрессивный дизайн.
А вот интерьер пассажирского салона и рабочего места водителя соответствует современным требованиям. К услугам пассажиров эргономические кресла с легкомоющейся обивкой и удобными поручнями. И весь салон производит впечатление новизны и чистоты как в прямом, так и в дизайнерском смысле.
Дизельный 6-цилиндровый двигатель D9A развивает 340 л.с. |
Рабочее место водителя продумано очень грамотно и до мельчайших деталей. При такой длине автобуса уследить за всем, что происходит сзади и снаружи, при помощи зеркал не представляется возможным, поэтому автобус оборудован миниатюрными видеокамерами, которые передают информацию о дорожной обстановке на два дисплея, расположенных слева и справа от основных приборов на панели. Таким образом, водитель всегда в курсе, что происходит в недосягаемых для обзора зонах. Кроме того, над его головой расположен монитор, на котором высвечивается информация о положении дверей – закрылись они или еще открыты. Там же нашлось место для аудиосистемы и индивидуального вентилятора. Что касается вспомогательных органов управления, то они расположены слева и справа от рулевого колеса, причем так, что ими можно манипулировать, не снимая рук с «баранки».
А пока эксперимент в полном разгаре, и пассажиры нового BRT, курсирующего по маршруту № 16, судя по всему, довольны. Остается лишь дождаться вердикта эксплуатационщиков и, естественно, самой Volvo – быть серийному производству новой модели или не быть.