<<< Назад

Амкодорожный самосвал
Шар­нирно-со­чле­нен­ным са­мо­сва­лом «Ам­ко­дор-20231»

Павел Гаманьков, фото автора



До сих пор не решено, из какого пластика изготавливать кожух рулевой колонки. Справа от водителя джойстик управления ГМП

Самосвалы будут оснащать бортовым компьютером. Однако с маркой и типом еще предстоит определиться

С таким количеством шлангов гидравлического оборудования под силу разобраться только специалисту фирменного сервиса

Средний мост самосвала проходной

Угол складывания рамы – 42°

Для лучшего доступа к гидрооборудованию кабина самосвала откидывается вправо

«Амкодор-20231» оснащен турбодизелем Cummins американского производства

По счастливому стечению обстоятельств, после того, как я познакомился с новинкой минского ОАО «Амкодор» – шарнирно-сочлененным самосвалом 20231 – мне в руки попал наш внутренний каталог, в котором собрана информация обо всех, когда-либо выпускавшихся шарнирно-сочлененных самосвалах ADT (articulated dump truck).

Таким образом, имея более чем скромное количество технической информации о новинке, появилась возможность сравнить «Амкодор-20231» с мировыми аналогами. Забегая вперед, скажу сразу: никаких сенсаций это исследование не принесло – белорусы определённо знали, где надо искать золотую середину, создавая свой рабочий прототип.
Говоря сухо – белорусская новинка рассчитана на транспортировку и разгрузку сыпучих и кусковых материалов вне обустроенных дорог в дорожном, гидротехническом строительстве и горнодобывающей промышленности. Одним из основных преимуществ самосвалов с шарнирно-сочлененной рамой считается их непревзойденная проходимость. Благодаря повороту обеих секций машины в продольно вертикальной и продольно горизонтальной осях, достигается практически постоянный контакт всех колес с поверхностью. При движении по пересеченной местности не происходит так называемое вывешивание колес, что не только положительно влияет на проходимость техники, сравнимую с проходимостью гусеничных машин, но и полностью снимает проблему скручивающих нагрузок на раму самосвала. Это важно, если разгрузка прямым сваливанием происходит на боковом уклоне: чем выше поднимается платформа, тем сильнее нагрузка на раму. ADT не знают такой проблемы, и при работе без устроенных дорог подобные машины показывают высокую производительность труда в сравнении с обычными самосвалами. Не затрачивается время на поиск ровной площадки для разгрузки загруженного материала.
«Амкодор-20231» относится к самому распространенному классу грузоподъемности – 22–25 т1. Казалось бы, при такой грузоподъемности можно было оставить и две оси (БелАЗу-то хватает!). И действительно МоАЗ, Atlas Copco, Dux, Bird Machines, Kaelble, Kiruna Truck, Paus и Volvo выпускают ADT с колесной формулой 4х4 аналогичной грузоподъемности и вместимости кузова. Но! У них существенно выше удельное давление на грунт, неравная развесовка по осям в порожнем состоянии и именно поэтому двухосные сочлененники обычно применяют в шахтах и на прокладке тоннелей на породах с высокой несущей способностью. В снаряженном состоянии у «Амкодор-20231» нагрузка на мосты распределяется равномерно – по 7 т на каждую ось, тогда как у двухосных машин на передний мост приходится 12–13 т, на задний – 7–9 т. С полной массой распределение масс по осям выравнивается, но третий ведущий мост позволяет более равномерно распределять осевую нагрузку в груженом и негруженом состоянии.
На территории СНГ мосты для подобной техники не выпускают2, поэтому на белорусском самосвале применены агрегаты немецкой фирмы ZF. Но в связи с ожидаемыми перебоями в поставках (об этом заявляют сами немцы, поскольку «Амкодор» в их планы производства не входил), в Минске рассматривают и альтернативные варианты. Например, на второй сочлененный самосвал, производство которого заканчивается на предприятии, установили мосты NAF. Каждый из агрегатов имеет свои достоинства и недостатки, но о том, на каком варианте остановится руководство предприятия пока неизвестно, поскольку эксплуатационные испытания еще впереди. Как рассказал нам главный конструктор ОАО «Амкодор» Андрей Александрович Герман: «Испытания будут проводиться минимум до середины 2008 года, и только тогда можно будет делать первые выводы. К тому же мы не спешим с запуском сочлененных самосвалов в серию. Производственные площади предприятия заняты выпуском основной продукции – погрузчиков различной грузоподъемности. И в таких условиях ставить на конвейер новую машину нецелесообразно».
«Амкодор» оборудован американским турбодизелем Cummins мощностью 194 кВт и агрегатирован с гидромеханической трансмиссией ZF, поскольку механическая КП весьма критична в условиях, когда надо переключать ступени под нагрузкой. Судя по всему, немецкая КП имеет оптимальное соотношение цены и качества, да и заменить ее нечем. Поэтому в данном случае никаких изменений не ожидается, она прочно вписалась в конструкцию сочлененника. А вот силовой агрегат для удешевления стоимости может быть заменен ярославским двигателем сопоставимой мощности производства, и тут пока складывается только один вариант – ЯМЗ-238. После эксплуатационных испытаний динамические характеристики завода-производителя могут измениться. После тестовых проверок в характеристиках должен появиться и такой показатель, как скорость движения задним ходом – для сочлененных самосвалов это немаловажный фактор. Пока же о скорости движения назад ничего неизвестно. Хотя на аналогах она составляет 16–18 км/ч.
Доступных данных о белорусской новинке немного. Добавить можно лишь то, что угол складывания рамы относительно продольной оси самосвала составляет 42°, что лишь на 3° меньше, чем у подавляющего большинства конкурентов. В подавляющем большинстве шарнирно-сочлененных самосвалов этот показатель составляет 65–70°, и «Амкодор» незначительно укладывается в общепринятые рамки, но до рекордных показателей, как, например, на землевозах 1960-х МоАЗ и Wabco (75°), сработанных на базе одноосных тягачей-скреперов, белорусскому землевозу далеко. Да и стоит ли овчинка выделки?..
…В середине года должны появиться первые результаты пробной эксплуатации «Амкодор-20231» в рабочих условиях. Можно будет сделать первые выводы, и мы постараемся вернуться к новинке.

Техническая характеристика «Амкодор-20231»

 

Габаритные размеры, мм 9500х2800х3600
Колесная база, мм 5010
Колея, мм 2250
Клиренс, мм 430
Масса снаряженная, кг 21 000
Грузоподъемность, кг 24 000
Вместимость кузова геометрическая, м3 12
Вместимость кузова насыпная, м3 14,4
Угол подъема платформы, град 67
Угол поперечной устойчивости, град не менее 17
Угол поворота рамы относительно продольной оси, град 42
Минимальный радиус поворота по наружному габариту, м 8,5
Шины 23,5 R25
Давление в шинах, МПа 0,22
Двигатель: Cummins QSC8.3-C260, I-6, турбодизель
рабочий объем, см3 8268
мощность, л.с. 258
Максимальная скорость движения, км/ч 45


1ADT грузоподъемностью 22–25 т присутствуют в производственной программе еще 22 компаний: МоАЗ, ЧСДМ, Astra, Atlas Copco, Bell, Bird Machines, Case, Caterpillar, Dux, Hitachi, John Deere, Kaelble, Kiruna Truck, Komatsu, Link Belt, Mitsubishi, Moxy, New Holland, Paus, Sinoway, Randon, Terex, Volvo (Ю.П.).
2Тяжелые мосты «Кировца» и ХТЗ Т-150К не в счет – они идеологически не подходят (Ю.П.).

Комментировать ... >>
Loading...