MILEX-2007
В Минске с 22 по 25 мая прошла IV Международная выставка вооружения и военной техники MILEX-2007. В ней участвовало более 130 предприятий, конструкторских бюро и исследовательских центров из Белоруссии, России и Украины. Стенды и площадки вызвали неподдельный интерес у официальных делегаций из 43 стран мира (в том числе Армении, Казахстана, Венесуэлы, Вьетнама, Китая, ОАЭ, Омана, Сирии), специалистов и посетителей.
Единую экспозицию Российской Федерации на выставке представляло федеральное государственное предприятие «Рособоронэкспорт», свои изделия и технологии демонстрировали российские предприятия: ФГУП «Пензенское ПО «Электроприбор», ФГУП «Нижегородский НИИ радиотехники», ОАО «Казанский вертолетный завод», ФГУП «ПО «Уралвагонзавод» и МФПГ «Оборонительные системы».
Назвать MILEX крупной выставкой вооружений было бы неправильно, так как площади небольшие и нет полигона для демонстрации техники. И все же по составу участников и количеству экспонируемых новинок этот показ в очередной раз подтвердил статус серьезного мероприятия.
Агат
ГНПО «Агат» (г. Минск) на выставке представляло комплекс средств автоматизации для управления пунктами радиотехнических подразделений с целью автоматического съема, обработки и отображения радиолокационной информации. Мобильный комплекс был смонтирован на шасси МЗКТ-65273 с колесной формулой 6х6. Снаряженная масса автомобиля – 15 т, а полная – 24.
Грузовик оснащен 400-сильным дизелем ЯМЗ-7511, 9-ступенчатой механической КП МЗКТ-65151. Автомобиль обут в шины 390/95 R20 (Кама-Урал).
Аэротехника
Украину на MILEX-2007 представляла корпорация «Аэротехника» (НВО «Аеротехника»), которая показала две твердотельные РЛС П-180У и П-190У (для обнаружения маловысотных целей).
Поскольку выставка проходила в Минске, это определило активное участие белорусских предприятий с демонстрацией военных машин и техники двойного назначения.
Амкодор
Известный белорусский изготовитель строительных, коммунальных и лесных машин ОАО «Амкодор» показал на выставке ряд интересных новинок.
У известной уже аэродромно-уборочной машины «Амкодор-9463» изменена система воздуходува, благодаря чему стала возможна пылесосная приставка, которая уже успешно прошла программу испытаний в аэропорту Минск-2. Кроме дополнительного оборудования был изготовлен распределитель и накопительный бак вместимостью 7000 л для жидких химреагентов, используемых для очистки ВПП, РД, РП и перрона аэропорта от снега и льда. Эта новая установка смонтирована на прицепе и при работе прикрепляется к основному тягачу вместо щетки.
Волат/МЗКТ
Кроме новых шасси марки «Волат», применяемых другими предприятиями для монтажа военного и специального оборудования, Минский завод колесных тягачей демонстрировал на выставке свою большую экспозицию из десяти тяжеловозов, включая три новинки.
Первая – модернизированный седельный тягач МЗКТ-7401 (8х8). Автомобиль 2007 года идентичен прошлым моделям, но в отличие от предшественника оснащен двухбарабанной лебедкой с гидроприводом и планетарным редуктором, расположенной за кабиной. Максимальное тяговое усилие на каждом барабане составляет 250 кН. С появлением дополнительного оборудования модернизированный тяжеловоз МЗКТ-7401 теперь может не только буксировать полуприцепы в составе автопоезда полной массой 70 т, но и самостоятельно проводить загрузку или эвакуацию техники.
Тягач оснащен двигателем ЯМЗ-7511.10 (максимальная мощность 400 л.с.) и коробкой передач МЗКТ-65151 (9 передач вперед и 1 назад). Технические особенности тяжеловоза: снаряженная масса – 16,6 т, минимальный радиус поворота – 12 м, максимальная скорость – 75 км/ч, максимально допустимая нагрузка на седельно-сцепное устройство – 27 т.
МЗКТ-7401 стал логическим продолжением семейства полноприводных «Волатов», вписывающихся в дорожные габариты и имеющих односкатные вездеходные шины. Сегодня у этого седельного тягача конкурентов среди отечественных тяжеловозов просто нет, и потребителю достаточно приобрести один такой автомобиль, чтобы перевозить тяжелые грузы по всем видам дорог и бездорожью.
Следующая новинка – бортовой автомобиль МЗКТ-7301. Этот грузовик аналогичен предыдущей модели 7401, только оснащен платформой размером 6140х2420 мм и подъемником КМУ-90. Снаряженная масса тяжеловоза – 17,7 т, а грузоподъемность – 24 т.
Третья новая машина, показанная минским заводом, – МЗКТ-73011, оборудованный системой мультилифт МПР-2, предназначенный для перевозки и ускоренной погрузки/ разгрузки сменных кузовов или техники.
Грузовик оснащен двигателем ЯМЗ-7511.10 мощностью 400 л.с. и коробкой передач МЗКТ-65151. Снаряженная масса машины – 17,7 т, грузоподъемность – 20 т. Радиус поворота – 14 м. Автомобиль оборудован шинами небольшого диаметра – 445/65 R22.5.
МАЗ
Департамент транспортного обеспечения МО РБ продемонстрировал модернизированное автомобильное шасси МАЗ-6303 на комбинированном ходу, т. е. этот универсал может двигаться по автомобильным и железным дорогам с рельсовой колеей от 1435 до 1520 мм.
Благодаря широкому диапазону применяемого навесного оборудования эта комбинированная машина может выполнять несколько видов работ. Во-первых, перевозить грузы и личный состав по автомобильным и железным дорогам. То есть грузовой автомобиль может заехать на железнодорожные пути и в течение 10 минут с помощью установленного гидропривода установить свои железные колеса на колею и продолжить движение как локомотив.
Во-вторых, машина может быть использована для уборки снега с наземных транспортных коммуникаций и прилегающих к ним территорий при установке плунжерного снегоочистителя на шасси.
В-третьих, если на шасси разместить аварийно-спасательное оборудование и малый механизированный инструмент (гидроманипулятор грузоподъемностью 1,5 т), то такой универсал можно задействовать в работах по содержанию, текущему ремонту ж/д путей и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
И последнее. Грузовик превратится в дрезину – для маневровой и поездной работы на железнодорожных подъездных путях, а при оборудовании системами безопасности – на станционных и магистральных.
Грузоподъемность автомобиля при движении по дорогам с твердым покрытием – 10,5 т, а при движении по железнодорожной колее – 8,5 т в платформе.
Любава/Мидивисана
Белорусское предприятие ООО «Мидивисана» более пяти лет проектирует и производит автомобили-фургоны (изотермы, торговые палатки, вахтовки, мастерские и медицинского назначения) под торговой маркой «Любава».
Собственная конструкторская служба и производственная база позволяет разрабатывать и изготовлять автомобили для нужд Министерства обороны, МВД и МЧС. На открытой площадке-выставке была представлена последняя новинка – МШ-6317-ПО-КШ «Бабочка», командно-штабная машина с кузовом-контейнером переменного объема, установленным на шасси полноприводного автомобиля МАЗ-631705.
Грузовик укомплектован механизмом подъема и опускания кузова-контейнера типа мультилифт, оборудованием для средств связи и системой жизнеобеспечения, куда входят ФВУ для защиты помещения от химических средств поражения, климат-контроль и дополнительный отопитель. Машина, рассчитанная на работу 9–12 человек, разворачивается из транспортного положения за 10–30 минут в зависимости от уровня оснащения.
«Бабочку» можно использовать для размещения штаба военного соединения, спасательной группы МЧС, в качестве передвижного госпиталя, помещения для отдыха военнослужащих, она может быть полезной геодезистам, строителям и нефтяникам.
Радар
Белорусское конструкторское бюро (КБ) «Радар» представляло на выставке вооружений и военной техники новую радиолокационную станцию «Восток». Как отметили представители предприятия, данная разработка может существенно увеличить боевые возможности ВВС и войск ПВО.
«Восток» – мобильная цифровая радиолокационная станция (РЛС) метрового диапазона, предназначенная для обнаружения воздушных целей, определения их дальности, передачи радиолокационной информации в информационную сеть системы ПВО и др. Если старая РЛС П-18 советского производства имела лишь четыре несущих частоты, то у «Востока» их 50. Если П-18 была способна обнаружить стратегические бомбардировщики Б-52 лишь на расстоянии 43 км, то «Восток» сделает это на расстоянии 255 км. Кроме этого снизилась вероятность обнаружения радиолокационной станции средствами радиотехнической разведки противника.
РЛС «Восток» размещена на автомобильном шасси высокой проходимости – МЗКТ-65273-020 (6х6) с мотором ЯМЗ-7511, агрегатированным с КП МЗКТ-65151. В комплект новой станции входит дистанционное автоматизированное управление всем радаром и блок автономного электроснабжения комплекса (дизель-электростанция).
Оборонительные системы
Вниманию специалистов были предложены экспортные образцы российской продукции военного назначения, в том числе созданные с применением комплектующих изделий белорусского производства. Сюда можно отнести модернизированный зенитно-ракетный комплекс ЗРК-125-2ТМ «Печора-2ТМ», разработанный ОАО «Оборонительные системы» с участием белорусских предприятий на базе С-125 («Печора»).