<<< Назад

Китайское иго

А. Климнов, фото Роберта Яблонского (Robert Jablonsky)

В конце ноября 2006 года в Пекине прошел 9-й Международный автосалон. В нем приняли участие более 500 китайских и зарубежных автокомпаний. Стремительное развитие китайской автомобильной индустрии в последние годы вызывает широкий интерес общественности во всем мире и, конечно, в нашей стране. Автоиндустрия Китая была создана в 1950-е годы на основе полного заимствования технологий и лицензий у Советского Союза. В дальнейшем КНР уже самостоятельно производила грузовики марок «Освобождение» (Цзефан), «Восточный ветер» (Дунфын) и легковые автомобили «Красное знамя» (Хунцы). Однако слабая промышленная база страны в целом и вынужденная изоляция Китая не позволяли этой жизненно важной отрасли развиваться достойными темпами. Только после перехода Китая к политике реформ и открытости в середине 1980-х местная автомобильная индустрия вступила в новый этап своего развития.

Транснациональные концерны начали уделять китайскому рынку пристальное внимание, одновременно китайское правительство разработало достаточно эффективную стратегию по привлечению иностранных инвесторов-хуацяо (преимущественно китайцев, живущих в США) и передовых технологий. На первом этапе (до 2000 г.) местный автопром был ориентирован преимущественно на заимствование и копирование (зачастую нелегальное), а также освоение полного цикла производства лицензионных образцов. На втором этапе (до 2005 г.) произошел переход к выпуску полной номенклатуры всех существующих типов автомобилей от микроавтомобилей до представительских лимузинов, а также грузовых автомобилей и автобусов всех известных классов.

Китайские инженеры начали создавать собственные варианты конструкций автомобилей на основе зарубежных образцов. Предприняты первые пробные шаги по «зондирующему» экспорту продукции крупнейших самостоятельных китайских производителей (но не СП с западными фирмами). На третьем этапе (2006–2010 гг.) предусмотрен полный переход только на национальные платформы, усиление местной конструкторской школы, постепенный отказ от СП и усиление экспорта с целью освоения имеющихся на мировом рынке пустующих ниш. На завершающем пятом этапе (2011 г. и далее) предусмотрено достижение конкурентоспособности с ведущими мировыми производителями и открытая конкуренция с ними на мировом рынке по соотношению цена/качество за счет более дешевой квалифицированной рабочей силы и меньших климатических и рентных издержек. Такой плотный график повышения конкурентоспособности, впрочем, было бы неплохо принять и нашему автопрому. Если еще недавно о китайских автомобилях рассуждали как об экзотике, то теперь с каждым днем их количество на улицах наших городов все прибывает.

Beijing Luling BJ 2031 HMD

Значительную часть выпуска автомобилей составляют микровэны и мини-вэны, сочетающие компактность и экономичность с достаточной вместимостью (5–8 мест) и практичностью. В данной категории прогресс наиболее заметен в связи с отказом от вагонной компоновки и переходом к бескапотной, более безопасной за счет вынесенного за пределы передней оси места водителя и переднего пассажира. Японский автопром освоил переход на такой тип кузова еще десятилетие назад, теперь настал черед китайцев. Популярны в Китае и пикапы, преимущественно с двойной 5–6-местной кабиной. Многие из них унифицированы с внедорожными универсалами вместимостью до 9 мест.

Beijing, BAW (Бэйцзин '<Пекин'>)

Китайская автомобилестроительная компания Beijing Automobile Works (торговые марки Beijing и BAW, в том числе на российском рынке) входит в государственный холдинг BAIC, один из крупных производственных концернов КНР. Объем производства заводов BAW, расположенных в Пекине, в 2005 году составил 11,7 тыс. автомобилей против 12,8 тыс. в 2004-м. Именно на заводы BAW было переведено производство «классических» внедорожников BJ2023 с предприятия Beijing-Jeep, также входящего в холдинг BAIC. Производство знаменитых старых «пекинов» – уазоподобных джипов Beijing полностью передано подразделению BAM, которое теперь их выпускает для армии и госструктур.

Changan CM 8-SC 6380

В России автомобили марки BAW продаются с 2005 г. На пекинском автосалоне был продемонстрирован рестайлинговый пикап с двойной кабиной Beijing Luling BJ 2031 HMD (Бэйцз(ин Лулин), выпускаемый с 2002 г. Данная модель унифицирована с выпускаемыми BAW внедорожниками. Пикап оснащен 2,2-литровым бензиновым мотором мощностью 105 л.с. Ходовая часть унифицирована с пикапом Toyota Hilux.

Changan, Jiangling (Чанань, Цзянлин)

История одного из крупнейших китайских производителей автомобилей, концерна Changan Automobile Group, началась с небольшой машиностроительной фабрики Changan Mashinery, основанной в 1862 г. в Чунцине. С 1958 по 1962 гг. на ставшем государственным заводе выпускали компактные внедорожники для армии, а в 1983 г. было организовано CП с японским концерном Suzuki. После акционирования в 1995 г. группа заводов в Чунцине стала называться Changan Automobile Group. Основная продукция Changan – субкомпактные микроавтобусы на базе Suzuki Carry образца 1998 г. и легковые модели Suzuki. Объем производства лицензионных микровэнов Changan в 2005 г. составил около 200 000 автомобилей. С 2006 г. под маркой Changan на местном рынке начались продажи внедорожников Landwind («клон» Isuzu Rodeo образца 1997 г.), собираемых на заводе компании Jiangling Lufeng Motor (Цзянлин Луфын) в Нанчанге провинции Цзянси.

На пекинском автосалоне были продемонстрированы модернизированный микровэн Changan Xingguang SC6395 (Чанань Сингуан) в комплектации Chadyue (Чадюэ) и более современная модель Changan CM 8-SC 6380 образца 2005 г., разработанная при участии специалистов Pininfarina и демонстрировавшаяся на ММАС-2006 в Москве.

Changhe Suzuki Landy

Ее оснащают 1,3- и 1,6-литровыми двигателями мощностью 82 и 97 л.с. соответственно. Число мест от пяти до семи – в зависимости от модели, КП только 5-ступенчатая механическая, в оснащение входят гидроусилитель руля, аудиосистема, на некоторых моделях в оснащение включены фронтальные подушки безопасности, аудиосистема с CD и сигнализация. С 2007 г. будет развернуто серийное производство нового компактвэна Changan CV9. Параллельно с пассажирскими микровэнами Changan собирает коммерческие модели с кузовом пикап и специальные автомобили для скорой помощи и полиции. Микровэны и часть продукции легкового подразделения СП Changan-Suzuki экспортируется в близлежащие страны региона – Бангладеш, Пакистан, Индонезию, Вьетнам и Турцию.

Changhe, Jiangxi (Чанхэ, ЦзЯнси)

Автомобильный завод в городе Циндзен (провинция Цзянси) был создан в 1969 г. крупнейшим китайским аэрокосмическим концерном AVIC. С 1989 г. на заводе началось производство компактных микровэнов CH 6320 по лицензии Suzuki (модель Carry образца 1979 г.), а новое поколение (Carry образца 1985 г.) начали собирать с 1993-го. Эти модели, прошедшие несколько рестайлингов, выпускают и сейчас. Экспортные поставки продукции заводов Jiangxi Changhe Automobile Co. пока незначительны (исключение – Египет, где с разрешения Suzuki осуществляется сборка микровэнов Changhe), поскольку концерн AVIC делает основной упор на другую собственную марку автомобилей – Hafei. На пекинском автосалоне компания представила образцы обновленного микровэна Changhe Suzuki Landy в обычной комплектации и с аэродинамическим обвесом.

Changfeng Liebao UU CT3

Changfeng, Hunan (Чанфын, Хунань)

Корпорация Ghangfeng (Чанфын) Group была основана в 1950 г. и первоначально занималась производством военной техники для армии КНР (завод 7319). C 1988 г. на заводе 7319 в Чаньше – столице провинции Хунань – началось производство внедорожника CJY 6420 по документации Beijing BJ 2020. В 1996 г. завод был частично перепрофилирован на производство гражданской продукции и переименован в Hunan Changfeng Auto Manufacturing, тогда же была приобретена лицензия на производство внедорожников Mitsubishi. Сейчас на заводе под маркой Changfeng Liebao (Чанфын Лебао) собирают внедорожники по лицензии Mitsubishi Pajero, причем часть из них продают в КНР под маркой Mitsubishi. С 2000 г. Mitsubishi Motors владеет 20% акций завода Hunan Changfeng Auto. В 2006 г. на автосалоне в Пекине был показан оригинальный концепт-кар Changfeng Liebao UU CT3, представляющий собой пикап пляжного типа, едва ли не первый такой в Китае. C 2006 г. внедорожники производства Hunan Changfeng Auto продают в России под торговой маркой Leopard.

Dongfeng, Chenglong, Wuhan (Дунфын)

Основанное в 1969 году в г. Ухань «Второе автомобильное предприятие», выпускавшее с 1974 г. грузовики, было переименовано в 1992 г. в Dongfeng Motor Co. С 1992 г. оно производит хэтчбеки Shenlong в кооперации с французской фирмой Citroёn, с которой в том же году было создано СП Dongfeng-Citroёn.

Dongfeng Xiaokang K07 – EQ 6380 LF

В сентябре 2002 г. было основано СП Dongfeng c Nissan Motor (50:50 процентов акций), в рамках которого предприятия Donfeng, Chenglong, Wuhan и проч. начали с июня 2003 г. собирать модели Nissan. В мае 2005 г. Dongfeng организовал СП с группой Yuan Automobile Co., Ltd., которое производит оригинальный мини-вэн Xiaokang (Сяокан). В 2005 году группа Dongfeng вместе с СП произвела 559,8 тыс. автомобилей (+83,6% к 2004 году). На пекинском автосалоне 2006 года компания показала целый «выводок» микровэнов, мини-вэнов и фургонов семейства: Dongfeng Xiaokang K07 (EQ 6380 LF), новейший Dongfeng Xiaokang EQ 6380 LF, а также две модели, выпускаемые по лицензии Hyundai Dongfeng Yueda Kia Carnival YQZ 6490 (Дунфын Юэда) и Dongfeng Fengxing Lingzhi LZ 6460 (Дунфын Фынсин Линчжи), представляющую собой Hyundai Starex H-1.

Foton, Beiqi (Футянь/Фотон, Бэйци)

Госкомпания Beiqi Foton Motor Co., Ltd., называвшаяся до 2003 года Beiqi Futian (Бэйцы Футянь), была создана в 1996-м типичным для современной китайской экономики методом – директивным слиянием более чем сотни разных мелких компаний, находящихся в 13 провинциях КНР. В 1998 г. компания получила от Государственного Бюро Машиностроения допуск на производство автомобилей. По итогам 2005 г. Foton Motor стала четвертым автопроизводителем в национальном рейтинге (финансовом) и заняла 43-ю позицию в списке 500 крупнейших промышленных компаний Китая.

Foton MP-X Mengpaike Long

В настоящее время компания Foton Motor производит внедорожники и пикапы (марка Foton), грузовики всех классов грузоподъемности (марки Foton и Forland), автобусы и микроавтобусы (марка Foton), кроме того, двигатели, тракторы, сельскохозяйственное оборудование и иные виды продукции. C 2000-го компания выпускает пикапы серии BJ1027, модернизированные в 2005-м, а с 2003-го и унифицированный с ним внедорожник модели BJ 6488 M16. В 2003 г. объем продаж компании составил 260,2 тыс. внедорожников и пикапов, 209,8 тыс. легких грузовиков. В конце 2005 г. только экспорт грузовиков превысил 16 тыс., а численность работников достигла 28 тыс. На пекинском автосалоне предприятие показало новый флагман своего модельного ряда коммерческих автомобилей – мини-вэн MP-X вместимостью до 11 человек.

Hafei (Хафэй)

Harbin Hafei Motor Co., Ltd. (ранее именовавшийся Hafei Motors), является филиалом Харбинской Авиационной Группы Ltd., который в свою очередь принадлежит государственной China Aviation Industry Corporation, управляющей и фирмами Changhe (Чанхэ) и Hanjiang (Ханьцзян). Hafei Motor – ведущий китайский производитель микролитражек и микровэнов – была образована 20 сентября 1994 г. как совместное предприятие с участием иностранного капитала с активами в размере $550 млн. Предприятия компании занимают территорию площадью более 1 млн. м2, в том числе производственные площади – более 350 тыс. м2.

Hafei Zhongyi HFJ 6371

Компания располагает двумя сборочными линиями, включающими цеха по сварке, окраске и сборке, общей производительностью 300 тыс. автомобилей в год. На предприятии заняты 5000 рабочих, 104 руководящих работника и 600 работников среднего звена. Фактический объем производства Hafei в 2005 г. составил 49,9 тыс. автомобилей против 28,6 тыс. годом ранее. C 1984 по 2002 гг. фирма собирала под маркой Songhuajiang (Сунхуацзян) мини-вэны вагонной компоновки и пикапы на их базе по лицензии Suzuki. Примером такой модели можно считать Hafei Zhongyi HFJ 6371 (Хафэй Чжуни) – микровэн, часто встречающийся на улицах Пекина. На пекинском автосалоне 2006 г. фирма показала два микровэна: модернизированный Hafei Minyi M408 HFJ 6391 (Хафэй Миньюй) и совершенно новый обтекаемый Hafei Saibao Luzan HF9 (Хафэй Сайбао Луцзань). Кстати, дебют легковых моделей Hafei на российском рынке состоялся на московском автосалоне 2006 года.

Huachen (Хуачэнь)

Компания Shenyang Jinbei The Car Co. (Шенян Цзиньбэй), основанная как автозавод в 1970 г. и преобразованная в 1991 г., объединившаяся с Brilliance China Automoutive Co., с 2001 г. принадлежит концерну FAW. Нынешнее название компания получила в 2001 г. С 1991 г. компания выпускает микроавтобусы по лицензии Toyota Hiace E12, а с 2002 г. по лицензии – модель Hiace Granvia. В 2004 г. модель прошла рестайлинг, а на пекинском автосалоне 2006 г. была показана новая версия Huachen Jinbei Geruisi (Хуачэнь Цзиньбэй Гэжуйсы). Кроме того, в Пекине был показан фургон Huachen Jinbei Haishi (Хуачэнь Цзиньбэй Хайши), представляющий очередную (уже которую по счету!) модернизацию все той же Toyota Hiace.

Jianghuai Ruifeng HFC 6470 _2006 XI

Jianghuai, Ruifeng (Цзянхуай, Жуйфын)

Фирма «Аньхуэй» – Anhui JAC (Jianghuai Automobile Co., Ltd.) Automotive была создана в 1999 г. при содействии компании Lion Corporation и местных властей. В компании работают свыше 3700 человек, производственные мощности составляют 40 тыс. автомобилей (в перспективе 120 тыс.). В 2005 г. компания произвела 31,4 тыс. автомобилей и продала 31,5 тыс., что на 30% больше, чем в предыдущем году. Фирма Jianghuai (JAC) осуществляет техническое сотрудничество с корейским концерном Hyundai Motors, по лицензии которого строит грузовики и микроавтобусы. В сентябре 2004 г. компании организовали СП, на котором к 2010 г. должны будут производиться ежегодно 90 тыс. грузовиков, 10 тыс. автобусов и 50 тыс. двигателей. На пекинском автосалоне JAC показал 8-местный мини-вэн Ruifeng HFC 6470 (Жуйфын), представляющий собой точную копию известного на российском рынке Hyundai H1 (H200), в свою очередь представляющего лицензионную копию Mitsubishi L400 (Delica Cargo) образца 1994 г., и более свежий по внешности полноприводный мини-вэн (с трансмиссией от знаменитого внедорожника Pajero II), соответствующий рестайлинговому Hyundai Starex образца 2004 г.

Nanjing, Yuejin (Наньцзин, Юэцзинь)

Nanjing Fiat Doblo

Холдинг Najing (Yuejin) Auto Group, образованный в 1995 году, – ведущий производитель в провинции Дзянсу с объемом производства 35,8 тыс. автомобилей в 2005 г., что вдвое больше, чем в 2004-м. В перспективе компания должна выйти на уровень производства до 100 тыс. автомобилей в год. В 1997 г. Yuejin Motor (Group) Corporation образовал СП с IVECO и FIAT, его 3-й машиностроительный завод выпускает по их лицензиям LCV и SUV. Программа начиналась с модели IVECO Daily образца 1978 г., а на пекинском автосалоне была продемонстрирована новая модель из гаммы СП – Nanjing Fiat Doblo Combo. Производство этого компакт-вэна разворачивается на предприятии Soyat. В программе будет предусмотрена и версия с кузовом фургон. Кстати, дочерняя компания Nanqi Soyat Automobile Co. (Наньци Соят) приобрела в 2005 г. активы обанкротившегося британского MG Rover.

Qirui, Chery (Цижуй, Чэжуй)

Одна из наиболее амбициозных и быстро развивающихся китайских автомобилестроительных компаний – Qirui Automobile Co. (торговая марка Chery) – была основана в 1997 г. на паритетных началах частными инвесторами из Гонконга, Сингапура и других стран Юго-Восточной Азии крупнейшим автомобилестроительным концерном Китая SAIC и правительством КНР.

Qirui V 213

Современный автомобильный завод Chery был построен в 1999 г. в Вухане (провинция Анхой). C апреля 2006 г. на калининградском заводе «Автотор» фирма Chery собирает кроссовера Tiggo и седан Amulet. А в 2007 г. в Калининграде планируется построить новый завод проектной мощностью до 50 000 (!) автомобилей, часть производимых моделей Chery предполагает экспортировать в европейские страны. Новинка Chery – оригинальный мини-вэн Chery V5 (на внутреннем рынке Qirui V 213), собираемый с мая 2006 г. и представленный на пекинском автосалоне. Он отличается едва ли не самым передовым среди китайских одноклассников дизайном. Кроме того, был показан фургон Qirui Kairui (Чижуй Кайжуй), разработанный местными инженерами и предназначенный для различных сфер применения, например, в полиции. Интересно, что уже в 2007 г. компания Chery первой из китайских автомобилестроительных фирм планирует выйти на рынок США совместно с американской компанией Vesionary Vehicles, основанной Малкольмом Бриклином (Malkolm Briklin). Объем производства автомобилей Chery в 2005 г. составил 185,6 тыс. автомобилей против 79,6 тыс. в 2004-м, из них не менее 35 тыс. было отправлено на экспорт.

Shuguang (Шугуан)

Shuguang Plutus DD 1022 D

Компания SG Automotive Group Co, Ltd. (была образована в 1984 г.) – одна из крупнейших производителей элементов подвески для автомобилей в Китае. Она производит в год до 200 тыс. подвесок 7 серий для всех типов автомобилей, а также 400 тыс. полуосей, 100 тыс. КП, 200 тыс. комплектов тормозов и 20 тыс. пикапов марки Shuguang («Рассвет»). В Пекине компания показала свою новую модель пикапа с двойной кабиной Shuguang Plutus DD 1022 D – китайскую копию американского Chevrolet Colorado, только с более экономичным дизельным двигателем.

Xinkai (Синькай)

В 1984 г. в 80 км от Пекина, в городе Хэбей, было создано предприятие по ремонту и переоборудованию автомобильной техники. В 1992 году на его основе при участии гонконгской фирмы Zunshan Development (Цзуньшань) было организовано совместное предприятие, а нынешнее название Hebei Xinkai Automobile Manufacturing Co. компания получила в 1999-м после реорганизации. При 2300 работающих предприятие располагает мощностями для производства до 30 тыс. автомобилей и 60 тыс. кузовов в год и относится ко II категории предприятий по государственной классификации. Компания выпускает 23 модели 6 серий, включая внедорожники по документации Beijing Automobile Works, а также пикапы по лицензии Isuzu. Кроме того, производятся микроавтобусы и автобусы.

Xinkai Shijijiaolong HXK 1021 S

На пекинском автосалоне был продемонстрирован сертифицированный по международной системе качества ISO-9000 пикап с двойной кабиной Xinkai Shijijiaolong HXK 1021 S (Синькай Шицзицзяолун), представляющий копию пикапа Isuzu D-Max. Пикап оснащают 2,3-литровым бензиновым мотором мощностью 105 л.с. по лицензии Toyota или 2,7-литровым 80-сильным дизелем по лицензии Isuzu. Производить их будут на новом заводе площадью 200 тыс. м2, который обошелся компании в 500 млн. юаней. Производительность предприятия составит до 150 тыс. автомобилей. В 2005 г. партия пикапов этой марки была поставлена в Россию, но интереса покупателей не вызвала. Сейчас вся продукция завода сертифицирована по международным стандартам. Так что, возможно, она вновь появится на российском рынке.

Wuling (Улин)

Образованный в 1998 г. холдинг SAIC-GM-Wuling включает компании GM China, Shanghai Automotive и Wuling Automotive. В холдинге работают 4200 человек персонала, производящие микроавтобусы и легкие грузовики. На пекинском Мотор-шоу SAIC-GM-Wuling показал свою новую разработку – Hongtu LZW 6381 (Улин Хунту). Это микровэн нового поколения с вполне современным и даже не лишенным элегантности дизайном, комфортабельным и просторным салоном.

Wuling Hongtu LZW 6381

Новинка разработана при участии Pan Asia Technical Automotive Center (PATAC) и конструкторов GM в рамках СП Shanghai Automotive Industry Corp. Group (SAIC) из Шанхая. Элементы конструкции на 68% полностью новые. На испытаниях опытные образцы Hongtu прошли 170 тыс. км в соответствии со стандартами, применяемыми и для автомобилей более высокого класса. Микровэн отвечает всем национальным требованиям и стандартам в отношении активной и пассивной безопасности. Модель Wuling Hongtu стала для компании SAIC-GM-Wuling флагманской моделью. Кроме того, фирма показала в Пекине удлиненную 6-местную версию микровэна Wuling Zhiguang LZW 6400 (Улин Чжигуан) с освеженным дизайном. В программу предприятия входят и модели Sunshine, New Sunshine, 6360 и Little Tornado. В 2005 г. компания произвела 295,9 тыс. автомобилей, что на 29,3% больше, чем в предыдущем году.

Xiaolong (Сяолун)

Автомобилестроительная компания Xiaolong Automobile Technology Co. из города Ухань была одной из немногих на пекинском автосалоне, кто представил полноценные грузовики нескольких серий. Двухосная «двухтонка» XL2060B (4х4) с портальными мостами и клиренсом 440 мм, напоминала швейцарский армейский вездеход Bucher и дизайном кабины, и общей компоновкой.

Xiaolong XL 2060L

Его армейский трехосный (6х6) вариант XL2080 (грузоподъемность 3,5 т) был «украшен» маскировочными пятнами. Интересно, что на том же двухосном шасси Xiaolong представила под индексом XL2060L и свою реплику американского «Хаммера». Серийное производство модели XL 2060 B началось в декабре 2006 г., а моделей XL 2060 L и XL 2080 планируется с мая 2007 г. Все модели оснащены турбодизелем рабочим объемом 3,2 л и мощностью 197 л.с. Руководство компании, расположенной в гористой провинции Китая, считает, что уже рельеф местности должен стимулировать местные продажи автомобилей повышенной проходимости, несмотря на их относительно высокую цену.

Zhongshun (Чжуншунь)

Малоизвестная компания Zhongshun (автомобилестроительное подразделение компании Тяньцзин – Tianjin Zhongshun Industrial and Trade Co.) представила на пекинском автосалоне очередную вариацию на тему чрезвычайно популярного у китайских производителей Toyota Hiace Е12 образца 1989 г. Вариация именовалась Zhongshun SLQ 6503A Century и могла похвастать разве что большими сегментованными фарами. Пикапы Zhongshun SZS 1020 FD (однокабинный) и SZS 1020 FS (двухкабинный) напоминают по дизайну Isuzu В-Max и унифицированы с внедорожниками. Однако кондовая отделка выдает изделие одного из местных производителей, еще не претендующего на экспорт.

Zhongxing Weihu

Zhongxing (Чжунсин)

Hebei Zhongxing Automobile Manufacturing Co., Ltd. представляет СП, созданное китайским правительством в 1991 г. с производственными мощностями, первоначально рассчитанными на производство до 60 тыс. автомобилей и позже увеличенными до 100 тыс. Правда, фирма при штате 3500 человек реально произвела в 2005 г. только 7,8 тыс. автомобилей, что значительно меньше, чем в 2004-м, когда было собрано 11,3 тыс. автомобилей. В модельном ряду: внедорожники Cruiser 2400, внедорожники и пикапы Landwind. На пекинском автосалоне был продемонстрирован полноприводный пикап с двойной кабиной Zhongxing Weihu Grand (4х4), копирующий известную модель Toyota HiLux типа N8 образца 1997 г. Пикап отличается достаточно тщательной отделкой и спортивным обвесом с хромированными дугами и порогами.

Комментировать ... >>
Kuvalda050
(13.11.12)
кетайское гавно
Loading...